Публикации Тема урока: Выражения с переменной вида а + 12, b – 15, 48 – с.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Тема урока: Выражения с переменной вида а + 12, b – 15, 48 – с.
Автор: Смирнова Анна Сергеевна

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕКласс: 2 классФИО учителя: Смирнова Анна Сергеевна, учитель начальных классов, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Луганской Народной Республики «Луганская лингвистическая гимназия № 36 имени маршала Г.К.Жукова»Тема урока: Выражения с переменной вида а + 12, b – 15, 48 – с.Тип урока: урок открытия новых знаний Форма проведения: нестандартный урок: урок- путешествие.Цель: - познакомить второклассников с понятием «буквенные выражения»; учить читать и записывать буквенные выражения, находить их значения; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать текстовые задачи; - развивать у учащихся логическое мышление, познавательную активность, умение рассуждать, обобщать; - воспитывать самостоятельность, аккуратность, доброжелательное отношение к одноклассникам при выполнении заданий коллективно, индивидуально, в парах. Универсальные учебные действия:Регулятивные:Второклассники научатся:- понимать и принимать учебную задачу, решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности.- оценивать правильность выполнения действий по решению учебной задачи и вносить необходимые исправления.- выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки.Познавательные:- применять полученные знания.- осуществлять поиск нужной информации в материале учебника.Коммуникативные:-использовать математическую терминологию, строить речевое высказывание;- уважительно вести диалог с одноклассниками, стремиться к тому, чтобы учитывать разные мнения. Планируемые результаты:1.Предметные УУД (объем освоения и уровень владения компетенциями):- приобретение опыта в применении математических знаний (выражение с переменной) для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач,- умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи.2. Метапредметные УУД:- способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления,- готовность слушать собеседника и вести диалог.3. Личностные УУД:- формирование личностного смысла учения; - ориентирование в межличностных отношениях при работе в группе; - развитие мотивов учебной деятельности, навыков сотрудничества со взрослыми и одноклассниками.Методы и методические приёмы: словесный, наглядный, частично-поисковый, игровой.Формы работы: коллективная, фронтальная, парная и дифференцированная формы работы Основные понятия и термины: сложение, вычитание, сумма, разность, задача, числовое выражение, буквенное выражение, латинский алфавит.Оборудование:Для учителя Презентация, компьютер, проектор, раздаточный материал (карточки с заданиями для работы в паре), снежинки. Для учащихся:УМК «Школа России», учебник «Математика, 2 класс», Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др.,1 часть; М.: Просвещение, 2022г., конверты с заданиями, снежинки. Ход урокаІ. Организационный моментПриветствие учащихся и проверка готовности к уроку 1. Приём «Эмоциональное вхождение в урок»Учитель: - Итак, ребята,Прозвенел звонокНачинается урок Наш урок предлагаю начать такими словами:Пусть сегодня для нас всех,На урок придёт успех!Поприветствуем гостей,С ними нам вдвойне теплей,Пожелайте нам удачи,И успешности в придачу! Девиз нашего урока математики:Математики тропинки Мы осилим без запинки.II. Актуализация опорных знаний учащихся1. Мотивация учебной деятельности- Сегодня у нас необычный урок: урок – путешествие со сказочными героями в зимний лес, где нас ждёт много интересных испытаний. А сопровождать нас в пути и помогать нам будут уже известные нам герои - Мудрая Черепаха и Муравей Вопросик. С этими героями мы встречаемся каждую неделю, при проведении какого предмета? ( окружающий мир). Наши герои пришли не с пустыми руками, а с цветными конвертами, посмотрите!- Итак, в путь. Я желаю вам успехов в предстоящем путешествии. Будьте внимательными, смышлеными, активными. 2. Устный счёт.Учитель достаёт конверт № 1 Началась наша работа. А разве может быть математика без устного счёта?Чтоб активно отвечать,Нужно устно посчитать….В лес тогда мы попадём и узнаем всё о нём…Учитель достаёт «Маршрутный лист» из конверта №1.Текст:- Ребята, давайте покажем, как мы пройдём по «математической тропинке», ведь она сейчас сильно припорошена снегом ….1). Игра «Будь внимателен» («Кубик»)- Какие действия с числами вы умеете выполнять? ( складывать и вычитать)- Как называются числа при действии сложении? (Ответы учеников)- Как называются числа при действии вычитании? ( Ответы учащихся)- Назовите «соседей» числа 55, 99, 17, 30.2). Я называю число, а вы должны дополнить его до 15. (в руках у учителя карточка с числом 15) 2 4 1 5 3 (Ответы детей по очереди: 13, 11, 14, 10, 12)- Молодцы! Мы с вами справились с заданием и смело вошли в «Сказочный лес». А Мудрая Черепаха даёт нам информацию о лесе. Внимание на экран! (слайд № 1)Расчистили тропинку, движемся дальше. Надо торопиться (слайд № 2)Учитель достаёт конверт № 2.3. Каллиграфическая минутка-Ребята,  откроем тетради и запишем число, классная работа.10 декабряКлассная работа- Для чего нужна каллиграфическая минутка в математике? ( Чтобы правильно и красиво писать числа и отдельные цифры.)- Давайте поможем Муравью Вопросику справиться с этим заданием.- Сегодня у нас в гостях акробатка: то шестёрка, то девятка. (На доске закрепляются карточки 6 и 9).- Запишем числа 69 и 96, пишем цифры правильно, красиво! Обратите внимание, обе цифры начинаем писать из одной и той же точки. (запись цифр с чередованием в тетрадях). 69 96- Что обозначает цифра 6 в каждом числе? (в 69 – это десятки, в 96 – это единицы) Дети прописывают в тетради:69 меньше 9696 больше 69- Как можно назвать эту запись, при которой сравниваются числа или выражения? (неравенство)III. Изучение нового материала. Открытие новых знаний1. Подготовительная работа к изучению нового материала.Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны выражения:- Ребята, Муравей Вопросик запутался в записях на доске и не смог найти значения этих выражений. Давайте ему поможем.- В тетрадях запишите выражения и найдите их значения.- Что значит найти значение выражения? (решить его)(1 ученик - у доски вычисляет значение этих выражений;остальные – делают записи в тетрадях).2. Постановка учебной проблемыПоследний столбик у детей вызывает затруднения.- Почему мы не смогли найти значение выражений второго столбика? (Мы не умеем решать такие выражения).1 столбик - это числовые выражения! Потому что мы должны их вычислить: найти сумму или разность.- Что такое  а b с ? (буквы)- Как вы думаете, как называются такие выражения, которые содержат не только число, но и буквы?  (Выражение с буквами)- Вы догадались, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (находить значение буквенных выражений)- И тема нашего урока  «Буквенные выражения». Эта тема для нас новая и содержит «много тайн» (слайд 3) На доске появляются таблички: 3.Работа по учебнику- Ребята, откройте учебник на стр.76. и прочитайте тему нашего урока (дети читают хором) «Буквенные выражения».Учитель:Цель нашего урока: Научиться читать, записывать, составлять буквенные выражения и находить значения этих выражений.Задачи урока: мы узнаем, что такое буквенные выражения и будем учиться вычислять их выражения (Дети читают запись в учебнике)- А помогут нам наши друзья из сказочного леса. Это – Ёжик и Лисичка, Белочка и Зайчишка.4. Беседа по теме урока- Давайте рассмотрим рисунок на стр. 76. - Какое выражение стоит на пеньке?- Подставьте в окошко число, которое держит наш друг Ёжик. Прочитайте выражение и вычислите его значение. (Учащиеся подставляют числа и вычисляют значения выражений).- Какое выражение получится, если подставим число, которое держит Лисичка?- Белочка?- Зайчишка?- Что можно сказать о выражении с окошком? (На место окошка можно подставить любое число и вычислить значение выражения)5.Познавательная минутка (связь с окружающим миром!)Учитель достаёт конверт № 3 « В мире животных» (слайды 4, 5, 6,7)1. С наступлением осенних холодов голодно стало ежам. Поэтому они устроили себе где-нибудь в укромном уголке гнездо из трав и листьев, заснули крепким сном на всю зиму до теплых весенних дней. Весной у него появятся маленькие ежата, длина их тела 5-6 см. Питаются ежи лягушками, змеями, червяками, сладкими стебельками растений.2. Убежищем белки становится дупло. В него зверьки натаскивают сухой мох и листву, траву. Эти гнезда сделаны из сухих веток. Обычно каждая белка имеет не одно гнездо, а несколько (их количество нередко достигает пятнадцати штук), через каждые два-три дня белки меняют своё жилище.3. Замена серого цвета белым спасает зайца зимой от хищных зверей. Летом и осенью ему легче найти себе еду, а вот зимой ему приходится трудно.4.Информация о лисе (очень кратко). Лиса – самый хитрый хищник. Живут лисы всегда поодиночке. В основном лиса охотится ночью. У матери-лисы бывает до 7 лисят. Лиса приносит пользу человеку тем, что она истребляет грызунов.Учитель достаёт конверт № 4 « Остановка «Здоровей - ка»- Мы все дружно отдохнём и опять путешествовать пойдём.* ФизкультминуткаУ оленя дом большой,(Скрестить руки над головой)Он глядит в свое окошко.(Показать руками окно)Заяц по лесу бежит(Бег на месте)В дом к нему стучит.(Два хлопка)-Тук, тук, дверь открой!(Потянуть на себя ручку воображаемой двери)Там в лесу охотник злой.(Показать назад, взять в руки воображаемое ружье)- Зайка, зайка, забегай,(Приглашающий жест)Лапу мне скорей давай(Руки в замок).IV. Продолжение работы по новой теме Мудрая Черепаха просит нас прочитать текст рядом с красной чертой. (В математике вместо окошек записывают маленькие латинские буквы)Учитель: - Запомните, ребята, при записи буквенного выражения используются буквы латинского алфавита.1. Историческая справка  (Конверт № 5)Латинский алфавит произошел от одного из вариантов западного греческого алфавита и стал самостоятельным примерно в VII веке до нашей эры. В настоящее время латинский алфавит знаком почти всем людям Земли, поскольку изучается всеми школьниками на уроках математики. 2. Чтение букв латинского алфавита. ( карточки у каждого учащегося или по слайду)- Несмотря на то, что мы уже частично знакомы с буквами латинского алфавита ( на стр.96) . Прочитаем буквы латинского алфавита.а - «а»в - « бэ»с - «цэ»d - « дэ»k - « ка»x - «икс»y- « игрек»3.Работа по учебнику- Из чего состоят буквенные выражения? (из чисел и букв)- Давайте прочитаем правила чебник стр.76)- Упражнение в чтении буквенных выражений (слайд № 9 или стр. 77 учебника)4. Работа в тетради Запись в тетради5. Работа над алгоритмомИтак, мы должны запомнить алгоритм решения буквенных выражений (слайд 9)- Прочитайте выражение.- Запишите.- Подставьте значение буквы.- Вычислите.6. Работа у доски. Учитель записывает выражения на доске(эта запись может быть написана ранее учителем и прикрыта листом бумаги).а + 12 b – 15 48 – с- Как вы прочитаете эти выражения? а плюс 12 в (бэ) минус 15 48 минус с (цэ)- Как найти значение буквенного выражения? (Вместо буквы подставить какое-либо число, то есть значение данной буквы.) Попробуйте это сделать. Вернёмся к выражениям, записанным на доске. ( Дети выполняют под руководством учителя).а = 20в = 20с = 20а + 12 20+ 20 = 40в – 15 20- 15 = 548 – с48- 20 = 28_______________________________________________________________Вывод: Ребята, как называются выражения, состоящие только из чисел? (называются числовыми выражениями).- Как называются выражения, в записи которых есть буквы? (буквенные выражения).- Как читаются буквенные выражения? (так же, как и числовые)- Для чего нужны буквенные выражения? (для того, чтобы получать разные числовые выражения)* Физкультминутка для глазЗрительная гимнастикаМолодцы! Все справились с заданием, пришло время отдохнуть вашим глазкам. (Выполняют действия глазами по тексту)Глазки видят все вокруг,Обведу я ими круг,Глазкам видеть всё дано,Где окно и где крыльцо,Обведу я снова круг,Посмотрю на мир вокруг.V. Первичное закрепление с проговариванием (слайд 10) 1 вариант 2 вариант1. Коллективное обсуждение по алгоритму.2. Работа в тетрадях. 1 вариант - выполняет 1 столбик 2 вариант – выполняет 2 столбик У доски - 2 ученика делают записи. Все остальные работают в тетрадях самостоятельно.- Какой вывод мы можем сделать?(Если вместо латинской буквы подставлять разные числа, получатся разные числовые выражения)VI. Работа над изученным ранее материаломУчитель открывает конверт № 6 (В нём таблички с краткой записью по С.Н. Лысенковой) 1. Задача. Прочитайте задачу с. 77 № 2,Дети выделяют в ней условие, вопрос, данные числа и искомое число, затем коллективно составляют или схематический чертеж, или различные виды краткой записи. - Мудрая Черепаха приготовила нам различные виды краткой записи. Давайте разберёмся, какая запись нам подходит. (Идёт обсуждение. После чего предлагается детям решить задачу самостоятельно).- О ком говорится в задаче? (о маме)- Что было у мамы? (деньги)- Сколько денег было у мамы? (50 руб. и 10руб.)- Как найти общую сумму? (50+10=60 (руб.)- Что обозначает число 30? (Количество истраченных денег)- Как найти остаток? (Вычитанием, 60-30=30 (руб.) Запись в тетради: I способ (50+10) - 30=30 (руб.) II способ 10+(50-30)=30 (руб.) Ответ: у мамы осталось30 рублей.VII. Закрепление полученных новых знаний Учитель достаёт конверт № 7. - Посмотрите, у вас в конвертах «снежинки». Они указывают тропинку, по которой мы можем быстро выйти из леса и прийти домой. Но по тропинке мы можем пройти только парами, держась за руки. - Вы будете работать «в парах». Эта работа требует умение договариваться и помогать друг другу. Кто закончит, подаёт сигнал «Ладошки». 1. Работа в парахНа снежинке2. Проверка работы по эталону (слайд № 11)Проверьте свои результаты, правильно ли вы выполнили задание:- Поднимите руки, у кого такие ответы получились. - Поднимите руку, у кого 1 ошибка, 2 ошибки, 3 ошибки?-Ребята, не огорчайтесь, мы продолжим изучать эту тему на следующем уроке. Я думаю, нет, Я уверена, что всё у вас получится.VIII. Домашнее заданиеIХ. Рефлексия учебной деятельности и итог урока - Вот и завершилось наше путешествие в снежный зимний лес. Мы возвратились домой.  - Что вы узнали нового на уроке? - Что интересного узнали о животных, с которыми подружились? - Что было трудным на уроке?- Оцените свою работу снежинками (если всё выполнено верно) и укройте ими наше деревцо, пусть ему будет тепло и уютно под снежным покрывалом.Но у нас ещё остался последний Конверт Мудрой Черепахи. А в нем письмо:- Я тоже Вам хочу сказать, что потрудились вы сегодня хорошо.Особенно, хочу отметить, ________ - они были по-настоящему дружны, быстро работали в паре.Внимательными и аккуратными при записях в тетрадях были ______ .Любознательными были ____________ .Уверенными в себе стали _________________ . Поэтому: Я, ребята, вам желаю успехов,Побольше весёлого звонкого смеха,Побольше хороших друзей и подруг,Успехов отличных и знаний сундук!»