Публикации
Игра как способ активизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Игра как способ активизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста
Автор: Волкова Ирина Юрьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Игра как способ активизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста
Автор: Волкова Ирина Юрьевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида №11 «Подснежник»Муниципального образования городской округ СимферопольРеспублики КрымИгра как способ активизации познавательной деятельности детей дошкольного возрастаВоспитатель Волкова И.Ю.г.Симферополь, 2024 г.Игра как способ активизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста.Расширение информационного пространства привело систему образования к определенным изменениям. Одной из важнейших проблем является формирование учебно-познавательной деятельности дошкольников.Активизация познавательной деятельности посредством игры открывает широкие возможности потенциала детей.В свете развития информационных технологий, их влияния на общество (в том числе подрастающее поколение) остро встает проблема формирования у дошкольников знаний и умений к самостоятельной деятельности, что происходит посредством активного обучения.Сегодня широко используются традиционные и инновационные методы обучения дошкольников. Какие именно технологии следует использовать, зависит от множества факторов, поэтому педагогическая технология выбирается индивидуально в зависимости от возрастной группы. И все же, в работе с дошкольниками ведущее место занимает игровая технология.В отечественной педагогике и психологии проблеме игровой деятельности уделяли внимание К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин. В их трудах исследована и обоснована роль игры в онтогенезе личности, в развитии основных психических функций, в самоуправлении и саморегулировании личности, наконец, в процессах социализации — в усвоении и использовании человеком общественного опыта. Из всех видов деятельности, для ребенка игра в приоритете, поскольку она всегда желанная, позволяет удовлетворять потребности в отражении действительности, расширяет возможности выбора в проецировании жизненных ситуаций, развивает желание самоутвердиться и, самое главное, у ребенка появляется интерес к познанию нового, формируются навыки общения, развивается речь, пополняется словарный запас, расширяется кругозор. В процессе игры у ребенка зарождаются и развиваются новые виды деятельности. Именно в игре впервые проявляются элементы обучения. В младшем дошкольном возрасте необходимо учитывать то, что внимание детей неустойчивое, кругозор ограниченный. С этого возраста дети начинают использовать в игре игровые предметы, которыми учатся замещать реальные вещи игровыми. В возрасте 3-4 лет игры подбираются с простым сюжетом и знакомыми героями (зайчики, белочки и т.д.). При этом постоянно используется наглядность. Во время игр дети повторяют все за воспитателем, поэтому роли и движения у всех одинаковые. В этом возрасте игры повторяются 2-3 раза, для лучшего запоминания. Особое значение следует уделять эмоциональности, потому что именно эмоции вызывают желание участвовать в игре.В среднем дошкольном возрасте у детей активно развиваются речь, воображение, внимание, самоконтроль, наблюдательность. Развиваются и совершенствуются коммуникативные навыки, навыки невербального общения, закрепляется согласование движений. На данном этапе виды игр расширяются, правила усложняются. Особое значение теперь уделяется дидактическим, подвижным и ролевым играм. Игры приобретают тематический характер.В старшем дошкольном возрасте игры усложняются. Появляется творческий подход в создании игровых ситуаций, соблюдается логическая последовательность, задается определенный эмоциональный фон. В общении дети пополняют лексический запас, расширяют кругозор. В сюжетно-ролевых играх самостоятельно распределяют роли, расширяют словарный запас (используют профессионализмы, термины, согласовывают существительные с именами прилагательными, глаголами). Сам сюжет игры отображает действительность (например, копирование поведения взрослых в бытовых ситуациях). В подвижных играх появляется соревновательный характер, стремление к успеху.В среднем и старшем дошкольном возрасте, в учебном процессе, особое место занимают дидактические игры. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний, пополняют и активизируют словарь, развивают связную речь, учат правильно выражать свои мысли, составлять рассказы о предметах и явлениях, формируют правильное звукопроизношение, упражняют в подборе синонимов, антонимов. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль. Кроме того, дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности.Своевременное и правильное применение игр в учебно-воспитательной практике обеспечивает решение задач, поставленных программой воспитания и обучении в ДОУ в наиболее приемлемой для детей форме. Сложная и ответственная задача возлагается на воспитателя, который продумывает каждый этап занятия, ежедневное планирование. Правильно подобранная игра позволяет ребенку понять и запомнить программный материал, при этом развивать речь, логику, внимание, развивать память, учит соблюдать правила, контролировать эмоции и действия, формировать коммуникативные навыки. Список литературы 1. Белова, С. Уроки воспитания для воспитателей [Текст] / С. Белова // Народное образование. – 2004. - № 3. – С. 102-109. 2. Бондаренко, А.К. Воспитание детей в игре (пособие для воспитателя детского сада) [Текст] / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1979.- С.214. 3. Венгер, Л.А. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов/ Под ред. Л. А. Венгера.—2-е изд., перераб. и доп.— М.: Просвещение, 1985.—272 с 4. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Наука, 1967. – 180 с.