Публикации Развитие диалогической речи у дошкольников

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие диалогической речи у дошкольников
Автор: Летюшова Венера Рамисовна

РАЗВИТИE ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ Какие функции выполняет речь в жизни ребенка?Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи.Что такое диалог?Диалог –это непроизвольный и реактивный (быстро осмысливаемый) процесс двустороннего обмена информацией, это разговор по очереди, где для каждого партнера период говорения и слушания чередуется.Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Диалог может разворачиваться в бытовом разговоре и может достигать в последствии высот философско-мировоззренческой беседы.Диалогическая речь представляет собой яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые — лингвисты называют диалог первичной естественной формой языкового общения. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения, создания своих реплик, вопросов, происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в диалоге требует сложных умений:формулировать в ответ собственное суждениевнимательно слушать и правильно понимать правильно выражать его мысль, выраженную средствами языка собеседникомменять вслед за мыслями слушать свою речь, собеседника тему вносить необходимые речевого изменения и поправки взаимодействияподдерживать определенный эмоциональный тон1. Собственно речевые умения
  • вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими);
  • поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку зрения; выражать отношение к предмету разговора — сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно;
  • говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.
  • 2. Умения речевого этикетаВ речевой этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др.3. Умение общаться в паре, группе из 3 — 5 человек, в коллективе4. Умение общаться для планирования совместных действий
  • достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.
  • 5. Неречевые (невербальные) умения — уместное использование мимики, жестов.Диалогическая речь отличается лаконичностью и простотой конструкций. Конкретные условия реальной действительности, в которых протекает разговор, непосредственное общение с собеседником позволяют им понимать друг друга, не прибегая к развёрнутым высказываниям.
  • разговорная лексика;
  • краткость, недоговоренность, обрывистость;
  • Для диалога характерны
  • простые и сложные бессоюзные
  • Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть неполной, сокращенной, иногда фрагментарной.предложения;
  • кратковременное
  • предварительное обдумывание; использование шаблонов, речевых клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения, т. е. речевого этикета;
  • использование жестов, мимики, поз.
  • Диалогические единства строятся по определенным схемам Строевой единицей диалогической речи является диалогическое единство —
  • сообщение-вопрос
  • сообщение-сообщение
  • побуждение-сообщение и т. д.