Публикации
Организация проектной деятельности на уроках физики
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организация проектной деятельности на уроках физики
Автор: Клемешов Виктор Петрович
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организация проектной деятельности на уроках физики
Автор: Клемешов Виктор Петрович
Организация проектной деятельности на уроках физикиКлемешов В.П., учитель физики МОУ «СОШ №1№ г. ВалуйкиРазвитие современного общества требует формирование всесторонней интеллектуальной личности. Современный специалист должен быть грамотным, но помимо этого, современные организации, предъявляют к своим сотрудникам такие личностные качества, как активность, инициативность, коммуникабельность.Метод проектов и исследовательская деятельность учащихся помогают педагогу в решении этих непростых задач, потому что они относятся к личностно – ориентированным технологиям, обеспечивают проблемное обучение и системно-деятельностный подход. Эти методы обеспечивают самостоятельность и свободу действий, предоставляют возможность учащимся реализовывать свои творческие замыслы.Физика формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение и убеждения. Эта основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям. Активизировать познавательную деятельность можно на уроках различного типа и самым разнообразным содержанием материала, приемами и средствами преподавания и воспитания.Как показывает собственный опыт работы в школе, в последние годы существенно упал интерес школьников к фундаментальным наукам, в частности к физике. Это обстоятельство повлияло и на получение фундаментального образования в школе. Понизился интерес учащихся к физике, математике и в то же самое время наблюдается скачок интереса детей к информатике, компьютерам, Интернету. Даже способные, высоко мотивированные учащиеся склонны пренебрегать занятиями фундаментальными науками. Такое состояние приводит к нарушению равновесия в учебном процессе и узкому доминированию определенного типа мышления.Исходя из этого, на своих уроках я не стремлюсь всех научить физике. Значительно более важно научить подростка мыслить самостоятельно, творчески, через систему соответствующих поисковых, проблемных, исследовательских заданий. Именно проектная и исследовательская деятельность способствуют реализации этих замыслов.Использование проектно-исследовательской деятельности на уроках физики является средством формирования универсальных учебных действий, которые в свою очередь:обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты; создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность; обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания. На протяжении работы учителем физики главным для меня является не процесс преподавания, а процесс познания, ориентирующий ученика на самостоятельный поиск, исследование, открытие, деятельность. Поэтому целью своей педагогической деятельности считаю: развитие творческих способностей учащихся через исследовательскую и проектную деятельность на уроках и во внеурочное время, как одного из способов активизации саморазвития учащихся. Для реализации поставленной цели на своих уроках использую современные образовательные технологии: информационно-коммукационные, проектная технология, технология проблемного обучения, здоровьесберегающие технологии, квест-технологии.В своей работе я использую технические средства кабинета физики: компьютер, мультимедийный проектор и экран, Интернет. Наиболее распространенные формы урока с применением ИКТ - комбинированный урок, который сочетает в себе объяснение учителя и работу учащихся (индивидуальную, групповую, парную) с вопросами и заданиями, представленными в рамках мультимедиа – презентации. Организация проектной деятельности позволяет создать ситуацию, в которой дети учатся делать выбор и нести ответственность, а также рефлексировать этапы своей работы.Проектная деятельность обеспечивает обучающимся самостоятельность и свободу действий, предоставляет возможность реализовать свои творческие замыслы. Использование проектной деятельности позволяет целенаправленно решать задачи индивидуально-ориентированного образования. Проектная деятельность представляет собой творческую работу по решению практических задач. Цели и содержание ее определяются учащимися и осуществляются ими в процессе теоретической проработки и практической реализации при участии учителя.Начинать проект нужно с выбора и формулировки его темы, ориентировки на тип проекта и количества участников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Нужно продумать возможные варианты проблем, которые нужно исследовать в рамках намеченной тематики и которые затем выдвигаются самими учениками (с подачи учителя, с помощью наводящих вопросов, создания ситуаций, способствующих определению этих проблем и т.д.) Тут будет уместна и «мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением Привлечение учеников к обсуждению содержания предстоящей учебно-проектной работы выполняет мотивирующую и мобилизирующую роль.Например, при изучении темы «Сообщающиеся сосуды» в 7 классе, я зачитал такой текст «Рыбак для сохранения пойманной рыбы живой сделал в своей лодке усовершенствование: он отделил часть лодки, поставив две вертикальные перегородки, и в отгороженной части сделал отверстие на дне. Не зальет ли лодку и не потонет ли она, если опустить ее в воду? – думал он перед испытанием своего усовершенствования». А как думаете вы? Этот вопрос послужил поводом для написания учебного проекта. Далее происходит распределение задач по группам, обсуждаются возможные подходы к решению проблемы, поиск информации, выдвижение творческих решений.Затем следует самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым проектным задачам. Этот этап может включать в себя и промежуточное обсуждение полученных данных в группах.Представление проведенной работы осуществляется на этапе защиты проекта. Завершающий этап проектной деятельности – коллективное обсуждение, экспертиза, получение результата внешней оценки, делаются выводы.Таким образом, грамотно выстроенный и справедливо оцененный учебный проект стимулирует всякую учебную деятельность самих учеников, так как учебное проектирование поддерживает педагогические цели в конгнитивной, аффективной и психомоторной области на всех уроках и приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда.