Публикации
Методические рекомендации к изучению штрихов с учащимися младших классов струнно-смычковых отделений ДМШ и ДШИ
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методические рекомендации к изучению штрихов с учащимися младших классов струнно-смычковых отделений ДМШ и ДШИ
Автор: Ионова Анна Вячеславовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методические рекомендации к изучению штрихов с учащимися младших классов струнно-смычковых отделений ДМШ и ДШИ
Автор: Ионова Анна Вячеславовна
Методические рекомендации к изучению штриховс учащимися младших классовструнно-смычковых отделений ДМШ и ДШИИонова Анна Вячеславовна,муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования«Зареченская детская школа искусств» (МБУДО «ЗДШИ») г. Тула,преподаватель по классу скрипки, концертмейстер, 2024 г.СОДЕРЖАНИЕВведение. Штриховая техника начинающего скрипача. Методы освоения основных типов штрихов начального периода обучения (деташе, легато, мартле). Заключение. Рекомендуемый технический материал. Литература добавить сборники ВведениеВ настоящее время выявлены особенности формирования штриховой техники начинающего скрипача. Среди них: учет возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников, разнообразие репертуара, воспитание интереса к занятиям у учащихся младшего школьного возраста, развитие музыкально-слуховой и ритмической сторон способностей ученика в теснейшей связи с работой над специальными техническими приемами формирования двигательных навыков, штриховой техники.Выделенные особенности позволили признать, что младший школьный возраст является оптимальным для формирования штриховой техники начинающего скрипача.Современные требования к качеству подготовки музыкантов-исполнителей нацеливают педагогов пересматривать сложившуюся методику инструментальной подготовки музыкантов-исполнителей, заниматься поиском новых, более эффективных средств развития исполнительского мастерства, глубинных резервов музыкального творчества.Цель работы – обосновать и выявить необходимость работы над штрихами с начинающими скрипачами.Штриховая техника начинающего скрипачаРабота над штриховой техникой начинается с усвоения навыков рациональной постановки правой руки. Слово «рациональность» (от латинского ratio-разум) означает разумность, осмысленность, целесообразность. Применительно к скрипичной постановке это означает осмысление процесса действия рук на инструменте, гармоничное приспособление рук и корпуса играющего для достижения наиболее совершенного звучания инструмента, осуществления художественно-выразительных задач.В понятие «техника правой руки» входят следующие вопросы:звукоизвлечение; распределение смычка; несколько видов перехода смычка со струны на струну; множество различных видов штрихов: прилегающих, отрывистых, прыгающих, комбинированных и т.д.; владение такими средствами художественной выразительности как акценты, динамические оттенки и пр. Изучение штриховых приемов необходимо осуществлять в определенной последовательности – от основных штриховых движений к более сложным. Скорость освоения различных штрихов весьма индивидуальна и зависит от способностей ученика (при этом способность к исполнению сложнейших штрихов может не сочетаться с общей музыкальной одаренностью).В процессе работы над штрихами следует прежде всего исходить именно из художественной цели, для воплощения которой необходимо выработать какой-либо штрих. Художественная цель должна быть ясно, в доступной для возраста учащегося форме поставлена перед ним, при этом большое значение имеет наличие внутреннего слышания того звукового результата, которого следует достичь.В процессе выполнения штриховых движений работа мышц должна быть наиболее экономичной. При этом не только между штрихами, но и внутри одного штрихового движения мышцы могут получить время на отдых. Усталость мышц и их «переигрывание» получаются именно из-за переутомления не столько часами занятий, сколько физиологически неправильным режимом, отсутствием необходимого отдыха.Однако работа над штрихами должна несколько опережать их использование в художественных произведениях, где штрих желательно применять устоявшийся, отшлифованный и работать над ним уже в свете конкретно художественных задач данного произведения.Методы освоения основных типов штриховначального периода обучения (деташе, легато, мартле)Штрих – с немецкого strich «черта, линия» – выразительный способ исполнения, извлечения смычком того или иного характера звучания, музыкальной артикуляции. Свое название этот вид смычковой техники получил от тех черточек и линий, которые стали ставить над нотами для обозначения способа проведения смычка. Скрипичные штрихи условно можно разделить на две группы: основные и производные. Понятие «основные» и «производные» штрихи используются здесь лишь с методической целью, а не в качестве еще одного варианта общей классификации смычковых штрихов.К основной штриховой группе можно отнести деташе, легато, мартле, сотийе, стаккато, спиккато. Первые три из них представляют собой фундамент классической смычковой техники, широко используемой в сочинениях А.Корелли, А.Вивальди, Дж.Тартини и других композиторов 17-18 веков, а так же в значительной мере у Й.Гайдна, В.А.Моцарта, Л. ван Бетховена.Основные скрипичные штрихи активно формируют исходные навыки управления звуком скрипки, приемы звукоизвлечения и звуковедения, смены направления смычка, переходов с одной струны на другую.Начальный период обучения на скрипке предусматривает работу над освоением следующих штрихов: деташе, легато, мартле. Далее подробно рассмотрим основные принципы работы над этими штрихами в отдельности.ДеташеС французского языка этот штрих переводится как «отделять» и означает отдельное, прилегающее к струне движение смычка без его остановки в конце на каждой ноте. Это один из самых выразительных, наиболее часто применяющихся штрихов. Он является первостепенным для развития всех остальных штрихов. Среди других скрипичных штрихов деташе по своим музыкально-выразительным возможностям в наибольшей мере приближается к легато. Несмотря на иной способ игры (извлечение каждого звука отдельным движением смычка) деташе, как и легато, прежде всего выявляет вокальную, мелодическую природу скрипки. Поэтому важнейшая особенность этого штриха состоит в большей или меньшей слитности, певучести звучания, что в первую очередь связано с плавным соединением звуков при смене направления смычка.Исходя из артикуляционных особенностей можно выделить три разновидности деташе:1) певучее, слитное;2) декламационное («баховское»);3) маркированное.Начальный этап изучения штрихов связан с освоением слитного деташе. Работа над этим штрихом заключается в правильном формировании элементарных двигательных навыков и основных приемов звукоизвлечения. Хочется особо подчеркнуть необходимость достаточной свободы, раскрепощенности всех суставов и мышц правой руки, так как даже небольшая напряженность является излишней и отрицательно сказывается на звукоизвлечении.Хотя деташе в принципе может быть исполнено любой частью смычка, наиболее целесообразно использование верхней его части. Именно здесь особенно ярко выявляется певучая природа деташе и вместе с тем его живой, устремленный характер.С самого начала работы над штрихом деташе необходимо обращать внимание ученика на ощущение веса руки. Смычок должен лежать на струне, рука свободная и легкая, движения по струне легкие и плавные.Вес смычка в нижней половине значительно больше, чем в верхней. Для сохранения равномерного звучания по всей длине смычка скрипач должен в верхней половине смычка играть с несколько большим нажимом смычка на струну, как бы добавляя ему вес рукой при помощи указательного пальца. А при игре у колодки, приближаясь к ней, необходимо несколько облегчить нажим смычка на струну при помощи мизинца. Этой же цели служит и небольшой наклон трости к грифу при игре в нижней половине смычка, что дает сужение ленты волоса, контактирующего со струной, и выпрямление наклона трости при игре в верхней половине смычка, дающее расширение ленты волоса. Это изменение наклона трости происходит благодаря работе лучезапястного сустава.Декламационное деташе применяется в умеренных темпах, когда характер музыки требует более четкого произнесения каждого звука фразы. Способ исполнения этого штриха имеет свои особенности. Декламационное деташе отличается иной артикуляцией смежных звуков. Скорее разделительным, нонлегатным соединением. Эта разновидность штриха применяется в умеренных темпах, когда характер музыки требует более четкого произнесения каждого звука фразы. Маркированное деташе применяется при исполнении музыки, энергичной по характеру, требующей скандирования каждого звука. Штрих этот характеризуется акцентировано-активной атакой, насыщенностью основной части звука и некоторым ослаблением к концу. При этом реально воспринимаемая пауза между звуками отсутствует. ЛегатоПевучая, мелодическая природа скрипки в наибольшей степени связана со штрихом легато, который по словам Л.Ауэра, представляет собой «осуществление идеала мягкого, округленного, непрерывного потока звуков». Поэтому, как считал выдающийся педагог, данный штрих « должен быть развит каждым скрипачом до совершенства, если он хочет, чтобы пение его инструмента не прерывалось, а звук был всегда ровным и плавным». Усиленное внимание к освоению этого штриха в работе с начинающими создает перспективу последовательного развития у скрипача искусства кантиленной игры. Овладение качественным легато зависит от ритмических способностей скрипача. Поэтому в процессе освоения этого штриха на скрипке нужно постоянно формировать, активизировать и уточнять музыкально-ритмические представления ученика.Так же как деташе, легато – прилегающий штрих. Поэтому к легато относятся все те же требования, что и к деташе. Помимо этого добавляются:точное распределение смычка; ритмичная и четкая работа пальцев левой руки; хорошая артикуляция. Важно, чтобы ученик с самого начала постиг импульс свободного ведения смычка в легато, при этом следил за точным его распределением. Трудно преувеличить значение общей свободы и целесообразности движений при игре на скрипке для становления культуры скрипичного легато. Действительно, в результате даже самой незначительной зажатости какого-либо сустава или излишней напряженности мышц рук, кисти, плечевого пояса движения смычка становятся угловатыми, ухудшается атака звука, ограничивается слуховое восприятие. Важная роль отводится умению сочетать свободно выполняемый начальный двигательный импульс руки, подобный естественному вздоху, с атакой и последующим ограничением скорости движения смычка. Такое сочетание движений часто применяется в начале лиги и имеет немало общего с певческим дыханием.Прием «дыхание смычка» способствует тому, что при смене направления движения смычка (как и в начале штриха) оптимально сочетаются факторы скорости и давления его на струну. Типичный в этом отношении недостаток (неуправляемую в самом начале скорость его движений, особенно при игре вниз от колодки) следует преодолевать настойчивой работой над воспитанием соответствующего навыка.Соединение звуков легато при переходах с одной струны на другую требует использования специального приема, заключающегося в заблаговременном приближении волоса смычка к последующей струне и некотором увеличении плотности прилегания к ней в момент перехода. Иными словами, речь идет о хорошей атаке звука на другой струне. Важное значение здесь имеет подготовка пальца левой руки на этой струне. При этом палец, завершающий игру на оставляемой струне, не поднимается сразу, а остается на ней, пока оба звука не соединяться. Этот переход осуществляется в основном кистью, благодаря которой смычок мягко соединяет обе струны.На начальном этапе обучения нужно как можно раньше сформировать у ученика представление о том, что исполнить на скрипке музыкальную фразу легато означает не просто сыграть несколько звуков одним движением смычка. Главное состоит в том, чтобы достичь особого характера звучания: слитности, непрерывности, выразительности – качеств, исконно присущих певческому голосу. Поскольку осмысление характерных черт какого-либо штриха более эффективно происходит путем сравнения с другим штрихом, целесообразно привлекать внимание начинающего скрипача к различию двух способов соединения звуков в мелодии: менее связного, осуществляемого разными движениями (деташе) и более связного, выполняемого одним движением смычка (легато). В представлении ученика младшего возраста это может ассоциироваться с разграничением понятий «говорить» и «петь». Такой сравнительный метод позволяет еще на ранней стадии обучения приступать к систематическому изучению штриха легато (сначала по 2 легато, затем по 4 звука на одно движение смычка). С этого момента начинается детальная работа над умением правильно в соответствии с поставленной задачей распределять длину целого смычка. Не следует надолго откладывать ознакомление ученика с закономерностями неравномерного распределения смычка в связи с фразировкой. Можно объяснить ученику, что при исполнении мелодии произнесение звуков легато далеко не всегда ограничено лигой, выписанной в нотном тексте, а нередко простирается на значительно больший отрезок музыки, подчас на несколько тактов. При этом ряд небольших лиг объединяется одной длинной (воображаемой) лигой, обозначающей границы фразировочной волны. Задача озвучивания разнообразных технических эпизодов в различных сочинениях тесно связана с воспитанием беглости пальцев. Особенности работы над штрихом мартлеМартле в переводе с французского «ковать, бить молотком, отчеканивать» – отрывистый штрих, во многом аналогичный ярко акцентированному деташе. Обозначается точками (клинышками) и акцентами над нотами. Штрих мартле обычно исполняется в умеренных темпах, в пределах верхней половины смычка. Главная особенность звучания мартле состоит в острой, акцентированной атаке звука и наличии паузы. Согласно современным взглядам, характер звучания штриха мартле зависит от умелой координации хорошей атаки с быстрым проведением, а не от специального нажима на струну. А.И. Ямпольский считал, что «смычок быстро проводится по струне именно в момент атаки звука».При исполнении штриха мартле в начале обучения не следует требовать слишком большой остроты и преувеличенного акцентирования, так как это может привезти к резкости звучания, к напряжению всей правой руки. Этот штрих имеет очень яркий характер – энергичный и в то же время изящный. Как правило, ученики хорошо воспринимают его на слух. На начальном этапе работы над штрихом мартле целесообразно выдерживать довольно долгие паузы между нотами, чтобы ученик успевал подготовить руку, постепенно сокращая их по мере освоения игрового движения.Основные требования:исполняется в верхней половине смычка; отрывистая атака звука; наличие пауз между нотами. В работе над штрихом мартле одинаково важны два момента: начало звука (яркая, острая атака), активный импульс движения руки вдоль струны, дающий возможность быстро и энергично провести смычок и окончание (резкое угасание звука, сообщающее ударный, отрывистый характер всему штриху).А. Ямпольский писал, что « обычная ошибка, которую допускают при изучении штриха мартле, состоит в том, что смычок вначале прижимают к струне, а затем двигают его. Между тем нажим смычка на струну и начальное движение его обязательно должны происходить в одно и то же время». Для того чтобы штрих получился острым, коротким и в то же время легким, во время остановки смычка перед каждой новой нотой необходимо делать паузы. После акцента следует сразу же освобождать руку, отпуская нажим указательного пальца во время горизонтального проведения. Смычок не должен подпрыгивать, он остается лежать на струне.Методически целесообразный путь освоения штриха мартле – исполнение мелодической последовательности звуков деташе с паузами и постепенное обострение их атаки, сочетаемое с ускорением ведения смычка.ЗаключениеНачальный период обучения игре на скрипке – этап, закладывающий основы штриховой техники, т.е. овладение различными выразительными приемами звукоизвлечения.Работа над штрихами строится по принципу освоения простых игровых движений к более сложным и начинается с усвоения навыков рациональной постановки правой руки. Это предполагает преодоление у учащихся врожденных хватательных рефлексов, освобождение мышц от излишнего напряжения, естественное положение пальцев на трости, выработка свободного владения всеми суставами правой руки.В отечественной скрипичной методике целесообразным считается начинать работу над освоением штриховой техники изучением трех штрихов – деташе, легато и мартле.В процессе работы над штриховой техникой следует, прежде всего, исходить именно из художественной цели, которая должна быть ясно поставлена в доступной для возраста учащегося форме. Ученику необходимо обладать внутренним слышанием того звукового результата, которого следует достичь. В художественных произведениях желательно применять устоявшийся, отшлифованный штрих, и работать над ним уже в свете конкретно-художественных задач данного произведения.Рекомендуемый технический материалДеташе – 1 класс – Этюд №1,2,3 Гаммы: Ре мажор в одну октаву.Соль мажор в одну октаву.Ля мажор в одну октаву.Соль мажор в 2 октавы.Ля мажор в 2 октавы.Ля минор в 2 октавы.Сборник. Технический зачет на «Отлично» I часть Авторы М. Мартышева, М. ТопильскаяИзбранные этюды 1-3 классы №1,2,4,6,10,11,15,25,26,38,42,43 (деташе) Избранные этюды 1-3 классы №7,16,17,18,19,31,41,44 (легато) Избранные легкие этюды для скрипки соло №8 Ф. Вольфарт соч.45 №4 (деташе)№9 Г. Кайзер соч. 37 №19 (легато)Гарлицкий М. – Шаг за шагом. Методическое пособие для юных скрипачей - Деташе - №19,20,21,22,23,24,25,26,27,28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 38, 39, 40- Легато. Сочетание и деташе с чередованием 3-х струн №55- Легато и деташе №54,53Е. Гнесино-Витачек №2 – легато А. Комаровский №12 (Юный скрипач 1 выпуск) Г. Дулов №14 (Юный скрипач 1 выпуск) Список использованной литературыАсафьев Б.В. Музыкальная форма, как процесс. Кн. 2. Интонация. Л.: 1971. – 230 с. Ауэр Л.С. Моя школа игры на скрипке. М.: Музыка, 1965. – 215 с. Баринская А.И. Начальное обучение скрипача. М.: Музыка, 2007. – 103 с. Берлянчик М.М. Как учить игре на скрипке в музыкальной школе. М.: Классика-XXI, 2006. – 205 с. Бычков В.Д. Типичные недостатки рук начинающих скрипачей. М.: Музыка,1970. – 152 с. Григорьев В.Ю. Методика обучения игре на скрипке. М.: Классика-XXI, 2006. – 255 с. Григорян А.Г. Начальная школа игры на скрипке. М.: Советский композитор, 1986. – 137 с. Ефременко Н.Б. «О тайне Паганини» М.: ООО «Издательство ПАН», 1997, 64 с. Избранные этюды для скрипки 1-3 классы ДМШ. Составители: Гарлицкий М., Родионов К., Фортунатов К., Издательство: М.: Музыка, 2020 г., 56 с. Кузнецова С.В. Искусство скрипичных смен. М.: Музыка, 1971. – 174 с. Кюхлер Ф. Техника правой руки скрипача. Киев: Музыкальная Украина, 1974. – 74 с. Лесман И.А. Очерки по методике обучения игре на скрипке. М.: Музыка, 1964. – 140 с. Либерман М.Б., Берлянчик М.М. Культура звука скрипача. М.: Музыка, 1985. – 160 с. Мищенко Г.М. Методика обучения игре на скрипке. СПб.: Реноме, 2009. – 272 с. Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю.В. Келдыш. Т.2. М.: Советская энциклопедия, 1974. – 960 с. Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю.В. Келдыш. Т.3. М.: Советская энциклопедия, 1976. – 1104 с. Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. С.Р. Степанова. М.: Советская энциклопедия, 1990. – 671 с. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Гл. ред. Н.Ю. Шведова. М.: Русский язык, 1987. – 796 с. Ойстрах Д.Ф. Воспоминания. Статьи. Интервью. Письма. М.: Музыка, 1978. – 208 с. Погожева Т.А. Вопросы методики обучения игре на скрипке. М.: Музыка, 1966. –206 с. Судзуки Ш. Скрипичная школа. Япония. – 190 с. Б.А. Степанов «Основные принципы практического применения смычковых штрихов» Государственное музыкальное издательство Ленинград. 1960., 110 с. Технический зачет на «отлично». Сборник гамм и, упражнений и этюдов для скрипки 1,2 части для учащихся ДМШ и ДШИ. Авторы – составители: М. Мартышева, М. Топильская. Издательство: «Союз художников», Санкт – Петербург, 2019 г., 45 с. Флеш К. Искусство игры на скрипке. М.: Музыка, 1964. – 179 с. Фортунатов К.А. Юный скрипач (I выпуск). М.: Советский композитор, 1988. – 112 с. Шальман С. М. Я буду скрипачом (33 беседы с юным музыкантом). Л.: Советский Композитор, 1984. – 152 с. Ширинский А.В. Штриховая техника скрипача. М.: Музыка, 1983. – 83 с. Якубовская В.А. Вверх по ступенькам. Л.: Музыка, 1974. – 22 с. Якубовская В. Слух как многоуровневая система (к обоснованию методов обучения в скрипичном классе). - М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1980. Ямпольский А. К вопросам скрипичной техники: Штрихи / В кн. Проблемы муз педагогики. М.: Музыка, 1981. – 68 с. Ямпольский А.И. «К вопросу воспитания культуры звука у скрипача», М., Музыка, 1968 г. Янкелевич Ю.И. Педагогическое наследие. М.: Музыка, 1983. – 309 с. Янкелевич Ю.И. О первоначальной постановке скрипача. М.: Музыка, 1968. – 325 с.