Публикации Методические приемы формирования информационных компетенций у учащихся на уроках физики

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методические приемы формирования информационных компетенций у учащихся на уроках физики
Автор: Клемешов Виктор Петрович

Методические приемы формирования информационных компетенцийу учащихся на уроках физикиКлемешов В.П., учитель физики МОУ «СОШ №1» г. Валуйки Белгородской области В настоящее время меняются требования к выпускникам образовательных учреждений, возрастает роль некоторых качеств личности, ранее не особенно важных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций».Сейчас основным результатом образования должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах.Под компетенцией понимается совокупность того, чем человек располагает, а под компетентностью - совокупность того, чем он владеет. Компетентностный поход - это процесс формирования ключевых компетенций учащихся, требующий понимания Показателем информационной компетентности становится создание новых информационных продуктов (проектов, отчетов, моделей, презентаций, электронных пособий и разработок).Основным способом организации познавательной деятельности на уроках физики является частично-поисковый метод. Кроме того, на уроках и во внеурочной деятельности используется метод проектов. Процесс обучения организуется в различных формах: комбинированные уроки с применением ИКТ, уроки решения задач в технологии полного усвоения, уроки-практикумы, уроки-проекты. На уроках физики часто использую презентации, созданные мною; старшеклассниками как зачетная работа по физике; из Интернета, ЦОРы других учителей. Применение презентаций с видео фрагментами даёт высокую степень наглядности, например: при изучении в 7 классе тем «Строение вещества», «Работа. Мощность. Энергия» и т.д.Информационные компетенции развиваю в том числе и через задания по составлению тематических презентаций к уроку. На начальном этапе это, конечно, совместная работа преподавателя с учащимися; учеников, владеющих компьютерными технологиями, с начинающими пользователями ПК. Дальше - уже самостоятельно выполненные проекты.На уроках повторения (обобщения) привлекаю учащихся к созданию презентаций обобщающего характера, которые они демонстрируют перед одноклассниками. В нынешнее время, время вхождения в нашу жизнь информационных и коммуникационных технологий, просто необходимо использование новых технологий в обучении, ориентированных на развитие творческих способностей учащихся.Привлекаю учащихся к созданию проектов. Так формируются еще и коммуникативные компетенции. Проблемы, наверное, существуют в подготовке самих проблемных вопросов - они должны быть по силам учащимся. В любом случае, на основании имеющегося у меня практического опыта, такая форма проведения уроков не является новой для моих учащихся и уже не вызывает у них бурю восторга, это обычные для нас уроки, хотя и достаточно трудоемкие затратные по времени, поэтому в малокомплектной школе часто такие работы не предложишь.Ещё один приём - применение электронных учебников и программ. ЭУ часто дополняет обычный, а особенно эффективен в тех случаях, когда он: обеспечивает практически мгновенную обратную связь; помогает быстро найти необходимую информацию (в том числе контекстный поиск), поиск которой в обычном учебнике затруднен; существенно экономит время при многократных обращениях к гипертекстовым объяснениям; наряду с кратким текстом - показывает, рассказывает, моделирует и т.д. (именно здесь проявляются возможности и преимущества мультимедиа-технологий) позволяет быстро, но в темпе наиболее подходящем для конкретного индивидуума, проверить знания по определенному разделу. Это - Репетитор Физика 1С Открытая физика I, Открытая физика II, Уроки физики Кирилла и МефодияПрименение этих программного продукта активизирует познавательный интересобучающихся. Чаще его использую на уроках в 7-8 классе. Например: при изучении в 8 классе темы «Закон Ома» разные группы учащихся получают вывод закона разными путями: практическим, с использованием учебника и (или) электронного учебника.Компьютер предоставляет возможность ученику или учителю активно подключаться к демонстрациям, ускоряя, замедляя или повторяя, по мере необходимости, изучаемый материал, управлять и моделировать сложными физическими процессами, систематизировать, классифицировать и фиксировать на экране монитора, или с помощью проектора необходимую информацию и т.п.Формирование информационной компетентности на уроках физики с использованием в то числе и ИКТ помогает достигать общие цели образования, легче формировать компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения, поддерживать в классе атмосферу оживленного общения и вызывает дискуссии, выводит процесс обучения за рамки урока - в подготовку творческих проектов в рамках внеклассной работы, дополнительного образования, личного общения с педагогом в сети Интернет.Список используемой литературы
  • Дахин, А. Компетенции и компетентность: сколько их у российского школьника [Текст] / А. Дахин // Народное образование. – 2004. – № 4. – С. 136-144.
  • Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании [Текст] / О. Е. Лебедев // Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С. 3.
  • Хуторской  А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] / А. В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». – 2002. – 23 апреля. – [Режим доступа: ].