Публикации Музей «Мастерская предков» в рамках интеграции учреждений дополнительного и основного образования в единое образовательное пространство

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Музей «Мастерская предков» в рамках интеграции учреждений дополнительного и основного образования в единое образовательное пространство
Автор: Демешко Татьяна Анатольевна

Музей «Мастерская предков» в рамках интеграции учреждений дополнительного и основного образования в единое образовательное пространство Музей «Мастерская предков» ДДТ «Кировский» начал своё победоносное шествие с 1994 года. Создатель музея и первый руководитель – Свиридова Надежда Викторовна, на тот период ещё педагог дополнительного образования. Коронавирус, локдаун, смена руководителей музея В январе 2023 года музей открыл свои двери для посетителей после долгого перерыва и в этом большая заслуга педагогов Дома Творчества, тех, кто, когда - то прямо или косвенно был связан с музеем. В этот же период начинает действовать целевая программа Наставничества, которая объединила наставников и наставляемых в единый проект «Возрождение музея «Мастерская предков»». По воспоминаниям старожил, старым фотографиями, статьям газет создавали костюмы древнего мира и ремесленников, писали сценарии, оформляли экспозицию. Одновременно музей вмещает не более 12 человек, а образовательные школы приходят на экскурсии всем классом, поэтому пришлось придумывать, как занять остальных детей. Создали анимационные программы «Погружение в древность» (Алфёрова Е.Л.), «Славянские игры» (Перцева Е.Ю.), «Танцы племени Тумба-Юмба» (Капытина Л.Е.) , мастер-класс «Хохлома» (Хребтова Н.А.), «Игольница» (Демешко Т.А.), «Панно» (Хозяйкин Д.И.), «Отдарок на подарок» (Надеина С.О.), «Гжель» (Андрющенко Т.Б.), фольклорное мероприятие «Сороки…» (Клюнк Г.А.). Музей Детского Дома Творчества «Кировский» – это маленькая комната, отделанная горбылем, древние станки, керамические изделия, домашняя утварь, очаг и сохраненный дух наших предков. На первый взгляд ничего удивительного. По экспонатам можно понять, что когда-то люди так жили, охотились, делали утварь, шили одежду. Всё как в любом краеведческом музее. Это было первое впечатление, как и у многих, кто только первый раз переступал порог музея. Время шло… Постепенно приходило понимание того, что музей этот необычный, и даже уникальный. Нет этикеток, табличек о запрете трогать руками. При подаче экскурсионного материала в приоритете интерактивность. Большее время уделяется работе с глиной, камнем, стеблями сухой крапивы. Происходит единение теоретических знаний и практического освоения древних технологий. Всё начинается с археологических раскопок – имитация полевых условий. Поиск артефакта. Повезёт, не повезёт! Переодевание в ремесленников – заинтригованный момент. Дети не готовы к этому повороту и удивление не скрывают. Выбирают одежду, потом рассматривают её, некоторые прыгают, чтобы услышать звон колокольчиков. Детскому удовольствию нет предела. В экспозиции «Древность в Сибири» Новосибирского областного краеведческого музея есть вертикальный ткацкий станок. Большой, красивый, с экспликацией, но под стеклом (дотронуться нельзя). Станки музея «Мастерская предков» все в рабочем состоянии. Каждый посетитель может попробовать помять крапиву, провести челнок с нитью или сплести циновку из побегов, то есть воссоздать древний процесс ткачества. Ожившие станки постепенно меняют поведение ребят, тех, кто совсем недавно не мог оторваться от телефона. Работа с глиной. Как бережно ребята лепят, рисуют палочками, делают оттиски раковин моллюсков, ведь они создают свой оберег – амулет, с добрыми словами и помыслами. Музей «Мастерская предков» – это образовательная практико-ориентированная площадка, где посетители проживают, перевоплощаясь в других людей, отдаленных от модной техники (непохожих на современных ребят), погружаясь в те давние времена. Экскурсии и мастер-классы повышают мотивацию к изучению общественных и естественнонаучных дисциплин, бережному отношению к малой Родине, (в школьных программах отсутствуют данные о находках в Новосибирской области). Ребята знакомятся с правилами систематизации исторических объектов, приобретают навыки работы с картотекой, иллюстрациями, знакомятся с новыми профессиями. Музей дал толчок и для создания открытого районного экологического проекта «Дом, в котором я живу…». Дети и подростки Кировского района знакомятся с опытом наших предков, учатся бережливости, умению дарить вторую жизнь ненужным вещам, не нанося вред окружающей среде, «жить в гармонии с природой», как наши предки, сохраняя уважительное отношение к другим эпохам. Музей пользуется популярностью среди общеобразовательных учреждений района и города. Численность посетителей за 1,5 года уже превысила 2000, большое количество благодарных слов в «Книге отзывов». Для маленьких посетителей свои чувства и переживания (после посещения музея) просили изобразить в виде общей картины с использованием разноцветных геометрических фигур. Педагог дополнительного образования Ситникова Е.Д. дорисовала их. Так создали свой Музей абстракционизма, работает ежегодно на «Ночь музеев». Музей создаёт условия для формирования исторического сознания детей, возможности прикоснуться к миру прошлого. Это мостик между общеобразовательными школами и учреждениями дополнительного образования, направленный на выполнение единых воспитательных и общеобразовательных задач в области истории, культуры, искусства, профориентационной работы.