Публикации Интерактивные приёмы формирования финансовой грамотности во внеурочной деятельности младших школьников

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Интерактивные приёмы формирования финансовой грамотности во внеурочной деятельности младших школьников
Автор: Антонина Анатольевна Лебедева

Интерактивные приёмы формирования финансовой грамотности
во внеурочной деятельности младших школьников
Финансовая грамотность – одно из основных направлений образовательных программ, реализующееся в целях выработки устойчивых финансовых привычек и правил, которые помогут избежать многих ошибок и опасностей в финансовой сфере, вовремя научить обращению с деньгами, определить цели и приоритеты, помочь стать социально успешной личностью, помочь реализовать личные планы.
На современном этапе внедрения курса финансовой грамотности в школе перед учителями возникает много вопросов. Один из вопросов: Какие формы деятельности можно применять на этапах формирования финансовой грамотности?
Одной из удобных форм деятельности является внеурочная.
Обучение финансовой грамотности целесообразно начинать на начальных ступенях образовательной системы. Финансовая грамотность, так же, как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа от простого к сложному. Современные дети являются активными потребителями и всё больше привлекают внимание розничных торговых сетей, производителей рекламы и банковских услуг. В подобной ситуации недостаток понимания и практических навыков может привести к необдуманным решениям и опрометчивым поступкам, за которые придётся расплачиваться на протяжении всей жизни.
Обучение финансовой грамотности в начальной школе
3.2. Методы преподавания основ финансовой грамотности в начальной школе
При изучении основ финансовой грамотности предполагается преобладание активных и интерактивных методов обучения. Презентация......
Мозаика
Этот метод может быть использован при ответе на вопросы или решении задач.
• Класс делится на группы. В каждой группе число человек соответствует количеству задач.
• Членам группы случайным образом (например, на каждом столе лежат карточки с номерами номером вниз) присваиваются номера, соответствующие номеру задачи.
• Ученики пересаживаются таким образом, чтобы за одним столом оказались игроки с одинаковыми номерами, которые вместе решают задачу (задачи), соответствующую их номерам.
• Все возвращаются в свои команды, и каждый эксперт представляет свою задачу остальным членам команды.
• Из каждой команды к доске вызывают игроков для решения задач, в которых они не были экспертами.
Один — два — вместе
Тестовые задания с открытым ответом, задания, связанные с объяснением смысла (например, пословиц), могут также выполняться в группах следующим образом. На первом этапе каждый член группы пишет собственный ответ, далее ученики объединяются по два и на основе индивидуальных ответов составляют общий, стараясь не потерять идеи каждого. На следующем шаге создают группу из двух или трёх пар и вырабатывают общий ответ. По этой методике может быть разработан эскиз постера, если он выполняется группой. В этом случае лучше ограничиться четырьмя участниками.
Дерево решений
При выполнении заданий по классификации, например товаров и услуг, или принятию решений, например выбор варианта семейного отдыха, можно построить дерево решений. Оно обычно строится вершиной вниз.
Мозговой штурм
В групповых проектах, например организации праздника в классе, эффективно начинать работу с мозгового штурма. В зависимости от количества участников идеи могут выдвигаться индивидуально или от группы. Роль ведущего, обязанностью которого является фиксирование идей, может исполнять учитель или ученик. На первом этапе важно чётко сформулировать проблему, которая должна быть решена. На втором этапе идеи выдвигаются, фиксируются, но не оцениваются. Число идей не ограничено. Третий этап посвящён группировке идей, близких по содержанию, оценке и отбору.
Мини-исследование
Любое исследование предполагает определение цели, сбор, обработку и анализ информации, оценку полученных результатов. Естественно, что учащиеся 2–4 классов находятся на разных этапах освоения этой деятельности. Для проведения мини-исследования используется один источник, результаты представляются в простой форме, например в виде таблицы или короткого текста.
Кейс
Говоря об учебном кейсе, имеется в виду ситуация из реальной жизни с разработанными к ней вопросами. Для младших детей ситуация может быть приближенной к реальной, но упрощённой.
Аукцион…
Диаграмма связей (интеллект-карта, ментальная карта, карта памяти, карта разума, mind-map)
Mind-map (ментальная карта, или карта памяти) — способ схематического изображения какой-то идеи или системы. Эта техника позволяет наглядно показать связи между отдельными компонентами в виде ветвящегося дерева. Этот способ активно применяется при обучении и мозговых штурмах. Диаграмма связей может быть построена в любой теме курса: функции денег, доходы, расходы, семейный бюджет и т. д. Диаграммы можно строить вручную, иллюстрировать собственными рисунками, готовыми картинками. Существуют компьютерные программы построения диаграмм. Специально для детей предназначена программа Kidspiration (i-Pad).
Для определенного класса с учётом уровня подготовки учащихся педагог имеет возможность самостоятельно подобрать метод для разъяснения материала по финансовой грамотности.
Недостаток воспитания финансовой грамотности нередко проявляется в том, что дети небрежно относятся не только к объектам общего пользования, но и к своим вещам. Они не всегда понимают, что даже самая небольшая вещь стоит родителям, школе немалых затрат. Для актуализации этой темы можно предложить задачи, в которых говорится о средствах, затраченных на покупку предметов, экономии средств семейного бюджета, школы и т.п.
Знакомясь с темой Бюджет следует говорить о дефиците бюджета. Как сократить расходы в семейном бюджете? Начать экономить. С чего начать? Например, с хлеба.
Учащимся задаются вопросы: как же нужно экономить хлеб? с чего начать? Какие могут быть ответы:
бережное отношение (экономное) к хлебу,
хлеб нельзя выбрасывать,
покупать хлеб не больше, чем требуется,
перерабатывать.
Работая над такими вопросами, дети самостоятельно делают вывод о возможностях сокращения расходов при умении все считать и экономить.
Обсуждая тему семейного бюджета, очень важно показать учащимся, что они тоже, как и их родители могут планировать свой собственный бюджет. При этом следует разграничивать, что относится, а что не относится к личным расходам школьника. А к ним относят: деньги, потраченные на бутерброд в школьной столовой, на проездной билет, купленный лично учащимся за карманные деньги, сумму, откладываемую из карманных денег на новые ролики. Но, например, деньги, потраченные из семейного бюджета на новый велосипед, в личном бюджете школьника не отражаются.
Детям может показаться, что очень непросто запланировать свои расходы на длительный период времени. Можно посоветовать им, сначала просто записывать свои расходы и доходы каждый день, и так в течение месяца. В идеале доходы должны быть равны сумме расходов и сбережений.
Постепенно, записывая все свои расходы и доходы, а затем, анализируя их, учащиеся научатся планировать свои расходы на месяц. Планируя свои расходы сегодня, можно добиться более рационального расходования и экономии средств в будущем.
В продолжении темы Планирование бюджета важно дать ответ учащимся начальной школы на вопрос: что делать, если купить товар хочется, а денег нет? Можно накопить денег на данный товар, можно одолжить (взять кредит). В данном случае педагогу следует показать все плюсы и минусы этих двух вариантов.
Экономические знания полезны и доступны для усвоения учащимися 1–4 классов, интересны детям, родителям и педагогам.
Начиная учиться в школе, ребёнок делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того чтобы он не растерялся в ней и стал в будущем финансово благополучным человеком, ему необходимо освоить азбуку финансовой грамотности и научиться считать деньги.
Получив финансовые знания, ребенок сможет более осознанно подумать о своем будущем. Приуправлении личными финансами он сможет принимать разумные решения, формировать у себя правильные финансовые привычки и использовать свои знания на практике. Финансово образованный человек способен сам выбирать наиболее привлекательные пути в жизни, создавая материальную основу для развития общества.