Публикации Анализ факторов, влияющих на формирование ценностных ориентаций у детей подросткового возраста.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Анализ факторов, влияющих на формирование ценностных ориентаций у детей подросткового возраста.
Автор: Барыбина Наталья Николаевна

Анализ факторов, влияющих на формирование ценностных ориентаций у детей подросткового возраста.Подростковый возраст – это очень ответственный и особенный в своём протекании и содержании период становления личности, как с позиций физиологии, так и с позиций психологии. По мнению многих психологов, психологической основой для формирования ценностных ориентаций и является именно этот круг интересов. В этом возрасте особенно проявляется рост интереса подростков к вопросам культуры, общественного устройства, религии, морали и эстетики. На формирование ценностных ориентаций, по мнению Ф.А. Игебаевой, оказывают влияние следующие факторы: 1) Культурный опыт. Культура задает систему ценностных представлений, регулирующих индивидуальное и социальное поведение человека, служит базой для постановки и осуществления познавательных, практических и личностных задач. 2) Моральные принципы. Кроме норм морали, знаний о моральных качествах и идеале в истории морального сознания возникает необходимость в гибком и универсальном руководстве для человека. Ими стали моральные принципы. В этих принципах дается только общее основание для осуществления норм поведения и критерий для выбора правил в самых разных условиях. В моральных принципах зафиксированы общие правила поведения, требования общественной дисциплины, предъявляемые к множеству совершаемых людьми поступков какого-либо типа.  3) Личный опыт. Этот фактор является самым значимым по степени влияния на формирование системы ценностей у человека. 4) Внутрисемейная атмосфера. Фактор воздействия родителей на детей имеет длительный характер, поэтому является одним из важнейших по степени влияния на ребенка, и в частности на его жизненные ценности.Л.М. Загидуллина отмечает, что «на современном этапе ценности российской молодежи существенно изменились по сравнению с ценностями предыдущих поколений. В отсутствие четких морально-нравственных ориентиров и представлений о том, какого типа личность востребована в современном российском обществе, ценностные ориентации молодежи развиваются во многом хаотически, находятся под противоречивым воздействием, с одной стороны, традиций народной культуры, а с другой – меняющихся социальных условий, неустойчивости, риска».Трансформация российского общества затронула все сферы жизнедеятельности людей. Предстоящие задачи по модернизации общества требуют реалистического осмысления его основных тенденций. Именно поэтому становится актуально, как никогда, понимание сложной проблематики процесса становления личности подростка и формирование и развитие его ценностных ориентаций, как фактора жизненного самоопределения.Подводя итог теоретическому исследованию, отметим, что ценности – это значимые единицы, важнейшие элементы внутренней структуры личности, принятые человеком в процессе социализации. Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностей образует стержень сознания, обеспечивающий устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов. Ценностные ориентации представляют собой широкую систему ценностей личности и в силу этого выступают важнейшим фактором, регулирующим и детерминирующим мотивацию личности.Список использованной литературы:1. Игебаева, Ф.А. Ценностные ориентациимолодеживсовременном российском социуме/Ф.А. Игебаева// Всборникеоциально-экономические аспекты развития современногогосударства. Материалы III международной научно-практическойконференции. – 2014. – С. 47-482. Киприянова, Е.В. Исследование ценностных ориентаций старшеклассников и управление социализацией личности/Е.В.Киприянова // Обществознание в школе. – 1999. – №2. –С.50–52.3.Загидуллина, Л.М. Ценностные ориентации современной молодежи / Л.М. Загидуллина // Научные дискуссии о ценностях современного общества. – 2015. – № 10. – С. 21