Публикации Формирование познавательного интереса обучающихся на уроках физики

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование познавательного интереса обучающихся на уроках физики
Автор: Клемешов Виктор Петрович

Формирование познавательного интереса обучающихся на уроках физикиКлемешов В.П., учитель физики МОУ «СОШ №1» г. Валуйки Белгородской областиВ процессе обучения физике изменяется объект интереса учащихся. Вначале это факты, опыты, явления; затем – возможность их объяснения; потом – глубокое их истолкование и теоретическое обобщение на основе ведущих теоретических идей, приводящее к пониманию физической картины мира. В реальном процессе путь, проделываемый познавательным интересом, характеризуется более сложными и тонкими взаимопереходами, в которых одна стадия как бы проникает в другую, одна вырастает из другой, одна сопутствует другой. Но при всем этом в каждый данный момент учитель все же может видеть, на каком уровне развития интереса к знаниям находится школьник.Под «интересным преподаванием» подразумевается совокупность факторов, определяющих уровень методики преподавания. Это высокая научность и строгая система в изложении материала, создание проблемных ситуаций на уроке и привлечение учащихся к решению выдвигаемых проблем, умение организовать самостоятельную работу учащихся на уроке, выполнение учениками заданий творческого характера, создание на уроке условий для того, чтобы ученики могли рассказать классу о заинтересовавших их вопросах в научно-популярной литературе, получить ответы на возникшие вопросы при чтении литературы, просмотре кино- и телевизионных фильмов, а также в результате самостоятельных наблюдений за явлениями природы и техники. Значительна роль познавательного процесса учащихся в функции развивающего обучения.Познавательный интерес вполне можно назвать аккумулятором всех значимых для личности процессов. По уровню развития познавательного интереса можно судить об общем развитии личности школьника. При этом следует отметить, что познавательный интерес в общем развитии личности и в обеспечении развивающей функции обучения в одном случае является побудителем, мощным двигателем, в другом – результатом. Все функции обучения органично связаны с познавательным интересом. Под его влиянием все функции учебного процесса образуют единство деятельности учителя и учащихся, благодаря чему и обучение и учение протекают эффективно, плодотворно, без потерь. Познавательный интерес не обособлен в своем развитии от общего развития личности, он подвержен тем же закономерностям, что и процесс развития в целом, является одной из движущих сил превращения получаемых знаний не просто в «усвоенную информацию», а в глубоко личный духовный багаж человека. Интерес содействует формированию волевых качеств личности, а также укреплению ее активной, творческой жизненной позиции.Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и, прежде всего в учении.Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может происходить по двум основным каналам, с одной стороны само содержание учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой - путем определенной организации познавательной деятельности учащихся.Познавательный интерес тесно связан со знаниями, приобретаемыми учащимися. Сам процесс получения знаний проходит три этапа: восприятие, осмысление и закрепление изучаемого материала. Для каждого из этих этапов существуют свои определенные приемы, способствующие развитию познавательного интереса.Основными приемами развития познавательного интереса, используемые на этапе осмысления изучаемого материала, являются:
  • Постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации и др.
  • Исследовательский прием.
  • Эвристический прием.
  • Опираясь в своем вопросе на имеющиеся у учащихся знания, помогаю им с помощью наводящих вопросов найти правильный ответ. На этапе осмысления и закрепления полученных знаний используются следующие приемы, активизирующие познавательный интерес к учебному предмету:
  • Использование натуральных объектов в заданиях для учащихся.
  • Прием моделирования.
  • Составление схем, таблиц.
  • Развитию познавательного интереса способствует использование на уроках заданий по построению схем, работе с таблицами. При выполнении учебных заданий учащимся могут быть предложены идеографические знаки, характеризующие тот или иной объект изучения.Исходя из этого к учащимся разных групп, а также отдельным взятым личностям внутри этой группы следует подходить индивидуально. У каждого ученика фазы и уровни становления интересов различны.Список литературы:
  • Булатова Е.В. Развивать у учащихся интерес к знаниям и учению. //Физика в школе – 1987. - № 2 – с. 82-83.
  • Ланина И.Я. Тряпицына А.П. Элементы занимательности на уроках физики. //Физика в школе – 1979. - № 1. – с. 42.
  • Ланина, И. Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики [Текст]: кн. для учителя / И. Я. Ланина. – М.: Просвещение, 1985. – 128 с.