Публикации Развитие внимания обучающихся с ОВЗ младшего школьного возраста через использование игровых приемов

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие внимания обучающихся с ОВЗ младшего школьного возраста через использование игровых приемов
Автор: Пьяных Мария Сергеевна

Развитие внимания обучающихся с ОВЗ младшего школьного возраста через использование игровых приёмов Существенным недостатком психического развития детей с нарушением интеллекта является проблема нарушения внимания.Внимание - это процесс сознательного или бессознательного (подсознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой. Для учителя начальной школы проблема развития внимания детей является традиционной. Это во многом обусловлено особенностями психического развития младших школьников. Наиболее характерны невнимательность, несобранность, отвлекаемость для первоклассников. Их внимание действительно еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво, что во многом объясняется недостаточной зрелостью регулирующих нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих произвольное управление поведением в целом и вниманием в частности. Изучив исследования учёных, были выделены основные критерии для определения развития внимания: 1.Объем внимания – количество объектов, которые могут одновременно находиться в сфере внимания человека. 2.Распределение внимания – такая характеристика внимания, которая позволяет одновременно держать в сфере внимания много разных объектов и воспринимать их примерно с одинаковым вниманием. 3.Переключение внимания – свойство, которое позволяет человеку переключать внимание с одного объекта на другой, отвлекаться от первого и сосредотачиваться на втором. 4.Устойчивость внимания – способность сохранять на одном и том же достаточно высоком уровне в течение длительного времени. Коррекционно-развивающие занятия с детьми всегда начинаю с формирования внимания, так как от способности ребенка к произвольной деятельности зависят результаты всей его работы, учу детей сосредоточиваться на предлагаемом материале в процессе деятельности, быть наблюдатель­ными, уметь ориентироваться в незнакомом материале, распределять внимание (например, слушать и одновременно писать, рисовать и т. п.). Для формирования различного рода внимания детей с нарушением интеллекта эффективно использую игровые приёмы. Остановлюсь на нескольких игровых приёмах, сгруппировав их по цели проведения. Цель: развитие объема внимания.Игра «Заметь все» Раскладываются в ряд 7—10 предметов (можно выставлять картинки с изображением предметов на наборном полотне), которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на 10 с, снова закрыть их и предложить детям перечислить все предметы (или картинки), которые они запомнили. Приоткрыв снова эти же предметы секунд на 8—10, спросить у детей, в какой последовательности они лежали. Поменяв местами два любых предмета, снова показать все участникам игры на 10 с. Предложить детям определить, какие предметы переложены. Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них. Можно придумать и другие варианты этой игры (убирать предметы и просить детей называть исчезнувший; располагать предметы не в ряд, а, например, выкладывать один на другой, с тем, чтобы дети перечислили их по порядку снизу вверх, а затем сверху вниз и т. п.).Игра «Ищи безостановочно»В течение 10—15 с. увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т. п.). По сигналу учителя один ребенок начинает перечисление, другие его дополняют.Цель: развитие распределения внимания.цы”, “Охотник (рыболов, лесоруб)”, “Один за всех”.Игра «Вычеркивай буквы и слушай»Ребенку предлагают следующее задание: вычеркивать в тексте одну или две буквы, и в это же время ставят детскую пластинку с какой-либо сказкой. Потом проверяют, сколько букв ребенок пропустил при зачеркивании, и просят рассказать, что он услышал и понял из сказки. Первые неудачи при выполнении этого достаточно трудного задания могут вызвать у ребенка протесты и отказы, но в, то же время первые успехи окрыляют. Достоинством подобного задания является возможность его игрового и соревновательного оформления.Игра «Найди букву» или «Зачеркни фигуру»Для их проведения потребуются любые печатные тексты (старые ненужные книги, газеты и др.), карандаши и ручки. Упражнения должны проводиться ежедневно по 5 мин (минимум 5 раз в неделю) в течение 2—4 месяцев. Занятие может быть индивидуальным или групповым. Каждому ребенку раздается старая книга, карандаш или ручка. Инструкция выглядит следующим образом: «В течение 5 мин нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы «А» (можно указать любую букву): и маленькие, и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора, если у кого-то они встретятся». По мере овладения игрой правила усложняются: меняются отыскиваемые буквы; одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается, вторая подчеркивается; на одной строке буквы обводятся кружочком, на второй отмечаются галочкой и т. п. Все вносимые изменения отражаются в инструкции, даваемой в начале занятия. По итогам работы подсчитывается количество пропусков и неправильно зачеркнутых букв. Показатель нормальной концентрации внимания — четыре и меньше пропусков. Больше четырех пропусков — слабая концентрация.Цель: развитие переключения внимания., “Замри”, “Выполни команду”, “Товарищ командир”, “Найди числа”, “Какие знаки арифметических действий мы поставим”, “В мире животных”, “Что где растет”, “Жмурки”.Игра «Не ошибись»Рекомендуемые задания можно использовать в работе с детьми, владеющими счетом в пределах десяти.Вариант 1. На таблице представлены 10 строк по 8 шаров разно­го размера. Учитывая возраст и степень умственного развития ребен­ка, ему предлагают посчитать все мячи одного размера (например, все большие или все маленькие). Счет построчный.Вариант 2 (усложненный). Ребенок одновременно должен пере­считывать шары каждого размера (например, один большой, один ма­ленький, два больших, два маленьких, три больших, три маленьких, шесть больших, четыре маленьких и т. д.).При выполнении данного задания осуществляется формирова­ние распределения внимания и способность к переключению, а так­же формируется кратковременная память.Игра «Найди различия»Ребенку предлагается картинка с изображением одного и то­го же объекта, отличающегося отдельными деталями. В зависимо­сти от возраста ребенка количество отличий может увеличиваться (от 2-3 до 5-6). В случае возникновения трудностей при рассмат­ривании предъявленных объектов ребенку может быть оказана организующая помощь: «Посмотри, что держит в лапках кот» и т. д. Выполнение этого задания требует максимальной концентрации внимания для того, чтобы увидеть различия, которые присутствуют в изображенных объектах.Цель: развитие устойчивости и продуктивности внимания.Игра «Муха»Для ее проведения потребуются листы бумаги с расчерченным девятиклеточным игровым полем 3×3, фишки (фишками могут быть пуговицы, монетки, камешки). Игра проводится в течение 5—10 мин, 2—3 раза в неделю, в течение 1—2 месяцев. Задание выполняется в парах. Каждой паре играющих дается по листу с расчерченным игровым полем и по одной фишке. Играющим дается такая инструкция: «Посмотрите на лист бумаги с расчерченными клетками. Это игровое поле. А вот эта фишка — «муха». «Муха» села на середину листа в среднюю клетку. Отсюда она может двинуться в любую сторону. Но двигаться она может только тогда, когда ей дают команды «вверх», «вниз», «влево», «вправо», отвернувшись от игрового поля. Один из вас, тот, кто сидит слева, отвернется и, не глядя на поле, будет подавать команды, другой будет передвигать «муху». Нужно постараться продержать «муху» на поле в течение 5 мин и не дать ей «улететь» (покинуть пределы игрового поля). Затем партнеры меняются ролями. Если «муха» «улетит» раньше, значит, обмен ролями произойдет раньше. Все понятно?». Усложнение игры идет за счет того, что играющие объединяются по трое. Двое по очереди подают команды, стараясь удержать «муху» на поле. Третий контролирует ее «полет». Тот, у кого «муха» «улетит» раньше договоренного времени, уступает свое место контролеру. Если все укладываются в отведенное время, то меняются ролями по очереди.Игра «Лабиринты» Предлагаю использовать это задание на первых этапах ра­боты с ребенком, так как оно направлено на формирование необхо­димых для любой деятельности качеств: концентрации и устойчиво­сти внимания, умения планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль — в данном случае — не допустить «ошибочный ход». Само задание, форма его предъявления, как правило, вызывают ин­терес у детей. С целью привлечения и удержания внимания ребенка советую сделать разные варианты лабиринтов по сложности и внеш­нему оформлению. Через игру быстрее и легче происходит развитие основных свойств внимания, что влечет за собой качественное усвоение учебного материала и положительную мотивацию к процессу учения. Таким образом, можно утверждать, что игровые приёмы являются эффективным средством развития внимания при правильной организации и проведении, и рассматриваются как неотъемлемая часть воспитательно-образовательного процесса.