Публикации
статью на тему: "Интегративный подход при изучении естественных наук в школе"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: статью на тему: "Интегративный подход при изучении естественных наук в школе"
Автор: Генова-Стешенко Лариса Ивановна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: статью на тему: "Интегративный подход при изучении естественных наук в школе"
Автор: Генова-Стешенко Лариса Ивановна
ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД ПРИ ИЗУЧЕНИИЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК В ШКОЛЕГенова-Стешенко Л.И.учитель химии ГКУ ОО ЗО "СОШ №4" г. БердянскаГенов-Стешенко А.В.учитель информатики ГКУ ОО ЗО "БГЛ" г. БердянскаОдним из главных условий подготовки молодежи к современной жизни является формирование у нее необходимых компетентностей: ключевых, общепредметных, предметных. Использование современных технологий обучения позволяет формировать и развивать предметные знания, умения и навыки в процессе активной разноуровневой познавательной деятельности учащихся в условиях эмоционально комфортной атмосферы, развивать положительную мотивацию учения, приводят к значительным показателям результативности обучения.Однако практика показывает, что не полностью решен вопрос формирования целостного представления картины мира с пониманием глубины явлений и процессов в окружающей действительности. Предметная разобщенность становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы.Считаем, что решением этой проблемы является интеграция учебных дисциплин, которая позволит учащимся достичь межпредметных обобщений и лучше усвоить учебный материала. Это особенно важно для преподавания предметов естественнонаучного цикла.В Большом толковом словаре интеграция – это “целесообразное объединение и координация действий разных частей целостной системы”.Интеграция имеет целью заложить основы целостного представления о природе и обществе и сформировать собственное отношение к законам их развития [1].“Все знания вырастают из одного корня – окружающей действительности, имеют между собой связи, а потому должны изучаться в связях”, – считал великий дидакт Я.А. Коменский. Он понимал важность установления между предметами связей для нормирования системы знаний у учащихся и обеспечения целостности учебного процесса.И.Г. Песталоцци раскрыл многообразие взаимосвязей учебных предметов. Он считал, что процесс обучения должен строиться на принципе последовательного и полного перехода от части к целому, от простого и легкого к более сложному и тяжелому.Проблема реализации межпредметных связей в учебно-воспитательном процессе разработана в труде К.Д. Ушинского “Человек как предмет воспитания” с точки зрения психологии.К классикам, которые активно работали над внедрением межпредметных связей, следует отнести И. Гербарта, А. Дистервега, Дж. Дьюи, Д. Локка.В работах современных исследователей Ю.К. Бабанского, М.А. Данилова, И.Д. Зверева, В.Р. Ильченко, Д.М. Кирюшкина, В.М. Максимовой, В.Н. Федоровой и других идеи межпредметных связей получили дальнейшее развитие.Установление межпредметных связей на уроках – одна из форм реализации интегративного подхода к обучению. Большими интегративными возможностями обладают химия, физика, биология, география, математика, информатика при реализации между ними межпредметных связей в процессе изучения основ этих наук в школе [5].Различают несколько видов межпредметных связей в содержании обучения: фактические, понятийные, теоретические [4].Фактические – это установление сходства фактов, изучаемых в курсах химии, физики, биологии, географии, их всестороннее рассмотрение с целью обобщения знаний об отдельных явлениях, процессах, объектах природы. Понятийные межпредметные связи – это расширение и углубление признаков предметных понятий и формирование общих для родственных предметов понятий. К общепредметным понятиям в курсах естественнонаучного цикла относятся понятия теории строения вещества – тело, вещество, состав, молекула, строение, свойство, явление, процесс, энергия. При этом они углубляются, конкретизируются, приобретают общенаучный характер.Теоретические межпредметные связи – это развитие общенаучных главных положений, теорий, законов. Типичным примером служит теория строения вещества, которая является фундаментальной связью физики и химии, а последствия используются для объяснения функций неорганических и органических веществ, их роли в жизни на нашей планете.В результате использования в процессе обучения интегративного подхода у учащихся формируются основные компетенции; использование технологии проблемного обучения способствует формированию учебно-познавательных компетенций учащихся, комплексное решение этой проблемы в плоскости сразу нескольких учебных дисциплин и успешное ее решение формирует ценностно-смысловые компетенции. Информационные компетенции формируются на таких уроках через информационно-коммуникативные средства обучения, без которых невозможно провести урок с использованием технологии межпредметных связей в современных условиях [5].Использование межпредметных связей побуждает учителя к поиску соответствующих методов обучения, требующих взаимодействия учителей по разным предметам. Формированию естественных, социальных, поликультурных, коммуникативных, межпредметных компетентностей способствует проведение интегрированных уроков.Интегрированный урок – это органическое сочетание в одном уроке сведений по разным учебным предметам вокруг одной темы, что способствует информационному обогащению восприятия, мышления и чувств учащихся за счет привлечения интересного материала. Это также позволяет с разных сторон познать какое-либо явление, понятие, достичь целостности знаний.Определенный принцип целостности содержания образования шире всего реализуется именно на интегрированных уроках. Интегрированные уроки физики, химии, биологии можно проводить при изучении тем “Строение вещества”, “Строение атома”, “Атмосферное давление”, “Законы электролиза Фарадея”, “Кристаллы и кристаллическая решетка”, “Ядерные реакции”, “Сгорание топлива”, “Окислительно-восстановительные реакции”, “Нефть. Ее основные характеристики и проблемы, связанные с переработкой, транспортировкой и использованием, “Фотосинтез”, “Углеводы”, “Белки”, “Аминокислоты” и т.д.Однако наибольшей ценностью обладают обобщающие интегрированные уроки. Например, можно провести интегрированный урок по теме “Общие законы сохранения в неживой и живой природе”, на котором систематизировать знания о законах сохранения массы, энергии и электрического заряда по различным учебным предметам.Можно рассмотреть следующие вопросы:1. Закон сохранения массы в химических, физических и биологических процессах.2. Закон сохранения и превращения энергии в физических, химических и биологических процессах.3. Взаимосвязь закона сохранения массы и закона сохранения и превращения энергии.4. Закон сохранения электрического заряда как общий закон природы.5. Методологическое и философское значение общих законов сохранения.Этот урок может проходить в форме конференции, семинара, круглого стола или обзорной лекции; его поочередно ведут учителя разных предметов. Общее руководство уроком должно быть возложено на одного из учителей, который свяжет сообщения каждого оратора с общей проблемой.Готовясь к обобщающему уроку по законам сохранения, следует иметь в виду, что успешное его проведение и эффективность будут во многом зависеть от активности учащихся, поэтому нужно предложить им повторение уже известного материала по курсам физики, химии, биологии.Например, можно предоставить следующие вопросы для подготовки к уроку:1. Объяснить смысл законов сохранения массы, энергии и электрического заряда. Проиллюстрируйте действие этих законов примерами по физике, химии и биологии.2. Проанализируйте с точки зрения первого закона термодинамики реакцию между цинком и раствором сульфатной кислоты, происходящую в закрытой колбе, во время которой наблюдается выталкивание пробки из колбы.3. Подчиняются ли законам сохранения энергии, массы и заряда электрохимические процессы (электролиз, гальванический элемент)? Обоснуйте ответ.4. Сохраняется ли энергия, образующаяся в клетках организма человека при окислении глюкозы и других веществ?5. Превращается ли масса в энергию или наоборот – энергия в массу?Для обобщения знаний о законе сохранения массы полезно привлечь сведения о химических реакциях и уравнениях, расчетах по химическим уравнениям (химия), об агрегатном состоянии веществ, газовых законах, уравнениях теплового баланса (физика), о процессах питания, росте организмов и обмене веществ в клетке (биология).Действие закона сохранения и преобразования энергии можно проиллюстрировать, используя сведения по механике, термодинамике, электродинамике, оптике и ядерным процессам (физика); термо-, электро- и фотохимическим процессам (химия); о сохранении энергии при работе мышц, сердца, легких, обмене веществ, фотосинтезе (биология).При обобщении знаний о законе сохранения заряда можно использовать знания учащихся по курсу физики (электромагнитные явления), по курсу химии (строение атома, образование химической связи, электролитическая диссоциация, электролиз, гальванический элемент), по курсу биологии (питание растений, возникновение биопотенциалов)).На данном интегрированном уроке делается вывод: общие для естествознания закон сохранения массы и закон сохранения и превращения энергии играют исключительно важную роль в познании биологической, химической, физической форм движения материи.Итак, интегративный подход к обучению – это не сочетание предметов, а дидактическая модель целостной Вселенной, отражение в дидактике единства и целостности научной картины мира. Систематическое использование в учебном процессе интегративного подхода оказывает положительное влияние на формирование компетентностей учащихся, способствует повышению их познавательных интересов и развитию способностей.Список литературы1. Дик Ю.И. Интеграция учебных предметов / Современная педагогика. – 2008. № 9. – С. 42.2. Зверев И.Д. Взаимная связь учебных предметов. – М.: Знание, 1977. – 164 с.3. Максимова В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения: Кн. для учителя. − М.: Просвещение, 1984. − 143 с.4. Межпредметные связи естественно-математических дисциплин. Пособие для учителей. Сб. статей/Под ред. В. Н. Фёдоровой. − М.: Просвещение, 1980. − 207 с.5. Сивкова Л.Н. Возможности интеграции предметов естественно-научного цикла // Материалы семинара «Интеграция дисциплин как способ формирования ключевых компетенции учащихся» - Ижевск, 2011. - С.13-14.