Публикации Методические рекомендации по развитию ценностных ориентаций у детей подросткового возраста

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методические рекомендации по развитию ценностных ориентаций у детей подросткового возраста
Автор: Барыбина Наталья Николаевна

Методические рекомендации по развитию ценностных ориентаций у детей подросткового возраста. В отличие от взрослых у детей нет сложившейся системы ценностей. Для детей основными являются ориентировка в социокультурных ценностях и формирование собственной системы ценностных ориентаций. В подростковом периоде (11-14 лет) происходит интенсивное физическое и социальное созревание личности, вхождение в мир национальной культуры. Поэтому необходимо в этом возрасте взрослым организовывать: включение подростков в ситуации выбора ценностей, их осмысление; помощь в оценке и самооценке своих действий, поступков; вовлечение в культурное творчество. Успешность воспитания и обучения в данном возрасте во многом зависит от мотивации, от того личностного смысла, который  имеет подросток. Для личности ребенка подросткового возраста характерным является появление устойчивости самооценки и образа «Я».  Формирование ценностных ориентаций подростков идет на основе освоения ими нравственных знаний и нравственного опыта, эмоционального переживания, нравственных отношений. Важно помнить, что для личности подростка характерен  первичный интерес к целям самовоспитания и саморазвития в системе ценностей «большой» Родины с нередким отвержением идеалов и эталонов семьи, родной культуры, активный поиск собственных идеалов. Ценностные ориентации только начинают формироваться на фоне интенсивно протекающего процесса осознания уникальности собственной жизни.В нашем Белгородском регионе сегодня – особенная ситуация, которая в наибольшей степени влияет на формирование ценностей и эталонов. Но даже в условиях дистанционного образования школа не утрачивает связи с подростками, с родителями, продолжая формировать у подростков сознание и систему отношений к окружающему миру и к себе самому, целенаправленно формируя компоненты ценностных ориентаций.При формировании ценностных ориентаций рекомендуется учитывать:1. Структуру и содержание ценностных ориентаций старшеклассников: аксиологический компонент, связанный с осмыслением и принятием ценности и социальной значимости; мотивационный компонент, основанный на стремлении к получению знаний, умений, навыков, компетенций и готовности к использованию их в будущей профессиональной деятельности; деятельностный компонент, характеризующийся сформированностью умений и навыков; профессиональный компонент, определяющий овладение в будущем профессиональные компетенции и профессионально значимыми качествами личности, готовность к активной профессиональной и общественной деятельности и созидательному труду в выбираемых социальных позициях.2. Факторы, оказывающие влияние на формирование ценностных ориентаций старшеклассников.3. Следует так же выделить отдельно формирование терминальных ценностей, к ним относятся:– конкретные жизненные ценности (здоровье, работа, друзья, семейная жизнь);– абстрактные ценности (познание, развитие, свобода, творчество);– ценности профессиональной самореализации (интересная работа, продуктивная жизнь, творчество, активная деятельная жизненная позиция);– ценности личной жизни (здоровье, любовь, наличие друзей, развлечения, семейная жизнь);– индивидуальные ценности (здоровье, творчество, свобода, активная деятельная жизнь, развлечения, уверенность в себе, материально обеспеченная жизнь);– ценности межличностных отношений (наличие друзей, счастливая семейная жизнь, счастье других);– активные ценности (свобода, активная деятельная жизнь, продуктивная жизнь, интересная работа);– пассивные ценности (красота природы и искусства, уверенность в себе, познание, жизненная мудрость).4. Задача педагогов (а также родителей) состоит в привитии ребенку базовых ценностей, на основе которых подросток будет вырабатывать собственные ценностные ориентации. Сделать это можно посредством общения с детьми, обсуждения проблем, которые их волнуют. С этой целью результативными в настоящее время являются еженедельные уроки «Разговоры о важном».5. Приобщение ребенка к культуре и духовно-нравственным нормам также играет  большую роль в формировании ценностных ориентаций. Учителям и родителям следует больше внимания уделять развитию подростка в культурной сфере общества: посещение театров, музейных выставок, концертов и т.д. положительно влияет на подростка и помогает ему самостоятельно определиться в мире ценностей. Аналогичный эффект имеют и посещения спортивных секций и кружков, различных соревнований и олимпиад.6. Огромную роль в процессе формирования ценностных ориентаций играет семья. Именно ближайшее окружение ребенка первоначально определяет его взгляды, интересы и потребности.7. Так как в отрочестве некоторые ценности являются практически сформированными, имеет место коррекция ценностной ориентации подростка со стороны взрослого (например, педагога).Коррекция системы ценностных ориентаций касается, прежде всего, подростков с отклоняющимся поведением или детей из неблагополучных семей.Не маловажным является то, что процесс формирования системы ценностных ориентаций старшеклассников должен быть реализован на самых разных уровнях (на уровне государства, общественных и религиозных институтов, семьи и личности) и основываться на последовательности стадий социальной регуляции.Список литературы:1.Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности М.: Просвещение, 2008. – 51-54 с. 2.Белякова, С. Г. Формирование ценностных ориентаций у подростков как педагогическая проблема / С. Г. Белякова // Педагогическое образование и наука. – 2017. – № 4. – С. 117-121. 3.Цветов, М. А. Подходы к пониманию сущности ценностей и их систем: история и современность / М. А. Цветов // Молодой ученый. – 2016. –№ 28 (132). – С. 838-842.