Публикации Использование деятельностного подхода при организации экспериментально-исследовательской деятельности по химии

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование деятельностного подхода при организации экспериментально-исследовательской деятельности по химии
Автор: Тесник Юлия Валерьевна

Использование деятельностного подхода при организации экспериментально-исследовательской деятельности по химииТесник Ю.В.Старший педагог дополнительного образованияГАУ КО «Центр «Развитие», Калуга, РоссияПроцесс организации экспериментально-исследовательской деятельности по химии как в общеобразовательной школе, так и в дополнительном образовании на любом этапе развития системы образования требует от педагога и наставника знания базовых теорий обучения и воспитания, в том числе и теории Василия Васильевича Давыдова. Современное направление движения химической науки, которое ложится в основу экспериментально-исследовательской деятельности по химии, диктует и ставит определённые задачи перед юными химиками: практико-ориентированные эксперименты и исследования. Принципы, лежащие в основе теории В.В. Давыдова [1], удачно используются в рамках организации такого рода деятельности по химии для решение этих поставленных задач. На различных этапах проведения исследования или создания проекта мы идём от общего к частному, от абстрактного к конкретному, от системного к единичному. Так, на этапе поиска практико-ориентированной и интересной темы обучающийся сначала анализирует достижения химической науки и актуальные точки роста и лишь потом конкретизирует свою индивидуальную задачу исследователя. Например, поиск более узкой темы исследования в направлении «Новые материалы», привёл ребят от изучения уже имеющихся сорбентов для удаления нефтяных загрязнений к разработке новых сорбентов на основе природного сырья из растений, которые ещё не использовались ранее. Работа юного химика над своим экспериментом или исследованием происходит путём «врастания в культуру и опирается на достижения естественно-научного созревания» [1]. Здесь же имеет место и метод организации совместной учебной деятельности, в процессе которой знания не передаются, а формируются субъектом (учеником), формируется умение учиться самостоятельно и творчески.Обучение в процессе экспериментально-исследовательской деятельности по химии строится через развитие основных структурных компонентов мышления: анализа, планирования, рефлексии, системности мышления. При чём каждый из этих компонентов мышления задействован на всех этапах проектирования и исследования. Например, рефлексию проводим не только в конце работы, но и на промежуточных этапах, равно как и анализ и др. В дополнительном образовании удачной формой экспериментально-исследовательской деятельности по химии на основе теории В.В. Давыдова, как показывает опыт работы, является организация образовательных профильных смен, как в летнее, так и в каникулярное время в течении всего года. На таких сменах ребята делают совместные экспериментальные работы и исследования. Работа в группах с предварительным совместным выбором тематики основывается на принципах, заложенных в теории В.В. Давыдова. Методы, приёмы, формы очень разнообразные: метод мозгового штурма, дискуссия, поисково-творческая деятельность, метод «адекватного и гибкого ролевого распределения», анализа и синтеза, демонстрация текстов, взаимообогащающий диалог, импровизация, дискуссия, проблемный анализ текста, решение эвристических и проблемных задач. Но, несмотря на многообразие методов, основной фактор формирования теоретического сознания – содержание обучения, а не методы [2].Ещё один принцип, который используется в экспериментально-исследовательской деятельности по химии, это принцип наглядности. Этот принцип фиксируется В.В. Давыдовым как принцип предметности. В экспериментах и исследованиях по химии обучающиеся выявляют предмет и представляют его в виде модели, таким образом модельное, знаково-символическое представление процесса и результата занимают значительное место.Научная школа Василия Васильевича Давыдова актуальна и по сей день, и даже для такой сложной образовательной дисциплины как химия принципы, заложенные великим учёным, необходимы, удачно применимы и играют важную роль в педагогическом процессе. Литература
  • Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., Интор, 1996.
  • Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., Педагогика, 1986.