Публикации Традиционная русская народная культура как средство духовно-нравственного воспитания детей

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Традиционная русская народная культура как средство духовно-нравственного воспитания детей
Автор: Наталия Анатольевна Авдеева

«Тот, кто обращаясь к старому,способен увидеть новое – способен быть учителем» КонфуцийГоворя о здоровье нашей нации, мы должны рассматривать его как единство духовного, психического и физического здоровья.В настоящее время Россия переживает сложный исторический период. Одним из вызовов времени системе современного образования является формирование человеческого капитала. Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - это разрушение ценностных идеалов, способствующих воспитанию духовно-нравственной, социально-коммуникативной, творческой личности.В конце ХХ века в развитии России произошла духовная деформация общества. Это привело к тому, что современная Россия в демографическом плане оказалась у черты, за которой начинается физическое вырождение нации.На государственном уровне были приняты законы, учитывающие сложившуюся ситуацию и стоящие задачи по воспитанию духовно-нравственных и социально-коммуникативных качеств личности.Поэтому проблема духовно-нравственного воспитания в современном обществе очень актуальна и предполагает изучение накопленного педагогического опыта по решению данной задачи в практике воспитательной работы с детьми.Целью работы в этом направлении является демонстрация возможности использования традиционной русской народной культуры в современном образовательном процессе для формирования духовно-нравственных и социально-личностных качеств у детей дошкольного возраста.Важными задачами духовно-нравственного воспитания являются:
  • формирование мировоззрения, моральных знаний, правильных взглядов на жизнь;
  • развитие нравственных чувств (патриотических, эстетических, милосердия и т. д.);
  • воспитание навыков и привычек поведения.
  • Одним из основных методов, используемых для формирования духовно-нравственных, социально-личностных качеств у детей, является их приобщение к народной культуре.В работе над данной проблемой необходимо опираться на традиционную русскую культуру и использовать следующие виды работы:1. Создание предметно-развивающей среды (библиотека русского фольклора, центр театрализованных игр);2. Знакомство детей с различными жанрами устного народного творчества во время организованной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой;3. Игры-драматизации, где дети учатся драматизировать не только сказки, но и обыгрывать потешки, небылицы;4. Взаимосвязь с музыкальным руководителем (знакомство с народными песнями, хороводами, танцами, проведение тематических вечеров развлечений, народных гуляний, праздников, посиделок);5. Работа с родителями (анкетирование, ознакомление родителей с русской народной культурой через совместное проведение праздников, посиделок, участие родителей с детьми в театральных постановках, связанных с историей и культурой Руси);6. Знакомство с народными играми на физкультурных занятиях;7. Дидактические, пальчиковые игры;8. Использование малых фольклорных форм в режимных моментах и в различных видах организованной деятельности;9. Использование малых фольклорных форм особенно эффективно в период адаптации ребёнка к новым для него условиям детского сада. Потешки помогают создать положительную атмосферу. С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причёсыванию, приёму пищи, одеванию и т. д.Почти все фольклорные приёмы и игры, применяемые для развития детей, ребята (соответственно своему возрасту и возможностям) используют в домашней обстановке. Родители с радостью и удивлением замечают то, как изменились их дети. Например, шестилетний мальчик, прежде ревниво и недружелюбно относившийся к двухлетней сестрёнке, теперь поёт ей перед сном полюбившуюся в детском саду колыбельную песенку:Баю - бай, баю - бай, прилетел к нам попугай,Прилетел к нам попугай, говорит: «Ксюшу отдай!»А мы Ксюшу не дадим – Ксюша нам нужна самим!Удивительное свойство этих колыбельных песен можно ощутить – во время дневного сна дети засыпают крепко и спят спокойно не зависимо от их возраста и темперамента (даже те дети, которые по утверждению их родителей «не спят днём никогда», или спят в постели только с мамой).Различные виды хороводов и хороводных игр можно и нужно использовать в качестве организационных моментов и даже утренней гимнастики. Самые любимые детьми хороводы: «Паучок», «А я грушу посадила», «Утка шла по бережку» и замечательный хоровод с гендерной основой «Во саду ли в огороде».Множество различных традиционных игр, в которые дети играют в зависимости от характера игры и в группе, и на прогулке, и на музыкальных или физкультурных занятиях («Гори-гори ясно», «Удочка», «Жмурки», «У медведя во бору» и т. д.).На занятиях изобразительной деятельностью дети знакомятся с декоративно-прикладным творчеством, дополняющим фольклор, и дающим более широкое представление о традиционной русской культуре. Это и различные виды росписи («Гжель», «Хохлома», «Городецкая роспись» и т. д.); традиционные игрушки («матрёшки», «курочки», «мужик и медведь» и т. д.).После сна во время проведения оздоровительной гимнастики можно активно использвать приговорки, потешки. Например, качая ребёнка, лежащего на спине на большом гимнастическом мяче, сначала воспитатели говорят потешку, а постепенно дети и сами станут проговаривать её в такт качания мяча (касаясь во время качания пола то руками, то ногами):«Ай качи-качи-качи, глянь – баранки, калачиС пылу, с жару из печи, все румяны, горячи…»Совершенно очевидно, как много задач решается при данных способах развития детей (и логопедические; и психологические: преодоление страха, установление близкого доверительного контакта с воспитателем, а в случае помощи детей – и с детьми; улучшение кровообращения и расслабление мышц спины, улучшение осанки и др.) Даже самые боязливые детки через 2-3 занятия сами просятся на мяч. Ритмические потешки, сопровождающие упражнение, положительно влияя на эмоциональное состояние ребёнка, многократно увеличивают эффект от самого упражнения.Пословицы и поговорки используются в всех процессах воспитательной работы. При одевании на прогулку: «Семеро одного не ждут», во время трудовой деятельности: «Труд человека кормит, а лень портит».Загадка – это игра для детского ума. Загадки можно использовать на занятиях, на прогулках. Для решения загадок от ребёнка требуется большая наблюдательность и умственное напряжение. Загадки развивают мышление, пытливость, наблюдательность и терпение.При обучении детей отгадыванию загадок для начала можно использовать игрушки или картинки с отгадкой. В дальнейшем дети учатся отгадывать загадки по собственным представлениям. При этом нужно учитывать индивидуальные возможности каждого ребёнка.И дети, и родители очень любят традиционные народные праздники («Рождество», «Пасха», «Масленица», досуги-развлечения («Капустники»). В праздниках вместе с детьми с удовольствием участвуют и родители, и другие родственники, и выпускники детского сада.При подведении итогов работы по приобщению детей к традиционной народной культуре, можно с уверенностью сказать о больших положительных переменах в духовно-нравственном и социально-коммуникативном развитии детей. Ребята получат опыт самим разрешать конфликтные ситуации, станут более заботливыми и терпимыми друг к другу. Благодаря приобщению детей к традиционной народной культуре, у них будут формироваться те духовно-нравственные ценности, которые свойственны их генетической памяти. Это укрепит их психику, сделает детей более устойчивыми к различным стрессовым ситуациям и в конечном итоге позволит воспитать духовно-нравственную, социально-коммуникативную личность, имеющую высокий интеллект и способную в дальнейшем решать различные жизненные задачи.Итак, современное общество находится в процессе изменения мировоззрения, задающего общие ориентиры бесконфликтного общения, диалога культур.Опираясь на традиционную национальную культуру и разумно используя современные технологии, мы сможем дать качественно новое образование, воспитать духовно-нравственную, социально-коммуникативную личность, способную к решению задач, поставленных сегодня перед нашим обществом.