Публикации Б. БРИТТЕН. КОНЦЕРТ ДЛЯ СКРИПКИ С ОРКЕСТРОМ D-MOLL, OP. 15: Особенности исполнительской интерпретации

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Б. БРИТТЕН. КОНЦЕРТ ДЛЯ СКРИПКИ С ОРКЕСТРОМ D-MOLL, OP. 15: Особенности исполнительской интерпретации
Автор: Боброва Юлия Дмитриевна

муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования города Новосибирска
Детская музыкальная школа № 10
Б. БРИТТЕН.
КОНЦЕРТ ДЛЯ СКРИПКИ С ОРКЕСТРОМ D-MOLL, OP. 15 : ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
Дружинина София Борисовна,
преподаватель оркестрового отделения
Новосибирск 2024
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
РАЗДЕЛ I. Творчество Бенджамина Бриттен в историко-культурном контексте XX века……………………………………………………………......7
Жизненный и творческий путь Б. Бриттена ……………...……….........7
История создания Концерта для скрипки с оркестром d-moll, op.15. Особенности содержания и структуры произведения………………………...9
РАЗДЕЛ II. Специфика стиля, исполнительская интерпретация Концерта для скрипки с оркестром d-moll, op.15 Б. Бриттена …………………………….....11
Понятие исполнительской интерпретации, стиля и концепции концерта……………………………………………………………………….....11
Исполнительская интерпретация скрипичного концерта Б. Бриттена на примере Марка Лубоцкого и Янин Янсен……………………………………..12
РАЗДЕЛ III. Особенности исполнительской трактовки и методический анализ Концерта для скрипки с оркестром d-moll, op.15 Б. Бриттена……..14
Первая часть ………………………………………………………………14
Вторая часть ………………………………………………………………15
Третья часть ………………………………………………………………17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….19
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...21
ПРИЛОЖЕНИЕ (ноты и видеозаписи исполнения концерта для скрипки с оркестром Б. Бриттена) …………………………………………………………23
ВВЕДЕНИЕ
Концертный жанр является одним из самых значимых, популярных в творчестве отечественных, зарубежных композиторов и исполнителей. В конце XIX – начале XX века в историко-культурном контексте происходит переход от романтизации, выразительности и "некой духовности" к неоклассицизму, который показывает в этом жанре неординарность, невероятную виртуозность и монологичность. Для Англии этот жанр являлся одним из самых важных, так как в нём зарождалась национальная композиторская школа. Известно, что английское композиторское творчество практически закончило своё существование после смерти Генри Пёрселла - с конца XVII и вплоть до конца XIX веков. На тот момент в стране шло развитие в других сферах искусства: живопись, литература, философия, а также театр. В середине XIX века, после, так называемой, эпохи молчания наступило новое английское музыкальное возрождение в лице следующих композиторов: Э. Элгар, У. Уолтон, А. Э. Т. Бакс, Ф. Бридж, Г. Холст и Б. Бриттен.
Бенджамин Бриттен является одним из самых масштабных композиторов XX века, который вновь поставил английскую классическую музыку на один пьедестал с европейской. Чаще всего, его упоминают как вокального и оперного композитора, так как благодаря ему возродилась опера и вокальное творчество в Англии (оперы: Опера Нищего, Сон в летнюю ночь, Питер Граймс; вокал: Семь сонетов Микеланджело для тенора и фортепиано, Очарование колыбельных для меццо-сопрано и фортепиано). Но Б. Бриттен также писал произведения для струнных инструментов, которые открывают новые грани композиторского языка XX века. Концерт для скрипки с оркестром является одним из таких новых, концептуальных прочтений композитора.
Актуальность исследования предполагает исследование проблемы развития профессиональных навыков, мастерства скрипача на основе изучения произведений разных жанров. Особое место в исполнительской деятельности скрипача занимает работы над таким сложным диалогическим жанром как концерт. В репертуаре профессионального скрипача значительную роль играют концерты XX века, как отечественные, так и зарубежные, они являются одним из важных, неординарных и концептуальных выборов музыканта. В этом контексте обращение к концерту Б. Бриттена видится актуальным.
Новизна исследования определяется проблемой недостаточной изученности инструментального творчества в отечественном музыкознании, в отличие от зарубежного скрипичного творчества Б. Бриттена.
Целью настоящей работы является изучение особенности исполнительской интерпретации Концерта для скрипки с оркестром, op. 15 Б. Бриттена в историко-культурном контексте, в русле современных тенденций скрипичного искусства.
Достижение поставленной цели определяется решением поставленных задач:
1.представить избранное произведение в контексте истории его создания, особенностей формы и содержания;
2.проанализировать записи концерта для скрипки с оркестром Б. Бриттена, на примере исполнения Марка Лубоцкого и Янин Янсен;
3.выявить присущие разным поколениям исполнителей особенности интерпретации концерта для скрипки с оркестром Б. Бриттена;
4. рассмотреть особенности исполнительской трактовки и методический анализ концерта для скрипки с оркестром Б. Бриттена на основе опыта работы в классе по специальности консерватории.
Выбор произведения обусловлен следующими соображениями. Концерт, посвящённый своему бывшему преподавателю Королевского музыкального колледжа, который в своем жанре является выдающимся примером по развитию музыкального стиля, языка Англии. Ярко выраженный симбиоз стиля модерна и барокко этого произведения дает исполнителям-интерпретаторам шанс проявить собственные индивидуализированные представления о данном стилевом направлении, что можно проследить на основании анализа записей знаменитых исполнителей XX и XXI века и известных музыкантов современности. Нами были выбраны записи концерта разных лет, а также веков в следующих исполнениях:
Марк Лубоцкий (скрипка), Бенджамин Бриттен (дирижёр) и Английский камерный оркестр;
Янин Янсен (скрипка), Пааво Ярви (дирижёр) и Лондонский симфонический оркестр.
Для раскрытия темы в данной работе, был использован комплексный подход и литература по ряду направлений:
Труды, где скрипичное творчество представлено в контексте биографии и истории эволюции художественного мира композитора: Л. Г. Ковнацкая, А. И. Таурагис, Л. Г. Сафиуллина;
Исследования, посвященные методике скрипичного искусства и жанру Концерта. Это работы Л. Ауэра [1], М. Берлянчика [2, 3], А. Гвоздева [6], В. Григорьева [11], М. Либермана [18], М. Михайлова [19], Л. Раабен [22];
Монографии по проблемам художественной и исполнительской интерпретации, а также проблемы музыкального стиля - это труды Е. Булатовой [5], Гребневой [9], Е.Г. Гуренко [14], Н. Корыхаловой [16], Е.В Назайкинского [20];
Исследования по психологии музыкально-исполнительской деятельности Л. Ауэра [1], Л. Бочкарева [4], Григорьева [12], Л. П. Казанцевой [15], В. Холоповой [24], Л. Робустовой и О. Новиковой [23], Ю. Цагарелли [25] и др.
Апробация работы. В работе отражён творческий и сценический опыт автора в период обучение в Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки в классе по специальности заслуженной артистки РФ, профессора Елены Владимировны Баскиной.
Структура работы включает Введение, три раздела, состоящие из нескольких подразделов, заключение и список литературы. Во введении формулируются актуальность, цель и задача работы. В первом разделе будут представлены жизненный творческий путь композитора, история создания и драматургия концерта для скрипки с оркестром op.15 Б. Бриттена. Во втором разделе рассматривается специфика жанра и даются определения понятиям стиля и художественной интерпретации, представление сравнительного анализа исполнительских трактовок Марка Лубоцкого и Янин Янсонс. Третий раздел посвящен специфике работы над произведением в классе по специальности. Последовательно анализируются три части концерта. Отмечаются особенности решения техническими и художественных задач.
РАЗДЕЛ I. Творчество Бенджамина Бриттен
в историко-культурном контексте XXвека
1.1. Жизненный и творческий путь Б. Бриттена
Эдвард Бенджамин Бриттен (1913-1976) является английским композитором, дирижёром, пианистом, а также бароном. Родился в городе Лоустофте (графство Саффокл). Музыкальные способности развились в раннем детстве благодаря урокам с его матерью, которая была пианисткой, а также секретарём местного хорового общества. Бенджамин создаёт свои первые произведения примерно в десятилетнем возрасте. Вторым, и официальным учителем, была композитор Одри Олстон, она помогла освоить ему ещё один инструмент - альт.
В 1927 году О. Олстон знакомит молодого Бенджамина с великим английским композитором и новым наставником – Франком Бриджем. На момент обучения он требовал от Бриттена разработки фундамента, который опирался на техническое совершенствование музыкального текста. Об этом моменте говорится в книге И. Холста так: Во всём, что он делал для меня, главными были два принципа: первый – всегда стараться найти себя и быть верным себе; второй принцип, неразрывно связанный с первым, - это скрупулёзное внимание к хорошей технике. Которая позволяет ясно выражать свои мысли. Он привил мне стремление к техническому совершенству. [26]
Спустя три года Бенджамин Бриттен получает стипендию для изучения композиции в Королевском музыкальном колледже. При поступлении в учебное заведение его учителями становятся Артур Бенджамин и Джон Айрленд. Под их руководством он сочиняет своё первое серьёзное произведение – Симфониетта для камерного оркестра и посвящает её своему духовному наставнику Франку Бриджу. Через один год её исполнили на студенческом концерте в Королевском колледже. [16]
Во время обучения в колледже, молодой композитор находил возможности увеличивать свой музыкальный кругозор. В этом ему помогла незнакомая, современная музыка. Большего всего Бриттен восхищался такими современными композиторами как И. Стравинский, А. Шенбергом и А. Бергом. Из классических мастеров на него повлияли большего всего В. Моцарт, Ф. Шуберт, Л. Бетховен и И. Брамс. Произведения последних он знал наизусть. [5]
Так же, будучи студентом, он получал следующие награды: премия А. Салливана за композицию, премия У. Коббетаза за камерную музыку и премию Э. Фаррара.
Спустя некоторое время, Бриттен был приглашён Джоном Гриерсоном, главой Главного почтового управления (GPO), как композитор. для съёмки к короткометражному фильму Королевская печать (1935). Благодаря этому фильму, он в дальнейшем участвовал в создании больше двадцати кинематографических картин.
В 1939 году в связи с ухудшением мирового спокойствия в Англии, Б. Бриттен улетает в Америку, пытаясь найти свободу в творчестве. Этот переезд помог ему установить личные связи с мировыми музыкантами А. Копленд, К. Макфи, О. Даунс. В этот период Бриттен посвятил достаточно сочинений камерной музыке: соната для виолончели, струнные квартеты, вариации Близнецы для флейты и скрипки, Фантазии для двух фортепиано, две пьесы для скрипки, альта и фортепиано. Так же он уделял внимание оркестровым и концертным произведениям, среди них концерт для скрипки с оркестром. Но ключевое место занимают, всё же, оперные сочинения.
В 1947 году Бенджамин Бриттен создал фестиваль искусств в городе Альдебург. Именно на этом фестивале состоялись многие премьеры произведений Бриттена – первая виолончельная соната, посвящённая М. Ростроповичу, опера Сон в летнюю ночь.
Спустя шестнадцать лет Бриттену было выслано приглашение в Россию на фестиваль британской музыки, который проходил в Ленинграде и в Москве. На этом фестивале были исполнены следующие произведения: оркестровое произведение Морские интерлюдии и Пассакалии из оперы Питер Граймс, Серенада и Симфония-Реквием. На камерных концертах звучали соната для виолончели и фортепиано и цикл песен на слова Гёльдерлина.
Бенджамин Бриттен в своём творчестве всегда стремился выразить глубину своих переживаний и эмоций. В основу своих произведений он вкладывал все английские музыкальные традиции, идущие от Генри Пёрселла. Его развитие как композитора и его способность понять идею и перевести её на новый музыкальный язык – всё это свидетельствовало о его поразительном таланте. [34]
История создания Концерта для скрипки с оркестром d-moll, op.15. Особенности содержания и структуры произведения
Концерт для скрипки с оркестром Бенджамин Бриттен посвятил знаменитому скрипачу того времени Антонио Бросу. Премьера этого произведения состоялась 27 марта 1940 года в Карнеги-Холле (город Нью-Йорк, Соединённые Штаты Америки), а исполнителем являлся сам Антонио Брос в сопровождении Нью-Йоркского филармонического оркестра под управлением Джона Барбиролли. Во второй редакции концерта Бриттен посвятил его Генри Бойсу – первому педагогу в Королевском музыкальном колледже.
Особенность этого концерта заключается в том, что первая часть концерта написана вторая часть написана в музыкальном жанре скерцо, а третья часть – медленная, в отличие от большинства скрипичных концертов, написана в барочном жанре Пассакалия. Именно эти две части написаны attacca – они следуют непрерывно. В концерте присутствует принцип музыкального построения – монотематизм, а также сквозной симфонический принцип. Во всём произведении нет точного определения тональности, так как в партитуре концерта (именно в оркестре) не указывается определённая тональность, так как отсутствует терцовый тон.
Первая часть концерта написана в трёхчастной форме сонатного allegro, в котором имеется две темы, и они не противостоят друг другу. Они плавно перетекают между собой, но каждый раз их характер становится напористее – постепенно увеличивается драматизм в партии оркестра и солиста.
Вторая часть – скерцо. Она показывает некий демонический, даже сатанинский характер благодаря технической сольной партии и ритмической партии оркестра. Эта часть призывает солиста к техническому контролю, выносливости и к идеальной интонации. Данный раздел концерта делится на три составляющих: скерцо, трио и снова скерцо (форма А-В-А). Также в нём присутствует каденция, которая соединяет вторую часть с третьей.
Третья часть – барочная пассакалия. В данной части Бриттен обращается к традиции эпохи барокко chaconnes - тема с вариациями. Тема всей части начинается в партии оркестра: группа тромбонов вступает в форме фуги. Постепенно она перетекает в группу струнных инструментов и деревянных духовых. В заключительной части концерта характер варьируется от мелодической, ламентозной темы до торжественного марша.
Бенджамин Бриттен в этом концерте сохраняет двусмысленный тональный план до конца, наслаивая ре мажор и ре минор.
После премьеры 15 опуса, американский критик Олин Даунс в газете New York Times написал отзыв: Партитура очень простая, но блестящая, настолько искусно написана, что сольная скрипка никогда не бывает в тени оркестра, скорее оркестр дополняет красот звука и виртуозность исполнителя.
РАЗДЕЛ II: Специфика стиля, исполнительская интерпретация Концерта для скрипки с оркестром d-moll, op.15 Б. Бриттена
2.1. Понятие исполнительской интерпретации,
стиля и концепции концерта
Понятие интерпретация в творчестве исполнителя характеризуется новым качеством в рассматриваемой сфере. Главным элементом является психологическая установка, которая раскрывается в виде достижения точности в исполнении авторского текста, имея в виду также собственное отношение к нему. Интерпретация произведений, в том числе музыкальных, подчёркивает активное действие творческого мышления и связанных с ним способностей, в отличие от репродуцирования. Это излагается пониманием структуры произведения, а также некой возможностью представления того или иного произведения на профессиональном уровне.
Понимание, или восприятие, музыкального произведения определяется от многих параметров, в том числе и от интерпретации. Интерпретация – один из главных способов воссоздания произведения, написанным композитором, который осуществляется с использованием эмоция, личных взглядов и воображения исполнителя. Но она не должна противостоять замыслу композитора, который выражен в нотном тексте.
Подход к интерпретации должен быть объективным, так как исполнитель должен быть внимателен к содержанию композитора, которое закреплено в нотах. Между тем, выражение творческой стороны исполнителя, а также включение собственных эмоций и переживаний в процесс интерпретации служит одни из необходимых элементов именно субъективного подхода, которые открывают музыканту новое видение и выражение индивидуальности исполнителя.
Таким образом, интерпретация – это соединение творческой свободы чувств, эмоций и почитания замысла композитора, особенно раскрывающее основу произведения и передающее его изначальную концепцию.
2.2. Исполнительская интерпретация скрипичного концерта Б. Бриттена на примере Марка Лубоцкого и Янин Янсен
Перед тем как приступить к сравнительному анализу записей, нужно выделить следующие моменты. Исполнительское творчество как вид искусства проявило самостоятельность совсем недавно, так как возможность сделать запись одно или другого произведения с помощью технического оборудования появилась лишь в конце XIX - начале XX века. Благодаря этому есть возможность исследовать исполнительский анализ на основе зрительного и слухового восприятия. Раньше можно было также представить исполнение уникальных солистов, но лишь в текстовом описании: в книгах, сборниках, статьях, брошюрах и т.д. К сожалению, такие материалы имеют субъективный характер и не могут дать достаточно подробное сравнение исполнителей одной музыкальной фразы или определённого технического приёма.
Определённо следует учитывать среду создания записи, а также техническое оснащение. При прослушивании той или иной записи нужно абстрагироваться от качества звука и изображения записи – запись с живого выступления (live video) может быть сделана с менее качественной аппаратурой, которая может создавать звуковые и зрительные помехи, и может вызвать не самые приятные эмоции, в отличие от записи, которая сделана в специальной звукозаписывающей студии, где запись составляется из удачно выполненных фрагментов произведения. Следует обратить своё внимание только на исполнение. Но также нужно учитывать следующие аспекты: год создания записи, страна и участники исполнения (оркестр, дирижёр, солист) – в данной контексте это солист и дирижёр.
Исследование исполнения участников раскроет наиболее ясную картину реализации художественного замысла. Запись с Марком Лубоцким выбрана не случайно, так как именно им была исполнена вторая и конечная редакция концерта. Данная запись была сделана в Англии в сопровождении Английского камерного оркестра, под управлением которого был сам композитор – Бенджамин Бриттен. Лубоцкий являлся, на тот момент, востребованным исполнителем современной музыки. Помимо концерта для скрипки Бриттена он также исполнял концерты для скрипки с оркестром Сергея Прокофьева, Николая Рославца и Альфреда Шнитке. Марк Давыдович очень ответственно относился к написанному композитором тексту и старался интерпретировать его максимально близко к задуманному замыслу автора.
Вторая запись, которая рассматривается в данной работе, была исполнена Янин Янсен, современной нидерландской скрипачкой, и Лондонским симфоническим оркестром под руководством Пааво Ярви. Молодой и горячий характер Янсен, в каком-то смысле, даёт новую жизнь скрипичному концерту Бриттена: запись сделана уже в XXI веке с обновлённой и более качественной звукозаписывающей аппаратурой, звукоизвлечение молодой солистки показано гораздо насыщеннее и контрастнее, чем в записи, сделанной Марком Лубоцким, прошлого века.
РАЗДЕЛ III. Особенности исполнительской трактовки и методический анализ Концерта для скрипки с оркестром d-moll, op.15. Б. Бритена
3.1. Первая часть
Главной отличительной особенностью концерта для скрипки Бенджамина Бриттена является его классическая форма – трёхчастная. Но он имеет современное, модернистическое прочтение.
Первая часть идёт в сложной трёхчастной форме, а не в сонатном аллегро, как писали композиторы романтической эпохи. Она начинается с короткого, восьми тактового, вступления литавр, которое сопровождается остинатностью ритма и звуковысотности. Данный ритмический рисунок в дальнейшем ведут другие оркестровые инструменты (струнная группа и фаготы). Для струнных концертов это считалось чем-то неординарным, так как во всех других масштабных произведениях для скрипки с оркестром прошлого века было свойственно грандиозное оркестровое вступление, которое содержало в себе последовательность главной и побочной тем.
Главная тема, с которой вступает солист, воспринимается как лирико-романтический монолог героя из-за присутствующего лейтмотива катабасиса. Для этого Бриттен указал следующие термины: dolcissimo edespressivo, legato. В оркестре параллельно идёт вторая тема, сложная по метроритмическому рисунку и гармонизации, которая напоминает возглас фанфар трубы, она экспонирована во вступлении; она вступает в контраст с первой темой, показывая драматизм и рельефность формы.
После кульминации первой темы солиста следует несимметричное и импровизационное оркестровое соло, которое включает в себя одновременно эти две темы – тему скерцозности и тему ламентозности.
В Animando, или в связующей партии, происходит контрапунктическое изложение двух контрастных тем - у солиста виртуозная, маршеобразная. Этот характер придают ей стремительные аккорды, исполняющиеся в нижней части смычка штрихом marcato. У струнной части оркестра появляется первая, нежная тема, которая пытается избежать этого конфликта и привести солиста к разумному исходу. Она сочетается с маршеобразным ритмом медных инструментов и литавр, но не грубо, а выразительно (композитор указывает здесь термин agitato ma espressivo).
В разработочном материале в партии солиста добавляется хроматический переход с элементами лирического характера, который ведёт оркестр к медленном, гармоническому аккомпанементу, украшающему сольную партию.
Заключительная партия объединяет в себе эти две темы – у солиста: лёгкая ритмическая тема, исполняющаяся на пиано штрихом spiccato, в сочетании аккордов pizz., а у оркестра – ламентозная тема главной партии. Кульминация в этой партии происходит в сольной партии в пассаже из двойных нот, которая перетекает в репризу.
Реприза представляет собой контрапунктическое изложение музыкального материала: перемещение тем у солиста и оркестра. Бриттен приводит к тому, что первая, главная тема возвращается к солисту, и он выводит её к ре мажорной коде, к тональности, которая в барокко означала победу и ликование.
3.2. Вторая часть
Подвижное скерцо идёт в масштабном, даже саркастическом и демоническом движении. Оно идёт на контрасте с лирической темой из первой части. Вторая часть концерта предполагает, что солист подготовлен к достаточно сложным техническим пассажам и не стандартному интонированию. Бриттен в своём дневнике писал по поводу этой части следующее: скерцо – акробатическое vivace, трио – умоляющая часть. [32]
Короткая вступительная часть, состоящая из двух тактов, плавно перетекает в аккомпанемент солиста, состоящему из одной ритмической фигуры – трёх восьмых. Оркестр в этот момент играет ритмический фрагмент из первой части. Благодаря возвратному штриху (дважды играть вверх смычком) сильную долю возможно играть под акцентом, что увеличивает успех ансамбля (оркестр и солист) на сцене. После вступления оркестр продолжает тему солиста в качестве аккомпанемента. Главная тема части, которая возникает у солиста, сохраняет характер скерцо, она проводится в разных звуковых регистрах (струны G и E). Данный раздел показывает шутливый, лукавый образ.
Побочная партия, или трио, в этой части представляет собой некий мираж – очень похожая по характеру плачущая тема из первой части. Бриттен указал в этом разделе espressivo legato – благодаря этому термину возможно составить длинную, певучую фразу. Она звучит в среднем регистре (струна D) в высоких позициях с добавлением glissando. Но трио так же резко заканчивается, как и начиналось.
В третьем разделе происходит возвращение демонической темы, которая приводит нас к масштабной, трагической коде и к каденции солиста, которая плавно соединяет вторую часть с финалом.
Каденция расположена нестандартно (после второй части, обычно композиторы писали её в первой части). Она написана на темы из первой части, содержит в себе лирические эпизоды и маршеобразные, которые напоминают удары малого барабана. Данный раздел следующими техническими моментами: виртуозные пассажи, натуральные искусственные флажолеты (одинарные и двойные), двойные ноты и аккорды, а также pizzicato (правой и левой рукой). Указанные композитором термины и тембры показывают весь спектр звучания солиста (maestoso, piu lento, comminciando lento, presto, lento espressivo).
3.3. Третья часть
В третьей части жанр пассакалия указан именно в старинной форме (Passacaglia, Andante lento un poco meno mosso). Он помогает представить Бриттену истинный образ зла: главная партия драматична и траурна; уплотнение фактуры и расширение регистров. В этой части идёт объединение всех тем концерта в виде вариаций. Б.Бриттен также сохраняет тональную двусмысленность, чередуя мажор и минор.
Вступление начинает с фуги, которая проводится в оркестре у трёх тромбонов. В дальнейшем солист подхватывает эту тему, на которой будут строиться вариации пассакалии. Получается абсолютно предельный контраст и полная дисгармония между маленьким человеком и большим миром, который его окружает.
В первых двух вариациях (Con moto) солист вызвучивает основную мелодию лёгким штрихом spiccato, который нужно контролировать, чтобы избежать ансамблевых неточностей. Оркестр изображает беспокойный аккомпанемент с помощью мелизмов, tremolo – он помогает солисту свободно интерпретировать свою партию.
Третья и четвёртая вариации (Tranquillo) создают лирический и лёгкий образ главной партии части. Нисходящие и восходящие хроматические пассажи приводят к драматизации образа, и он переходит в аккордовую фактуру солиста. Этот драматический эпизод (poco animando) рекомендуется исполнять штрихом saltando у колодки, контролируя смычок. В четвёртой вариации (con moto) происходит постепенная драматизация образа, в отличии от третьей – это происходит благодаря повтору одинакового ритмического рисунка с увеличением динамики (crescendo).
Пятая вариация (Alla marcia) начинается с вступления медной духовой группы и литавр из-за такта и продолжается в форме марша у оркестра. После квартолей в виде аккордов солиста следует продолжение в восходящих пассажах, где акцентриуется каждая доля в виде секстолей.
Последующая вариация (Molto animato) считается одной из самых сложных. Солист опевает тему, которая проходит в оркестре у фаготов, в высоком регистре (струна E) и мелкими длительностями. Рекомендуется исполнять эту вариацию так, как написал композитор – лёгким, мелким штрихом спиккато (leggiero spiccato) в нижней половине средней части смычка, координируя движения левой и правой рук.
Седьмая вариация (Tempo primo) является самой короткой по длительности – имеет аккордовую фактуру и каденционную форму. Для чёткого звучания этого фрагмента следует играть аккорды ближе к верхнему звуку, а басовому регистру выделять маленькое количество смычка.
Вариация под номером восемь (Largamento) начинается с оркестрового вступления и следует в дальнейшем у солиста. В этой вариации следует уделить внимание чёткости и мягкости звука, который поможет интонировать мелодию и фразу.
Девятая вариация или кода (Lento e solenne) показана в психологической, экспрессивной форме. Она требует от солиста благородного, выразительного звучания. Голос солирующей скрипки меняет регистры с низкого на высокий, и задерживается на фоне благозвучных аккордов арфы и струнных, сменяя лад на ре-минор и ре-мажор. В данной вариации следует сохранять чёткую слуховую интонацию, так как мелодия звучит с хроматическими и альтерированными знаками.
Заключение
Музыкальное творчество Бенджамина Бриттена сохраняет в себе истинные традиции английской композиторской школы. Его стремление к замыслу, стройности формы и выразительности сформировалось благодаря тесной связи с неоклассической музыкой XX века, а также его личному возвышению культа красоты, который славили английские композиторы романтики.
Ключевые произведения Бриттена составляют больше десятка известных опер и вокальные произведения. Соответственно, остальные произведения также содержат в себе вокальные и театральные черты. Концерт для скрипки с оркестром опус 15 является одним из таких.
В данном концерте можно наблюдать неоклассическую форму, нестандартную инструментовку и невероятное техническое и мелодическое оснащение. Произведение богато следующими видами скрипичного мелодизма и виртуозности: двойные ноты и разные виды аккордов, натуральные и искусственные флажолеты, несколько видов вибрации, различные виды штрихов и т.д.
Каждая тема, не зависимо от того, где, у кого (оркестр или солист), и как она расположена, представлена яркими контрастами как в мелодической части, так и в технической. Концерт для скрипки с оркестром Бенджамина Бриттена ещё при жизни композитора произвёл фурор. Музыкальные критики, исполнители и композиторы того времени указывали на уникальную точность и совершенство формы именно в скрипичном жанре английского музыкального искусства.
Концерт для скрипки с оркестром, op. 15 Бенджамина Бриттена рекомендуется исполнять на старших курсах консерватории и после окончания образования для увеличения личного профессионального, концертного репертуара. Данное произведения развивает технические качества и художественное мышление солиста в контексте исполнения современной музыки, касающаяся английской исполнительской и композиторской школ.
Литература
Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке. – М.:Музыка, 1965. – 70 с.
Берлянчик М. М. Искусство и личность. Проблемы художественного образования и музыкального исполнительства. – т.1. – М.: Центр. муз. шк. При Моск. гос. консерватории им. П. И. Чайковского., 2009. – 368 с.
Берлянчик М. М. Искусство и личность. Проблемы художественного образования и музыкального исполнительства. – т.2. – М.: Центр. муз. шк. При Моск. гос. консерватории им. П. И. Чайковского., 2009. – 380 с.
Б. Бриттен, Концерт для скрипки с оркестром, соч. 15; ред. скрипичной партии М. Лубоцкий – Москва, 1973.
Бочкарёв Л. Л. – Психология музыкальной деятельности – М.: Классика XXI, 2008 – с. 215.
Гвоздев А. В. Многокомпонентная система исполнительской техники как основа интерпретаторского творчества скрипача. – Новосибирск, 2015. – 40 с.
Гребнева И. В. Жанр скрипичного концерта в зарубежной европейской музыке 1920-1930-х годов: автореф. дис. канд. искусствоведения автореф. – М., 1991. – 25 c.
Гребнева И.В. Скрипичный концерт в европейской музыке XX века. Монография. – М.: Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 2010. – 356 с.
Гребнева И. В. Скрипичный концерт в европейской музыке XX века: дис. ... доктора искусствоведения. – М., 2011. – 426 с.
Григорьев В. Ю. Методика обучения игре на скрипке. – Издательство Классика XXI, 2006. – 255 с.
Григорьев В.Ю. Исполнитель и эстрада / Моск. гос. конс., Магнитог. гос. конс. – М.; Магнитогорск, 1998. – 156 с.
Гуревич Л. Н. Скрипичные штрихи и аппликатура как средство интерпретации. – Л.: Музыка: Ленингр. отд-ние, 1988. – 110 с.
Гуренко Е. Г. Проблемы художественной интерпретации (философский анализ). – Новосибирск: Наука, 1982. – 256 с.
Казанцева Л. П. Музыкальное содержание в контексте культуры. – Астрахань: Волга, 2009. – 359 с.
Ковнацкая Л. Г. Бенджамин Бриттен – М., Советский композитор, 1974. – 392 с.
Ковнацкая Л. Г. Английская музыка XX века (истоки и этапы развития): Очерки. – М.: Сов. композитор, 1986, - 216 с.
Корыхалова Н. Интерпретация музыки: Теоретические проблемы музыкального исполнительства и критический анализ их разработки в современной буржуазной эстетике. – Л.: Музыка, 1979. – 208 с.
Либерман М. Культура звука скрипача: Пути формирования и развития / М. Либерман, М. Берлянчик – М.: Музыка, 1985. – 160 с.
Михайлов М. Стиль в музыке: Исследование. – Л.: Музыка: Ленингр. отд-ние, 1981. – 262 с.
Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия – М.: Музыка, 1972. – 383 с.
Перелман И. – История и биография выдающегося скрипача – Электронный ресурс – Режим доступа:
Раабен Л. Советский инструментальный концерт. – Л.: Музыка, 1967. – 307 с.
Робустова Л. П., Новикова О. В. Музыкальное исполнительство и педагогика: учебно-методический комплекс дисциплины для специальностей инструментальное исполнительство, вокальное искусство, дирижирование; по направлению муз. искусство // Робустова Л.П., Новикова О.В. − Новосибирск, 2011. - 44 с.
Сафиуллина Л. Г. Зарубежная музыка XX века: учебное пособие – Казань: РИЦ Школа, 2014. – 192 с.
Таурагис А. Бенджамин Бриттен: Очерк жизни и творчества. – М.: Музыка, 1965. – 150 с.
Холст И. Бенджамин Бриттен / Пер. с англ. яз. – М.: Музыка, 1968. – с.
Холопова В. Н. Феномен музыки. – М.: Директ-Медиа, 2014. – 378 с.
Цагарелли Ю. А. Психология музыкально-исполнительской деятельности. – СПб.: Композитор, 2008. – 212 с.
Шульпяков О. Работа над художественным произведением и формирование музыкального мышления исполнителя. – СПб.: Композитор, 2005. – 36 с.
Alan Kendal, Benjamin Britten (Macmillan London Limited: London, 1973) – 218 p.
Eric Walter White, Benjamin Britten: His Life and Operas (University of California: California, 1970): – 180 p.
Kildea Paul. Benjamin Britten: A Life in the Twentieth Century. London: Allen Lane, 2013 C. – 150 p.
Michael Oliver, Benjamin Britten (Phaidon Press: London, 1996) – 143 p.
Humphrey Carpenter. Benjamin Britten: a biography. – London: Faber, 1992. – 125 p
Приложение
Видеозапись исполнения Марка Лубоцкого с Английским камерным оркестром под управлением Бенджамина Бриттена:
Видеозапись исполнения Янин Янсен с Лондонским симфоническим оркестром под управлением Пааво Ярви:
23