Публикации ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Автор: Антонина Анатольевна Лебедева

«ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»На каждом уроке и перед каждым учителем стоит задача привлечь внимание, завоевать аудиторию, обеспечить её новой информацией и усилить при этом ключевые моменты излагаемого материала. У каждого учителя в арсенале существует огромное количество методик решения этих задач. Что нужно современному ребёнку? Минимум затрат, максимум – результат. Мне, как и многим моим коллегам, не дают покоя вопросы: - Что побуждает школьников учиться?- Что нужно сделать, чтобы школьники учились лучше?- Как сберечь интерес + желание учиться?Ещё Алексей Николаевич Леонтьев, основатель теории деятельности, писал: «Деятельности без мотива не бывает». Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины, однако без интереса к учению, усвоения знаний не будет. Учителя начальной школы, должны уметь создавать ситуации, придумывать проблемы, парадоксы, чтобы у детей появлялся интерес. Мы все с вами знаем классический пример Тома Сойера, искусно, превратившего скучное принудительное занятие по окраске забора в увлекательную игру, для участия в которой, его приятели отдавали самые дорогие сокровища! Цель, содержание и даже техника занятия остались прежними – покраска забора, но как изменилась мотивация, эффективность и качество работы?!Приоритетной задачей современной школы является не овладение учащимися определенным набором знаний, умений, навыков, а воспитание думающей, внутренне свободной личности, способной формировать, и аргументировано отстаивать собственную точку зрения, ставить перед собой цели и находить эффективные пути их достижения. Оптимальным способом решения поставленной задачи является развитие у школьников критического мышления.  Что такое критическое мышление, и какие приёмы критического мышления используются на уроках в начальных классах. Критическое мышление - способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам; способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать продуманные решения. Критическое мышление помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни. Критичное мышление предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, стадии осмысления и стадии рефлексии.1 этап — «Вызов» (ликвидация чистого листа)Ребёнок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме. Работа с вопросами может проходить в 2 этапа: «я сам», «мы вместе» (парная или групповая работа). На стадии вызова у ребёнка должно сформироваться представление, чего же он не знает «Что хочу узнать?».2 этап — «Осмысление» (реализация осмысления)На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать) Это, как правило, самый длительный этап урока, который предполагает получение новых знаний, их осмысление, соотнесение с имеющимися. Цель данного этапа — побудить ребёнка к высказываниям, дать толчок к анализу своих знаний, поддержать интерес учащихся к информации и добиться ее понимания. При этом важно, чтобы дети обменивались мнениями, говорили, ведь это обогащает их словарный запас, вырабатывает гибкость мышления.3 этап — «Рефлексия» (размышление).Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме. Технология развития критического мышления предлагает строить урок по схеме вызов — осмысление — рефлексия и предлагает набор приёмов и стратегий. Данный этап способствует целостному осмыслению темы, выработке собственного отношения к изучаемому материалу, выявлению тем и проблем для дальнейшей работы, а также анализу самого процесса изучения материала. Учащиеся самостоятельно делают выводы, приводят сравнения, анализ, соотносят новые знания с имеющимися. На этом этапе может быть составлен опорный конспект в тетради учащегося.Каждому этапу присущи собственные цели и задачи, методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа. Комбинируя их, учитель может планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала. Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и,  используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск. «Мозговой штурм» позволяет не только активизировать младших школьников и помогает разрешить проблему, но так же и формирует нестандартное мышление.«Корзина идей, понятий, имен...» - задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной теме. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи. «Верные – неверные утверждения» - дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. Идёт настраивание на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты. На одном  из следующих уроков  возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить какие  из утверждений были верными.«Верите ли вы, что...».Класс делится на две команды. Одна команда высказывает фантазийные предположения, а другая анализирует их.«Логическая цепочка» - после текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Для развития критического мышления имеются и разнообразные развивающие материалы. Комбинирование приемов помогает достичь поставленные цели и задачи, чтобы учащиеся могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни.Для развития мышления огромное значение имеет , ведь таким образом круг знаний и представлений ребенка значительно расширяется, новые понятия выстраиваются в стройную систему, школьник чаще применяет умозаключения.Критическое мышление не только можно, но и нужно развивать на каждой ступени школы. Повышается успеваемость, уровень усвоения знаний, качество обучения, а самое главное – повышается мотивация ребят к учению! На мой взгляд, это наибольшая проблема современной школы, которая с успехом может быть разрешена.Литература1. Бустром, Р. Развитие творческого и критического мышления [Текст] / Р. Бустром -  М.: Открытое общество, 2000.2. Волков, Б.С. Младший школьник: Как помочь ему учиться [Текст] / Б.С, Волков - М.: Академический Проект, 2004. 3. Кларин, М.В.  Развитие критического и творческого мышления [Текст] / М.В. Кларин // Школьные технологии. – 2004.