Публикации
Профильная программа "Дворик наших дней"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Профильная программа "Дворик наших дней"
Автор: Демешко Татьяна Анатольевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Профильная программа "Дворик наших дней"
Автор: Демешко Татьяна Анатольевна
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Новосибирска «Дом детского творчества «Кировский» УтверждаюДиректор ДДТ «Кировский»__________Г.Л. Фомина«__»__________2024 г.Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«Дворик наших дней»Возраст участников от 8 до 14 летСрок реализации с «13» августа 2024г. по «15» августа 2024г. Автор программы:Демешко Татьяна Анатольевна, методист.Новосибирск - 2024г.ОГЛАВЛЕНИЕПояснительная записка Целевой блок Цель и задачи программы Планируемые результаты Основное содержание Принципы, формы, методы Ключевые события смены Система мотивации и поощрения смены Кадровое обеспечение Список использованной литературы Приложение Информационная карта программы профильной сменыПояснительная записка Август – последний месяц уходящего лета, период окончания каникул. Взрослые на работе, и не всегда могут предоставить своему ребёнку полноценный организованный отдых. Участие детей в летней профильной школе позволяет решить проблему занятости свободного времени, расширить сферу межличностного взаимодействия, способствовать приобретению разнообразного социального опыта. В основе программы лежит феномен советского дворика. Двор представлял собой отделённое от внешнего мира довольно обширное пространство, в котором хватало место для скверика, детской и спортивной площадки, сушки для белья и прочих атрибутов коллективной жизни. Двор служил центром жизни всей детворы ‒ игр и забав, правил и понятий. Всегда кипела жизнь ... Прошло время и дворики приобрели другой оттенок жизни. Программа «Дворик наших дней» предполагает привлечение детей и подростков к познавательной творческой деятельности в краеведческом музее «Мастерская предков» и Затулинском Дисперсном парке. Музей является структурным подразделением МБУ ДО Дом детского творчества «Кировский» г. Новосибирска. Дисперсный парк расположен рядом с ДДТ «Кировский» (3 минуты ходьбы). Деятельностный подход в программе, обеспечивает включение детей в разнообразные виды и формы взаимодействия по освоению окружающего мира, мира прошлого и истории своей малой Родины. Почти все задания программы рассчитаны на совместную работу, на сплочение коллектива. Данная программа предполагает не только получение знаний, но и формирование умений практического характера, что позволяет обучающимся внести реальный вклад в сбережение природы своего района, города.Программа разработана на основании законодательных нормативно-правовых документов: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции 2020 г.); 2. Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»; 3. Деятельность программы планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания, установленными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 .05 .2015 № 996-р);4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»).6. Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р)7. Методические рекомендации по составлению программ педагогической деятельности организаций отдыха детей и их оздоровления.8. Устав МБУДО «ДДТ» Кировский» 9. Программа воспитательной работы МБУДО ДДТ «Кировский» на 2022-2024 г.г.Участники программы - обучающиеся ДДТ «Кировский», учащиеся общеобразовательных учреждений Кировского района в возрасте 8-14 лет. Количество участников программы: 40 детей. Набор на программу производится посредством сайта Навигатора дополнительного образования детей. Продолжительность программы – 3 дня.Направленность программы «Дворик наших дней» социально-гуманитарная и включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления образования, развития и воспитания в условиях лагеря дневного прибывания.1.1Цель и задачи программы1 Цель программы: создание условий для социальной адаптации и развития познавательных интересов детей посредством их активного вовлечения в творческую, игровую, исследовательскую деятельность с учетом их собственных интересов и возможностей.Организационно-методические задачи:Создание необходимого интерактивного фонда экспонатов. Адаптирование тематических программ и сценариев экскурсий на территории Дисперсного парка, в музее «Мастерская предков»; Приобщение к творческим и интеллектуальным видам деятельности, стремлению к познанию истории малой Родины, культуре наших предков; Вовлечение детей в исследовательскую деятельность экологической направленности. 1.2. Планируемые результаты Программа будет считаться реализованной, если по окончанию смены:Дети: Приобретут опыт коллективного творчества и навыков самоорганизации; Повысят уровень духовно-нравственных ценностей, гражданственности; Расширят кругозор в ходе проведения исследовательских работ, экскурсий, мастер-классов, пополнят жизнь интересными культурными событиями; Приблизятся к целостной системе нравственных ценностей и культуре традиций через погружение в атмосферу игры и познавательной деятельности микросоциума; Педагоги:Познакомятся с образовательными общеразвивающими программами, сценарным экскурсионным материалом, экологическими проектами Дома творчества «Кировский»; Установят доверительные и деловые отношения между учреждениями общего и дополнительного образования, которые приведут к созданию единой системы выявления, поддержки, развития способностей и талантов детей. РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ2.1 Принципы, формы, методы и технологии деятельностиПринцип деятельности – указание на саму действительность человеческого бытия как на исходный момент любого исследования человека и общества. Принцип активности – участие каждого члена группы (коллектива) в совместной деятельности.Принцип научности – раскрытие причинно-следственных связей между предметами, явлениями, процессами, событиями, а также обязательное включение в содержание образования только актуальной и современной информации, отвечающей современному уровню развития наук.Принцип системности - требование смотреть на любой предмет познания как на систему, функционирование которой подчиняется общим закономерностям существования и эволюции любых системных объектов.Принцип доступности - соответствие содержания, методов и форм обучения возрастным особенностям обучающихся, уровню их развития.Принцип коллективности - социальное воспитание осуществляется в коллективах (малых группах) различного типа: это дает человеку опыт адаптации и обособления в обществе. Процессы адаптации и обособления предполагают накопление опыта жизни в обществе, а также создание оптимальных условий для позитивного направления процессов самопознания, самоопределения, самореализации.Принцип открытости - создание условий для реализации непрерывности в образовании, воспитании — социализации.Принцип личностного подхода – учёт индивидуально-психологических особенностей ребёнка.Принцип поощрения – создание ситуации успеха.Направления, используемые при планировании и проведении лагерной смены:- спортивно-оздоровительное «Территория здоровья»;- духовно-нравственное «Учимся у прошлого»:- творческое направление «Город мастеров»;- эколого-исследовательское «Горизонты открытий».«Территория здоровья» Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни включает в себя спортивную деятельность, направленную на оздоровление, отдых и воспитание детей в городских условиях. Подвижные игры на спортивной площадке, пешие прогулки, принятия солнечных ванн на территории Дисперсного парка. «Учимся у прошлого» Краеведческая работа в музее «Мастерская предков». Воспитание в детях любви к своей малой родине, привитие интереса к истории, культуре, традициям и обычаям родного края. Мероприятия в формате экскурсий: «Затулинсий Дисперсный парк», музей «Мастерская предков», контактный зоопарк на территории Дисперсного парка.«Город мастеров» Создание условий для творческой самореализации детей, раскрытие и развитие творческого потенциала каждого ребенка. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях. Мероприятия проходят в форме творческих мастерских «Бабушкин комод», «Старинные народные промыслы»«Горизонты открытий» Исследовательская деятельность в области экологии. В ходе исследований происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки, и накапливается опыт научных экспериментов, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов, направленных на улучшение состояния окружающей среды в процессе выявления, изучения, решения и предупреждения экологических проблем. Краткосрочный лагерь с дневным пребыванием «Дворик наших дней» - это реальная программа для обычных ребят с нашего двора, где каждый может найти себе дело по душе. Программа реализуется через использование индивидуальных, коллективных и групповых форм работы, которые осуществляются с использованием традиционных методов (экскурсии, беседы, конкурсы, мастер-классы) и интерактивных методов (ролевые игры, мини-исследования) 2.2 Ключевые события смены1. Мастерская «Бабушкин комод» - мастер-классы, направлены на просвещение природоохранной деятельности и ресурсосбережения; продвижение экологической тематики, поощрение научно-исследовательской и проектной активности детей в области решения актуальных экологических задач.2. Фольклорная игра «Четыре стены» –подвижная игра на ловкость и находчивость, быстроту и координацию с элементами славянских национальных традиций.3. Экологическая тропа «Найди меня!» - познавательное путешествие по изучению древесно-кустарниковой флоры дендропарка с помощью карточек-подсказок. Тропа проложена по территории Затулинского Дисперсного парка.5. Экспериментальная лаборатория «По следам невиданных зверей» - экскурсия в музей «Мастерская предков», изучение подъёмного материала с раскопок археологического клуба «Потомки».6. Подвижные игры «Славянские игры» - состязания на быстроту, логику, взаимовыручку на площадке Затулинского Дисперсного парка.7. Экспериментальная лаборатория «Чистый воздух» - определение запылённости воздуха на листовых пластинках древесных растений Затулинского Дисперсного парка. При дождливой погоде объектом исследования могут быть растения в кабинетах Дома творчества «Кировский». 8. Мастерская «Старинные народные промыслы» - изучение русских народных художественных промыслов, обладающих значительными эстетическими ценностями и отражающие духовную сторону народной культуры. Сотрудничество ребят на мастер-классах с опытными педагогами декоративно-прикладного творчества даёт возможность прикоснуться к русским традициям, зародившимся ещё много веков назад.9. Квартирник «В парке» - концерт, проводится в Дисперсном парке, в зоне «лобного места» в непринуждённой обстановке. Ребята исполняют дворовые песни под гитару вместе с волонтёрами отряда «Надежда».10. Творческая мастерская «Современный музей». Ребята создают свой музей, используя подручные материалы (карандаши, шишки, желуди, ветки деревьев, листья деревьев) обыгрывают их, придумывают сценарий и проводят экскурсию. Этапы реализации программыI этап. Подготовительный (апрель – май):проведение совещания при директоре и заместителе директора по учебно-методической работе по подготовке к профильной смене; разработка программы «Дворик наших дней» с дневным пребыванием детей; подготовка методических материалов; отбор кадров для работы в лагере дневного прибывания; составление необходимой документации для деятельности лагеря; информированность на сайте Навигатора дополнительного образования детей, рассылка средним общеобразовательным школам. II этап. Организационный (август)формирование отрядов; ознакомление педагогов с программой «Дворик наших дней», с режимом работы лагеря, правилами прибывания. III этап. Основной (13.08.2024 г. – 15.08.2024 г.):реализация основной идеи смены; вовлечение детей в различные виды деятельности; работа творческих мастерских. IV этап. Итоговый:закрытие смены; подведение итогов смены; сбор отчётного материала; анкетирование детей и педагогов; анализ предложений (детей, педагогов, родителей) по деятельности профильной смены; выпуск фотодневника. 2.3 Система мотивации и поощрения смены Каждый день участники, зарабатывает за активность и творчество рейтинговые бонусы:- 3 балла, задание выполнено успешно;- 2 балла, задание выполнено с недочетами; -1 балл, задание выполнено частично. На церемонии закрытия смены все участники получают грамоты за успешное прохождение программы, памятные дипломы «Герои нашего двора».3.Кадровое обеспечениеНачальник лагеря – 1Волонтёры – 8Педагоги дополнительного образования - 5Начальник лагеря.– Обеспечивает общее руководство деятельностью смены, издаёт приказы и распоряжения, руководит работой педагогического и вспомогательного персонала. - Обеспечивает безопасность жизни и здоровья детей, сотрудников лагеря: осуществляет подготовку помещений к открытию лагеря, проводит инструктажи с персоналом, создаёт безопасные условия для проведения образовательной, воспитательной и оздоровительной работы. - Несёт ответственность за соблюдение санитарно - гигиенических норм, правил техники безопасности жизнедеятельности и пожарной безопасности. - Проходит профилактический медицинский осмотр, посещает обучающие занятия и семинары для начальников лагерей.Волонтёры (обучающиеся студии «Надежда» ДДТ «Кировский», прошедшие собеседование в рамках проекта «Школа вожатского мастерства»).- Совместно с педагогом организуют работу в своем отряде.Педагог дополнительного образования. – Участвует в подготовке общественных мероприятий, проводит мастер – классы, занятия с детьми согласно плану. - Обеспечивает качество предоставляемой досуговой деятельности, отвечает за безопасность детей во время проведения культмассовых мероприятий, несет ответственность за соблюдение распорядка дня, санитарно–гигиенических норм. - Анализируют деятельность отряда. - Своевременно проходит профилактический медицинский осмотр. 4.Списк использованной литературы1.Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника: Учебное пособие для учащихся.-Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2005.-304 с.2.Иванченко В.Н. Инновации в образовании: общее и дополнительное образование детей: учебно-методическое пособие/ В.Н. Иванченко - Ростов н/Д: Феникс, 2011.-341 с.-(Сердце отдаю детям)3.Играем круглый год. Сборник игр. - Киев.: Изд-во «Видавництво», 2012.- 128 с.4.Коноваленко С.В. До школы 3 месяца!? Альбом заданий иупражнений. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.- 64с.5.Сценарии интеллектуальных игр – Новосибирск: Изд-во «Эгида», 2009.-124 с. Выпуск1.6.Ура, каникулы! Библиотека вожатого.-М.: ТЦ Сфера, 2002.- 128 с.7.Харари Ю.Н. 21 урок для ХХI века/ Юваль Ной Харари; {пер. с англ. Ю.Гольдберга}. - М.: Синдбад,2019.-416с. Приложение 1 План – сетка мероприятий Программы «Дворик наших дней»