Публикации Развитие познавательных процессов старших дошкольников средствами игры в шахматы

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие познавательных процессов старших дошкольников средствами игры в шахматы
Автор: Асанова Евгения Вячеславовна

Развитие познавательных процессов старших дошкольников средствами игры в шахматыИгра – это многогранное понятие. Она означает занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, соревнование, упражнение, тренинг в процессе которых воспитывается требование взрослых к детям, требования детей к себе самим.В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что: она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка.Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении.Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.Существует также следующая классификация игр дошкольников:- сюжетно-ролевые:- театрализованные;- подвижные;- дидактические.Влияние шахмат на  развитие познавательных процессов дошкольников будет происходить наиболее успешно при соблюдении следующих условий: – использования методики обучения игре в шахматы для дошкольников;–учета индивидуальных и психологических особенностей каждого ребенка;–использования разнообразных игр для организации обучения игре в шахматы;При обучении детей игре в шахматы можно использовать самые разнообразные игры:
  • ролевые и ситуативные игры;
  • театрализованные и игры-драматизации;
  • дидактические;
  • с использованием макетов;
  • интеллектуально-познавательные.
  • Ценность многих игр заключается в том, что их можно изготовить своими руками вместе с детьми из разного материала, а также придумать разные варианты игр.При построении системы работы по изучению дошкольниками игры в шахматы стоит обратить внимание на следующие методы:• Практическая игра;• Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов;• Дидактические игры и задания, игровые упражнения;• Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки;• Участие в турнирах и соревнованиях.С чего следует начинать обучение шахматной игре в детском саду? Существует много разнообразных приемов, с помощью которых можно добиться успешного освоения дошкольниками правил шахматной игры. Начать следует не с игры в шахматы, а со знакомства с шахматными фигурами. Ни в коем случае нельзя ставить перед ребенком начальную позицию шахматной партии и тут же объяснять, как ходят фигуры. Дети в этом возрасте редко понимают смысл объяснения и теряют интерес к шахматам.Стоит начать играть, например, в «ладью». Рассказать о ней сказку, показать на шахматной доске, где ее «домик», нарядить ее и начать за ней охотиться – и ребенок быстро овладеет правилами передвижения ладьи. И так со всеми фигурами. Эффект игрового метода изучения шахмат «по частям» велик.Сказки, истории можно придумывать и самим. Не очень складный, но зато яркий образный рассказ о героической пешечке, пробившейся сквозь все преграды к заветному полю превращения в ферзя, дает гораздо больше, чем сухое объяснение официальных правил.Сам процесс обучения шахматам должен быть облечен в форму увлекательной игры. Для этого можно предложить сказки, где действующие герои – ровесники дошколят, стихи, загадки, эстафету на быстроту и правильную расстановку пешек и фигур,  придумывание самими детьми шахматных загадок, отгадывание загадок из «Шахматной шкатулки» и т.д. Методы и приемы варьируются, но основной остается игра.На первых порах не рекомендуется предлагать детям играть всеми фигурами. Соблюдая это условие, дети постепенно приучаются видеть всю доску, а также отдельное поле (клеточку), равномерно распределять внимание по всей доске. Постепенно количество знакомых и разученных пешек и фигур увеличивается до полного комплекта, и только тогда можно приступить к игре вначале всеми пешками, а затем пешками и фигурами. Важно, чтобы дети твердо усвоили согласованность действий пешек с пешками, пешек с каждой фигурой, каждой фигуры друг с другом.Учитывая возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, степень усвоения шахматного материала на разных этапах обучения, методику необходимо постоянно менять. Наибольшего эффекта можно добиться, когда вся группа детей делится на две подгруппы: сильную и слабую, и занятия ведутся с ними отдельно. Подбираются пары, играющие примерно одинаково, иначе постоянные проигрыши слабейшего, приведут к тому, что он быстро разочаруется, потеряет веру в свои силы.Для проведения индивидуальных занятий наиболее эффективны следующие дидактические игры-задания: «Волшебный мешочек», «Шахматный теремок», «Шахматный колобок», «Шахматная репка», «Запретная фигура», «Угадайка», «Пирамида», «Прятки», «Догонялки», «Школа», «Полна горница».При проведении групповых занятий можно порекомендовать игры-задания: «Кто быстрее?», «На стуле», «Над головой», «Ряд», «Белые и чёрные», «Что общего?», «Большая и маленькая», «Запретная фигура», «Волшебный мешочек», «Шахматный теремок», «Шахматный колобок», «Шахматная репка». Совместные усилия педагога и родителей позволит им добиться хороших результатов в формировании познавательных процессов посредством игры в шахматы. Список литературы:
  • Абрамов С.П., Барский В.Л. Шахматы: первый год обучения. Методика проведения занятий. - М.: ООО "Дайв", 2009. - 256 с.
  • Зайкина В.Л. "Каисик в Шахматном королевстве". Сборник дидактических сказок для обучения детей 5-7 лет игре в шахматы. - Норильск, МБОУ ДОД "Центр внешкольной работы" района Талнах, 2010. - 25с.
  • И.А.Бареев Гроссмейстеры детского сада. Москва. - 1995. 
  • Юдович М. Занимательные шахматы. М. ФиС. - 1966.
  • Карпов, А. Е. Весела Учитесь шахматам [текст] / А. Е. Карпов. — М.: Эгмонт Россия Лтд, 2004;
  • Костров, В. В. Шахматный учебник для детей и родителей [текст] / В. В.