Публикации "Формы и методы наставничества над молодыми педагогами в школе"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Формы и методы наставничества над молодыми педагогами в школе"
Автор: Генова-Стешенко Лариса Ивановна

ФОРМЫ И МЕТОДЫ НАСТАВНИЧЕСТВАНАД МОЛОДЫМИ ПЕДАГОГАМИ В ШКОЛЕГенова-Стешенко Л.И.учитель химии и биологии ГБУ ОО ЗО "СОШ №4" г. БердянскНаставничество является одним из важнейших инструментов профессионального развития молодых педагогов. Оно позволяет им получить практические знания и навыки, необходимые для эффективной работы в школе, а также адаптироваться к новой профессиональной среде [4].Рассмотрим различные формы и методы наставничества над молодыми педагогами в школе, а также проанализируем условия, необходимые для его успешного внедрения.Существуют различные формы наставничества, которые могут быть использованы в зависимости от конкретных условий и потребностей молодого педагога [5]:1. Индивидуальное наставничество: один опытный педагог (наставник) закрепляется за одним молодым педагогом (наставляемым). Это наиболее распространенная форма наставничества, которая позволяет наставнику уделять максимум внимания своему наставляемому.2. Групповое наставничество: один опытный педагог (наставник) закрепляется за группой молодых педагогов (наставляемых). Такая форма наставничества позволяет молодому педагогу учиться не только у своего наставника, но и у других коллег.3. Командное наставничество: группа опытных педагогов (наставников) закрепляется за группой молодых педагогов (наставляемых). Такая форма наставничества позволяет молодым педагогам получить широкий спектр знаний и навыков от разных наставников.4. Смешанное наставничество: сочетание индивидуального и группового наставничества. Такая форма наставничества позволяет учесть индивидуальные потребности молодого педагога и обеспечить ему максимальную поддержку.Наставник может использовать различные методы в своей работе с молодым педагогом. Наиболее распространенные методы наставничества включают [3]:1. Инструктаж: наставник объясняет молодому педагогу, как выполнять определенные задачи и действия.2. Наблюдение: наставник наблюдает за работой молодого педагога и дает ему обратную связь.3. Совместное планирование: наставник и молодой педагог вместе планируют уроки и мероприятия.4. Совместное проведение уроков и мероприятий: наставник и молодой педагог проводят уроки и мероприятия вместе.5. Анализ уроков и мероприятий: наставник и молодой педагог вместе анализируют проведенные уроки и мероприятия.6. Консультации: молодой педагог обращается к наставнику за консультациями по вопросам преподавания и воспитания.7. Эмоциональная поддержка: наставник оказывает молодому педагогу эмоциональную поддержку и помогает ему справиться с трудностями.Выбор методов наставничества зависит от конкретных условий и потребностей молодого педагога. Считаем, что для успешного наставничества необходимо соблюдение следующих условий:1. Наставник обладает высокой квалификацией, опытом работы и педагогическим мастерством. Наставник должен быть не только опытным педагогом, но и обладать хорошими коммуникативными навыками и умением работать с молодыми людьми.2. Молодой педагог мотивирован на профессиональный рост и развитие. Молодой педагог должен быть заинтересован в получении новых знаний и навыков, а также в повышении своего профессионального уровня.3. Наставник и молодой педагог имеют схожие ценности и взгляды на образование. Это позволит им найти общий язык и эффективно сотрудничать.4. Наставническую деятельность необходимо осуществлять на регулярной основе и иметь четкий план. Регулярные встречи и четкий план действий позволят обеспечить систематичность и эффективность наставничества. При этом важна поддержка со стороны руководства школы, что создает благоприятную атмосферу для внедрения и развития наставничества.Таким образом, наставничество является важным инструментом профессионального развития молодых педагогов. Различные формы и методы наставничества позволяют учесть индивидуальные потребности молодого педагога и обеспечить ему максимальную поддержку. Для успешного внедрения наставничества необходимо соблюдение определенных условий, таких как высокая квалификация наставника, мотивация молодого педагога, схожесть ценностей и взглядов на образование, регулярность наставнической деятельности и поддержка со стороны руководства школы.Практика собственной профессиональной деятельности показывает, что наставничество оказывает положительное влияние на профессиональное развитие молодых педагогов, повышая их уверенность в своих силах, улучшая их педагогические навыки и способствуя их профессиональному росту.Список литературы
  • Азаров Ю.П. Наставничество в образовании: история и современность // Вестник образования. - 2016. - № 22.
  • Загвязинский В.И. Педагогическое наставничество: сущность, функции, технология // Сибирский педагогический журнал. - 2015. - № 4.
  • Методические рекомендации по организации наставничества педагогических работников образовательных организаций общего образования / Минобрнауки России. - М., 2015.
  • Хуторской А.В. Наставничество в системе профессионального становления молодого педагога // Педагогика. - 2017. - № 7.
  • Шамова Т.И. Наставничество как форма профессионально-педагогического сопровождения молодого педагога // Педагогика. - 2016. - № 10.