Публикации Создание ситуации успеха на уроках для обучающихся с ОВЗ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Создание ситуации успеха на уроках для обучающихся с ОВЗ
Автор: Пьяных Мария Сергеевна

Создание ситуации успеха на уроках для обучающихся с ОВЗ. Ученье – свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. Ребенок, идя в школу, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого светлого оптимизма – самая серьезная проблема обучения. Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. В нашей стране таких детей называют дети с ОВЗ.  В настоящее время назрела острая необходимость в понимании их проблем, уважении и признании их прав на образование, желание и готовность включить их в детское сообщество, а не спрятать за стенами специального учреждения или оставить дома, сидящим у окна и наблюдающим за сверстниками. Важность переживания успеха для формирования уверенности в себе и положительной учебной мотивации отмечали в свое время классики отечественной педагогики К.Д.Ушинский и В.А.Сухомлинский. Каждый знает, как много радости и энтузиазма приносит ребенку (и взрослому) любого возраста заслуженная похвала, отмеченная старшими победа.  Ситуации успеха учеников в образовательном процессе создаются постепенно, поэтапно. Что такое успех и зачем он нужен на уроке? Успех — понятие неоднозначное, многогранное. С точки зрения психологии, это эмоции радости, удовлетворения, связанные с преодолением сложной задачи. В этом отношении чувство успеха схоже с чувством эйфории. С точки зрения педагогики, успех — это моделирование определенной ситуации, в ходе которой дается возможность достичь значительных результатов как для отдельного ученика, так и для всего коллектива. Переживание эмоций, связанных с успехом позволяет:-повысить мотивацию обучения, развить познавательный интерес;-стимулировать работоспособность;-корректировать негативные личностные особенности: тревожность, мнительность, неуверенность, низкую самооценку;-развивать личностные качества со знаком "плюс": инициативность, активность, креативность. Для того чтобы вызвать у учащихся любопытство - причину познавательного интереса я использую следующие приемы:1) Создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания.2) Положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя. УТРО. НАЧАЛО ДНЯ. НАЧАЛО УРОКА -  важен положительный эмоциональный настроен.  Эмоции легко передаются. Важно педагогу демонстрировать позитивное состояние. Создать положительный эмоциональный настрой у учащихся, помочь преодолеть эмоциональный дискомфорт, возникший до входа ребят в ваш класс.   Используйте приемы переключения внимания, чередование видов деятельности, смену у ребят местоположения, т.к. двигательная активность помогает снизить мышечное и эмоциональное напряжение. Если видите, что ученик огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится и расскажет сам. Используйте  слова поддержки: «У тебя все получится», «Давай разберемся вместе, я тебе помогу», похвалите, даже, если не очень получается. В учебные задачи включать упражнения на развитие внимания, самоорганизованности, самоконтроля и приемы саморегуляции.3) Рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, "почему было трудно?", "что открыли, узнали на уроке?" и т.д.). ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ является закрепляющим этапом формирования успешности обучения,  когда ребенок начинает осознавать, что он знает, что достиг,  в чем улучшил свои показатели.  Прием рефлексии развивает навык анализа и самоанализа у обучающихся с ОВЗ. Лучшему усвоению учебного предмета, развитию научно-познавательного интереса, активизации учебной деятельности учащихся, повышению уровня практической направленности способствуют следующие активные формы и методы обучения: Формы урока:
  • игра;
  • путешествие;
  • смотр знаний;
  • практическая работа;
  • Активные методы обучения, игровые методы – очень гибкие методы, многие из них можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях.у организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение школьниками образовательной программы, что важно для школьников с ОВЗ. Формой организации совместной деятельности учителя и учащихся является урок. В ходе урока учитель может использовать различные методы и приемы обучения, подбирая наиболее соответствующие содержанию обучения и познавательным возможностям учащихся, способствуя тем самым активизации их познавательной деятельности. Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения:1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного ). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.2. Использование презентации и фрагментов презентации по ходу урока.с другими участниками образовательного процесса.Использование программы создания презентаций представляется очень удобным. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы.3. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе урока, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи. Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся. Разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения.ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ СИТУАЦИЮ УСПЕХА:
  • Не заостряйте внимание на негативном; чаще улыбайтесь, используйте  элементы  юмора при общении.
  • Проявляйте интерес и великодушие к своим ученикам.
  • Не давайте детям прозвища, не вешайте на них ярлыки.
  • Не сравнивайте ребёнка с другими, отмечайте «персональную исключительность».
  • Аргументируйте необходимость Ваших действий; ту отметку, которую Вы выставляете ученику.
  • Не говорите много за детей, вызывайте их на диалог, позволяйте выражать им своё мнение.
  • Не выражайте недовольство ученику при всём классе, не применяйте угрозы.
  • Помните, что Вы, как педагог, формируете личность обучающегося, его самооценку.
  • По мере того, как современное общество становится более сложным, детям все труднее уловить связь школы с жизнью, обучающиеся чаще всего не могут успешно адаптироваться в наше бурное время. И одним из условий успешной адаптации в обществе является успех в учебной деятельности. Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – успех в жизни!