Публикации Конспект логопедического занятия для детей 6-7 лет Тема: «Звук и буква Н. В гостях у носорога Нанси»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект логопедического занятия для детей 6-7 лет Тема: «Звук и буква Н. В гостях у носорога Нанси»
Автор: Валентина Ивановна Ряднина

Конспект логопедического занятия для детей 6-7 лет Тема: «Звук и буква Н. В гостях у носорога Нанси»Вид занятия: открытие нового знания.Подгруппа детей по структуре речевого нарушения: ОНР III уровня. Фонетико – фонематическое и лексико - грамматическое нарушение речи. Интеграция образовательных областей: Социально- коммуникативное. Познавательное развитие. Физическое развитие, Художественно- эстетическое развитие. Речевое развитие. Цель: Знакомство со звуком и буквой Н.Задачи: 1. Формировать умение слышать звук Н в словах.2. Формировать умение давать характеристику звука Н по опорной схеме.3. Развивать навык фонематического анализа обратного слога.4. Развивать фонематические представления.5. Закреплять зрительный образ буквы Н.6. Формировать умение согласовывать притяжательные местоимения мой, моя, мои с существительными.7. Формировать понятие - заглавная буква.8. Развивать произвольное внимание, зрительное, слуховое, тактильное восприятие.9. Развивать мышление, конструктивный праксис, ориентировку на листе бумаги, мелкую моторику.10. Формировать навыки общения, взаимодействия, доброжелательность.Оборудование:Картинка-носорог, предметные картинки, в названии которых есть звук Н и те, в названии которых этого звука нет, схема для характеристики звуков, схема для дифференциации понятий звук-буква, бланки для игры «Крестики-нолики», простые карандаши, счётные палочки, фишки для выкладывания схем, «Позиция звука в слове», пластмассовые буквы, «Чудесный мешочек», звуковые линейки, компьютер, тетради, ручки.Ход занятия:1.Организационный момент. (слад №4)Добрый день, дорогие ребята! У меня сегодня прекрасное настроение и я хочу его передать всем вам. А поможет мне в этом – этот «волшебный шарик». –Я приглашаю всех вас в «круг радости» сказать друг другу добрые пожелания, передавая из рук в руки этот «волшебный шарик».Желаю счастья и добра всем детям с самого утра.Вступление. (слад №5) Уроки тетушки Совы. Знакомство с буквой Н.-Посмотрите видео, обратите внимание, какие слова выделяет тетушка Сова.-Ответьте на вопрос: «С какой буквой и звуком сегодня будем играть?» - (слад №6) К нам на занятие пришёл гость. Кто это? (носорог) Его зовут Нанси.Он узнал, что ребята в детском саду могут рассказать про его любимый звук.2. Выделение звука из начала слова, характеристика звука по схеме. (слад №7)- Какой первый звук слышится в слове носорог, Нанси? Давайте расскажем носорогу, всё, что мы знаем про звук [Н] (характеристика звука по схеме).3. Развитие фонематического восприятия, умения слышать звук[Н] в словах, развитие ориентировки на листе бумаги. (слад №8)- Нанси приготовил для вас игру, она называется «крестики-нолики». Я с Нанси буду называть слова, если в слове есть звук [Н], ставим крестик, если нет – нолик (работают простым карандашом).- Сколько слов со звуком [Н] я назвала? Как это можно определить (посчитать крестики). Давайте вспомним, какие слова со звуком [Н] я называла.
  • А теперь определим позицию звука Н в словах.
  • Носорог, санки, ворон, нос, лимон, батон4. Пальчиковая гимнастика: (слад №9) -На выдохе рисовать треугольники в воздухе обеими руками.-Нарисовать обеими руками в воздухе одновременно по образцу «Овечка на лугу». Травку и облака нарисовать с закрытыми глазами.-Нарисовать в воздухе 2 круга обеими руками.5. Физминутка «Я рисую солнце» (слад №10)Ребята, у нас сейчас уже лежит снег, а где живет носорог, снега не бывает, поэтому мы создадим для него радостное солнечное настроение с физминуткой «Я рисую солнце»6. Звуковой анализ слова ОН с опорой на звуковую схему. (слад №11)- Ребята, Нанси слышал, что вы умеете выкладывать некоторые слова фишками, давайте и его научим. Выложим схему слова ОН цветными фишками.Вопросы к детям (индивидуальные)- Сколько звуков в слове ОН? Назови.- Сколько гласных звуков в слове ОН? Назови.- Сколько согласных звуков в слове ОН?-С какого звука начинается слово ОН?-На какой звук оканчивается слово ОН?7. Развитие фонематического слуха, представлений. (слад №12)-Ребята, давайте подарим нашему гостю подарки, но подарить можно только те, в названии которых Вы услышите звук [Н].8. Согласование притяжательных местоимений с существительными. (слад №13) -Нанси понравились подарки, он обрадовался и закричал: «Это моя ананас». Как нужно сказать правильно, давайте покажем носорогу, чтобы он тоже говорил всегда правильно.9. Слоговой анализ слов. Носорог предложил «Поселить предмет в домик». «Построим пирамидку». (слад №14) 10. Носорог получил задание, определить «Четвертый лишний», а он сомневается, давайте поможем! (слад №15)11. Развитие слухового внимания (слад №16) (Выделение первого и последнего звука в словах) (Нанси, сон, нос, насос, стол)
  • Носорогу пора отправляться дальше в страну звуков и букв.
  • Вы хотите пойти с ним?
  • Он возьмёт с собой только самых внимательных. Надо посчитать сколько слогов в этих словах (НАТА, НИНА, ОН).
  • Выложить слово Ната из букв разрезной азбуки.Почему слово Ната пишется с большой буквы?Имена людей, название городов и деревень, а также начало предложения пишется с большой буквы.12. Дифференциация понятий звук - буква. (слад №17)Носорог Нанси решил сначала отправиться к буквам, чтобы найти свою любимую букву Н. Но он не знает, чем отличаются звуки от букв? 13. Закрепление зрительного образа буквы Н. (слад №17)- Крутись-вертись в звукобуквенной стране очутись!
  • путешествовать мы будем по стрелочкам-указателям. Сначала пойдём по зелененькой стрелочке.
  • В какую сторону она указывает (вправо).
  • А вот и наша буква Н, её обозначают звуком [Н].
  • На что похожа буква Н? Давайте встанем парами и изобразим букву Н.
  • Напишите на спине впереди стоящего букву Н.
  • Напишите пальчиком букву Н на своей ладошке
  • Сколько палочек понадобится, чтобы выложить букву Н (выкладывают из палочек).
  • 14.Развитие тактильного восприятия, мелкой моторики. (слад №18)Давайте отправимся дальше. Теперь пойдём по оранжевой стрелочке. Куда она указывает? (влево) - Ой, смотрите, что это за мешочек. В нём буквы. Оказывается, в нём надо найти на ощупь букву Н. -А теперь давайте обведем букву Н в тетрадях. Дети обводят и штрихуют большую букву Н. Вот мы и превратили букву Н в морячка в тельняшке и отправляемся путешествовать дальние страны на корабликах. 15. Чтение прямых и обратных слогов. (слад №19)Нанси отправился вместе с буквами-морячками через море на корабликах. Корабли плывут мимо островов (на островах буквы А, О, У). Дети читают слоги (НА, АН, НО, ОН, НУ, УН в зависимости от того, где причалил кораблик). 16. Носорогу интересно, а можете ли вы читать? (слад №19)Чтение: АН, ОН, УН, ИН, НА, НО, НУ, НИ, ОН, ОНА, ОНИ 16. РефлексияНосорогу Нанси очень понравилось путешествовать вместе с вами.Но теперь пора возвращаться в детский сад.
  • Что нового узнали?
  • Что понравилось?
  • Какие были трудности?
  • С каким новым звуком познакомились?
  • Придумайте слово со звуком [Н].
  • Спасибо за работу!
  • Используемая литература:
  • А.И. Максаков, Г.А. Тумакова «Учите, играя» М. «Просвещение» 1992г
  • А.И. Максаков «Правильно ли говорит ваш ребенок» М. «Просвещение» 1996г
  • «Игры в логопедической работе» под редакцией В.И. Селиверстова М. «Просвещение» 2004г
  • С.В. Пятак «Узнаю звуки и буквы». Москва: Эксмо, 2015. (Ломоносовская школа).
  • Авторы- составители Новокшонова Е.А.и др –Томск: 2014.-62 стр.
  • «Структура логопедического занятия в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» Е.Ю. к.п.н., заведующий кафедрой дошкольного и начального образования ТОИПКРО