Публикации СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В СИСТЕМЕ СПО

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В СИСТЕМЕ СПО
Автор: Каточкова Наталья Геннадьевна

Каточкова Наталья Геннадьевна ОГАПОУ «Яковлевский политехнический техникум»СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В СИСТЕМЕ СПОДвадцать первый век – это время высоких информационных технологий, период, характеризующийся небывалым ростом объёма информационных потоков. Важнейшим средством обмена информацией была и остаётся речь. Формирование коммуникативно-речевых навыков, умения грамотно и свободно говорить и писать, целесообразно используя языковые средства, – это необходимое условие становления успешного во всех отношениях специалиста, профессионала. И в плане межличностного общения, необходимого для реализации молодого человека в новой для него социальной роли, решающую роль играет сформированная коммуникативная компетенция. Формирование языковой, речевой и коммуникативной компетентности будущих профессионалов – основная цель дисциплины Русский язык. На это нацелена организация аудиторной работы студентов, а также их самостоятельной внеаудиторной работы в системе СПО.Однако обучение учащихся в системе среднего профессионального образования, безусловно, имеет ряд особенностей. Для студентов колледжей приоритетным является получение профессиональных знаний и навыков, профессиональных компетенций, общеобразовательные же предметы зачастую отходят на второй план. Особая сложность преподавания русского языка обусловлена и отсутствием у большей части современных подростков интереса к гуманитарным дисциплинам вообще. Входное тестирование по русскому языку показывает, что большинство студентов имеет низкий уровень грамотности, у них недостаточно развита письменная речь, творческое самовыражение и мышление. Данное противоречие необходимо преодолевать в процессе обучения, формируя и развивая устойчивый интерес к языку и словесности, повышая уровень владения устной и письменной речью.Значение русского языка как учебного предмета для будущих специалистов трудно переоценить. Основная цель обучения предмету состоит в целенаправленном формировании национального самосознания, воспитании уважительного отношения к языку как духовной ценности, потребности в сохранении чистоты языка как явления культуры. Для этого необходимо сформировать у облучающихся опорную систему знаний, общие компетенции, обеспечивающие свободное владение языком. Необходимо формировать навыки свободного владения устной и письменной речью. Специфика данного предмета заключается в интегрированности его с другими предметами, ведь русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения будущей профессии, то есть преподавание языка в условиях системы СПО должно иметь профессиональную направленность. Актуальность преподавания русского языка с профессиональной направленностью обусловлена тем, что эффективность учебного процесса повысится, если обучающийся займет активную позицию при изучении предмета, рассматривая его как образовательный процесс, в котором он лично заинтересован.В процессе профессионально направленного обучения русскому языку обучающиеся учатся: 1. Орфографически и грамматически правильно писать, воспринимать смысловую информацию текста профессионального содержания;2. Вести диалог на профессиональную тему; воспринимать и понимать речь собеседника; рассказывать конкретному адресату о своей профессии; проявлять интерес к людям труда; 3. Осуществлять контроль знаний (самоконтроль, взаимоконтроль). Основной единицей речи является текст. Эффективность обучения русскому языку с учётом будущей профессии возрастает при использовании в учебном процессе текстов профессиональной направленности. Работа с профессионально ориентированными текстами на учебных занятиях по русскому языку способствует активному включению студентов в учебно-профессиональную деятельность, знакомству с лексико-грамматическим и понятийным аппаратом языка их будущей профессии, позволяет уже на первом курсе приблизить обучение к сфере профессиональных интересов студента, что повышает учебную мотивацию. При организации обучения данной дисциплине в СмолАПО используется «Рабочая тетрадь по русскому языку». Она представляет собой сборник текстов, в основном профессиональных, насыщенных орфограммами и пунктограммами, к которым предлагаются различные задания, охватывающие все основные разделы языка. Такие тексты позволяют повторить, обобщить и систематизировать ранее полученные знания и навыки на языковом материале, связанном с будущей профессиональной деятельностью студентов. В учебно-практическом пособии представлен материал для организации лингворечевой деятельности студентов по следующим направлениям: чтение, комплексный анализ текста; анализ языковых единиц разных уровней; продуцирование собственной, в том числе профессиональной, речи (устной и письменной). Студентам важно также овладеть и публицистическим стилем, потому что это необходимо для формирования их мировоззрения, активной жизненной позиции. Таким образом, тексты публицистического стиля выполняют очень важную и необходимую в современных условиях воспитательную функцию – они носят проблемный характер, затрагивают актуальные проблемы современной жизни. Творческие задания к таким текстам предполагают написание небольших сочинений-размышлений, в которых обучающиеся могут осмыслить проблему и выразить своё отношение к ней.Система упражнений обладает большими ресурсами для варьирования аудиторных видов работы и внеаудиторных домашних заданий. В качестве внеаудиторной работы студент выполняет задания, предполагающие работу со словарями, а также задания, на выполнение которых требуется много времени, например, создание текста по составленному плану, восстановлению текста по ключевым словам, передача содержания текста с использованием опорных слов, сжатие текста. В ходе выполнения подобных заданий развивается монологическая речь студентов. Обучение диалогической речи строится на основе ответов на вопросы, а также заданий дискуссионного характера, например, выразить своё отношение к проблеме текста, доказать свою точку зрения.Практически в каждом разделе дисциплины «Русский язык» есть темы, в которых можно реализовать принцип профессиональной направленности в учебных группах разных специальностей. При изучении темы «Орфоэпические нормы языка» студенты знакомятся с нормами произношения звуков, постановки ударения в словах-терминах. Например, задание для студентов специальностей экономического профиля: определить орфоэпические нормы в экономических терминах: бухгалтеры, средства, договор, обеспечение, ходатайство, документ, инженеры, шоферы. На учебном занятии по теме «Язык как средство общения и форма существования национальной культуры» студентам предлагается проанализировать современное состояние русского языка, создав речевое высказывание. Многие студенты отмечают, что в современном языке появилось много заимствованных, иноязычных слов, связанных с новыми технологиями. Обучающимся предлагается привести примеры слов, связанных с их профессией, особенно интересный и богатый языковой материал подбирают студенты специальностей «Информационные технологии», «Медицинская техника». На занятиях по теме «Лексика» студенты знакомятся с лексическим значением терминов. Техническая и экономическая терминология – важный пласт системы русского языка. Обучение научной терминологии приобретает особую актуальность и ведет к обогащению речи студентов специальной лексикой. В качестве самостоятельной работы предлагается определить значения профессиональных слов. Работа с профессиональными словами продолжается и на следующих занятиях, по теме «Слово в лексической системе языка». В качестве самостоятельной работы студентам дается задание составить словарь профессиональных терминов, терминологический диктант в соответствии с избранной специальностью. Такая работа способствует знакомству с терминологией, развитию профессиональных знаний. Языковой материал профессиональной направленности уместно вводить и при изучении такого раздела, как «Стили речи». На практических занятиях студенты учатся писать заявления, резюме, оформлять деловые бумаги, учатся вести диалог в различных ситуациях. Они получают опыт работы с научной и технической литературой. Подобные практические занятия имеют большое значение, так как студенты анализируют грамотную речь различных стилей. Студенты учатся понимать, уместно ли использование сленговой речи в тех или иных рабочих ситуациях или нет. С учетом того, что молодежный сленг часто проникает в устную официально-деловую речь, это более чем актуально. На практических занятиях студенты проигрываются ситуации, которые могли бы возникнуть во время прохождения ими практики, при приеме на работу и т.д. На учебных занятиях по русскому языку активно используются современные информационные технологии. Так, студенты нередко готовят презентации на лингвистические темы, учатся использовать различные источники информации, в том числе и Интернет-ресурсы, при подготовке сообщений. Всё это позволяет студентам более уверенно в будущем выполнять свои профессиональные обязанности.Дисциплина Русский язык включает также темы, связанные с культурой устной речи. Обучающиеся овладевают навыками ведения диалога, получают возможность совершенствовать монологическую речь. Все это позволяет им увереннее чувствовать себя на учебных занятиях, способствует непринужденному общению в различных речевых ситуациях, в том числе и в профессионально-производственной сфере.Преподавание учебной дисциплины Русский язык с профессиональной направленностью создает условия для подготовки квалифицированных специалистов, успешных и конкурентоспособных на современном рынке труда.Литература:
  • Введенская Л. А. Русский язык и культура речи. – Ростов, 20147. – 323с.
  • Климов Е. А. Психология профессионала. – М., 2013. – 400 с.
  • Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. – М., 2011. – 215 с.
  • Ростунов А. Т. Формирование профессиональной пригодности. - М., 2010. – 176 с.
  • Риве Ю. А. Специфика преподавания русского языка и литературы в организациях СПО / Ю.А. Риве // Инновационное развитие профессионального образования – 2019. - №4.
  • Электронный ресурс удалённого доступа (Internet)
  • Всероссийское педагогическое издание «Педразвитие» (Электронный ресурс)- Режим доступа:, свободный.