Публикации Ежедневные планы 6-7 лет

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Ежедневные планы 6-7 лет
Автор: Игнатенкова Галина Николаевна

Дошкольное образованиеЕжедневное планирование:организованная образовательная деятельность, образовательная деятельность в ходе режимных моментов, самостоятельная деятельность детей 6 - 7 лет, (подготовительная группа).Составлена на основе инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой, издание пятое, (Мозаика - Синтез, Москва, 2019), издание шестое, дополненное под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой, (Мозаика - Синтез, Москва, 2020)2021Содержание1. Целевой раздел1.1 Пояснительная записка…………………………………………………………………….31.2 Примерный перечень видов организованной образовательной деятельности…...……71.3 Сетка-расписание организованной образовательной деятельности (примерное) ….…81.4 Образовательная деятельность в ходе режимных моментов……………………………92. Содержательный раздел…………………………………………………………………103. Организационный раздел3.1 Примерное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса………11354. Список литературы………………………………………………………....................11481. Целевой раздел1.1 Пояснительная запискаПланирование - основа профессионального управления детским коллективом. Оно определяет последовательность осуществления совместной деятельности воспитателя (педагога) и детей.Ежедневное планирование является современной моделью воспитательно-образовательного процесса, обеспечивающей ребенку дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении.Планирование составлено с учетом изменений, дополнений новой инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой, издание пятое, (Мозаика - Синтез Москва, 2019), издание шестое, дополненное под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой, (Мозаика - Синтез, Москва, 2020)Планирование начинается с распорядка дня, режима, который учитывает объём образовательной нагрузки, не превышая максимально - допустимую санитарно- эпидемиологическими правилами и нормативами нагрузку.Начало дня «Утренний круг» новый элемент программы, который решает конкретные задачи:- информирование;- проблемные ситуации;- развивающий диалог;- навыки общения. Завершение дня «Вечерний круг» новый элемент программы, который решает конкретные задачи:- рефлексия;- обсуждение проблем;- развивающий диалог;- детское сообщество;- навыки общения. Режимные моменты включают в себя 14 основных показателей:- прием (приход) детей в детский сад, свободную игру, ежедневную утреннюю гимнастику;- подготовку к завтраку, завтрак;- самостоятельную деятельность детей;- организованную образовательную деятельность;- занятия со специалистами;- подготовку к прогулке, прогулку (наблюдения, труд, игры);- возвращение с прогулки, самостоятельную деятельность;- подготовку к обеду, обед;- подготовку ко сну, дневной сон;- постепенный подъём, воздушные, водные процедуры;- подготовку к полднику, полдник;- игры, самостоятельную деятельность, чтение художественной литературы;- подготовку к вечерней прогулке, прогулку, ужин;- уход детей домой.Особенностью организации режимных моментов, которые состоят из приема пищи, прогулки, ежедневного чтения, дневного сна, физкультурно-оздоровительной работы, являются специально подобранные игровые ситуации, стимулирующие эмоционально - содержательное общение ребенка с воспитателем и сверстниками.«Ежедневное планирование» включает в себя все компоненты общения взрослых с детьми, представляет управляемый процесс, предусматривающий организацию оптимального взаимодействия в различных видах детской деятельности.«Ежедневное планирование» состоит их трех разделов: целевого, содержательного и организационного.В целевом разделе отражены вопросы целеполагания, постановки задач, основные подходы и принципы личностного развития дошкольников, возрастные особенности, ожидаемые образовательные результаты (целевые ориентиры).Содержательный раздел представлен в табличном варианте, в виде годового ежедневного планирования образовательной, самостоятельной, игровой деятельности с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.Организационный раздел включает в себя примерное методическое обеспечение образовательного процесса.Базовыми элементами «Ежедневного планирования» являются основные положения новой инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой, издание пятое, (Мозаика -Синтез, Москва, 2019), издание шестое, дополненное под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой, (Мозаика -Синтез, Москва, 2020), издание четвертое (Мозаика -Синтез, Москва, 2019) под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.Планирование составлено в соответствии с нормативными правовыми документами:- Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», с изменениями от 20.07.2015г. № 28, от 27.08.2015 г. № 41; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Основополагающим компонентом планирования является учет возрастных особенностей детей 6 - 7 лет. Ребенок 6 -7 лет осознает себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения. Дети способны давать определения некоторым моральным понятиям («добрый человек - это такой, который, всем помогает и хорошо относится, защищает слабых») и достаточно тонко их различать, например, очень хорошо различают положительную окрашенность слова «экономный» и отрицательную - слова «жадный». Они могут совершать позитивный нравственный выбор не только в воображаемом плане, но и в реальных ситуациях (например, могут самостоятельно, без внешнего принуждения, отказаться от чего-то приятного в пользу близкого человека). Социально-нравственные чувства и эмоции достаточно устойчивы. К 6 -7 годам ребенок уверенно владеет культурой самообслуживания: может самостоятельно обслужить себя, обладает полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены; определяет состояние своего здоровья (здоров он или болен), а также состояние здоровья окружающих. Старший дошкольник уже может объяснить ребенку или взрослому, что нужно сделать в случае травмы (алгоритм действий) и готов оказать элементарную помощь самому себе и другому (промыть глаза, промыть ранку, обработать ее, обратиться к взрослому за помощью) в подобных ситуациях. В основе произвольной регуляции поведения лежат не только усвоенные (или заданные извне) правила и нормы. Расширяется мотивационная сфера дошкольников. Поведение ребенка начинает регулироваться также его представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо». С развитием морально-нравственных представлений напрямую связана и возможность эмоционально оценивать свои поступки. Ребенок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, «хорошо», и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает «плохо». Общая самооценка детей представляет собой глобальное, положительное недифференцированное отношение к себе, которое формируется под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых.В ежедневном планировании учтены основные научные концепции и подходы авторов инновационной программы «От рождения до школы», которые базируются на семи основополагающих принципах дошкольной педагогики и психологии.Принцип первый:- зона ближайшего развития (Лев Семёнович Выгодский);принцип второй:- принцип культуросообразности (Константин Дмитриевич Ушинский);принцип третий:- деятельностный подход (Алексей Николаевич Леонтьев);принцип четвертый:- периодизация развития (Даниил Борисович Эльконин);принцип пятый:- амплификация детского развития (Александр Владимирович Запорожец);принцип шестой:- развивающее обучение (Василий Васильевич Давыдов);принцип седьмой:- пространство детской реализации (Николай Евгеньевич Веракса).«Ежедневное планирование» включает в себя все основные компоненты развития и поддержки детской инициативы, которые предполагают:- создание игровых сюжетов, организацию совместных игр;- разнообразные дидактические игры в соответствии с содержанием игровой деятельности по образовательным областям;- педагогическую поддержку самодеятельных детских игр: сюжетно-ролевых, режиссерских, игр-экспериментирований, а также игр, организуемых по инициативе самих детей, игр с правилами, подвижных, досуговых, народных;- поощрение проявлений разнообразной игровой активности, инициативности, самостоятельности;- возможность свободного выбора тематики, партнеров, способов и средств реализации собственной игровой деятельности.Цель: создание условий для приобщения ребенка к активному освоению окружающего мира в разных его проявлениях.Задача: обеспечить научно обоснованный подход к педагогическому процессу и такую его организацию, которая позволила бы вести систематическую работу со всеми воспитанниками и обеспечивала индивидуально-личностный подход к ребенку.Ожидаемые образовательные результаты (целевые ориентиры) по новой инновационной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой, издание пятое, (Мозаика -Синтез, Москва, 2019), издание шестое, дополненное (Мозаика - Синтез, Москва, 2020):- воспитание (формирование первичных ценностных представлений, положительной мотивации);- развитие (общих способностей);- обучение (усвоение конкретных элементов социального опыта).Целевые ориентиры по ФГОС ДО:- ребенок владеет основными культурными способами деятельности;- ребенок проявляет инициативу в познавательно - исследовательской деятельности, конструировании;- у ребенка сформировано первичное представление о себе, других людях, объектах окружающего мира;- ребенок владеет понятиями: количество и счет, величина, форма, цвет;- ребенок умеет ориентироваться в окружающем пространстве и времени;- ребенок владеет устной речью, использует речь для выражения своих мыслей;- ребенок может построить речевое высказывание, владеет звуковой культурой речи;- ребенок знаком с книжной культурой, детской литературой;- ребенок физически развит, имеет опыт двигательной деятельности;- ребенок может выполнять основные движения;- у ребенка сформированы начальные представления о видах спорта;- ребенок имеет элементарные представления о музыке, изобразительной деятельности;- ребенок знает социальные нормы и правила поведения в коллективе, в разных видах деятельности;- ребенок соблюдает правила безопасного поведения и личной гигиены.«Ежедневное планирование» обеспечивает возможность реализации ценностного статуса дошкольного образования как уникальной отечественной социальной практики, наращивания мотивационного потенциала личности ребенка, его образовательных и социальных достижений.1.2 Планирование совместной образовательной деятельности при работе дошкольного образовательного учреждения (организации) по пятидневной рабочей неделеПодготовительная к школе группаСанитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" с изменениями (утвержденные постановлениями Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05. 2013 г. N 26, с изменениями от 20.07.2015г. № 28 и от 27.08.2015 г. № 41)1.3 Сетка - расписание образовательной деятельности детей 6 - 7 лет (подготовительная группа)1.4 Образовательная деятельность в ходе режимных моментов2. Содержательный разделСентябрьПояснения по ежедневному планированию на сентябрь.Физическое развитие. Примерный комплекс утренней гимнастики предполагает единый комплекс на одну неделю.Занятия по физической культуре в помещении предполагают два занятия в неделю, которые одинаковы по целям, задачам, содержанию; первое - на ознакомление, второе - на повторение, закрепление программных двигательных умений и навыков.Проведение занятия по физической культуре на воздухе предполагает комплекс двигательных заданий, общеразвивающих упражнений, игр в течение всего месяца. Этот вид занятия запланирован на середину недели- среду и проводится во время дневной прогулки. Это обусловлено эффективным использованием времени и потребностью к обогащению многообразного двигательного опыта детей.Художественно - эстетическое развитие. Музыка. Занятия проводятся два раза в неделю по плану музыкального руководителя.В планировании предусмотрен вариант, который отражает содержание музыкального занятия в соответствии с программным музыкальным материалом. Музыкальный репертуар может быть использован воспитателем при проведении утренней гимнастики, игровой деятельности, в деятельности по ознакомлению детей с окружающим миром, в речевом развитии, в ходе групповых праздников и развлечений.Общие темы сентября1 неделя.Общая тема первой недели сентября «День знаний»