Публикации Функциональная грамотность и её роль на уроках в начальной школе.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Функциональная грамотность и её роль на уроках в начальной школе.
Автор: Храброва Маргарита Юрьевна

Функциональная грамотность и ее роль на уроках в начальной школе.В педагогической теории и практике понятие «функциональная грамотность» впервые появилось в конце 60-х годов ХХ века в документах ЮНЕСКО. Функциональная грамотность в наиболее широком определении выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью.На сегодняшний день требования стандарта таковы, что необходимо развивать функциональную грамотность на всех уроках.Функциональная грамотность — это умение ученика самостоятельно применять знания, умения и навыки, которые он приобрёл в школе, для решения широкого круга задач в различных сферах деятельности, а также в общении. В функциональную грамотность входят:
  • читательская, математическая и естественно-научная компетентность;
  • владение знаниями в области финансовой, юридической и компьютерной грамотности;
  • грамотность в вопросах здоровья, семьи и быта;
  • освоение навыков креативного и творческого мышления.
  • Для развития функциональной грамотности в начальной школе можно использовать следующие методы:
  • дополнительное образование;
  • участие в олимпиадах и интеллектуальных состязаниях;
  • чтение, слушание и просмотр книг и журналов;
  • общение и дискуссия;
  • участие в жизни семьи.
  • Задания по функциональной грамотности вызывают познавательный интерес, желание помочь персонажу, стремление применять свои знания, получить практический (личностно значимый) результат, потребность в самоутверждении, самореализации, получении удовольствия) Также при обучении функциональной грамотности существует несколько рекомендаций: 1.Равномерное распределение заданий: Задания по развитию функциональной грамотности начального и продвинутого уровня следует равномерно интегрировать в учебный процесс на протяжении всего учебного года. Они должны быть привязаны к реальным ситуациям, соответствовать возрасту учеников и обеспечивать системное и взаимосвязанное обучение. 2.Близость к практике: Для младших школьников важно, чтобы задачи соответствовали их повседневному опыту. Темы, близкие и интересные детям, могут стать источником вдохновения и мотивации для поиска новых знаний. . 3.Дополнительное образование: Дополнительные занятия и кружки могут играть важную роль в формировании функциональной грамотности. Они способствуют развитию творческих способностей, креативного мышления, компьютерной и читательской грамотности. 4.Постепенное усложнение заданий Задания могут быть направлены на изучение взаимосвязей между разными науками и формирование выводов на основе этих взаимосвязей. 5.Развитие критического мышления: Кроме того, учеников можно обучать анализу информации и определению фейковых новостей и вирусного контента. Широко можно использовать такие приёмы как игровая ситуация; проблемный вопрос, проблемная ситуация, ситуация затруднения, антиципация, учебно-познавательная или учебно-практическая, что очень «оживляет» урок, знания лучше усваиваются, запоминаются, развиваются все познавательные процессы.В  развитии функциональной грамотности школьников ключевую роль играет современный педагог, который должен проявлять креативность и использовать инновационные методы обучения. Успешное освоение компонентов функциональной грамотности поможет формировать личности, способные к самостоятельности, социальной ответственности и адаптации в постоянно меняющемся мире.