Публикации
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ансамбль ложкарей «Ладушки».
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ансамбль ложкарей «Ладушки».
Автор: Николаева Алевтина Леонтьевна Дергачев Сергей Владимирович
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ансамбль ложкарей «Ладушки».
Автор: Николаева Алевтина Леонтьевна Дергачев Сергей Владимирович
Управление образования администрации г. ЧебоксарыМуниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества» муниципального образования города Чебоксары – столицы Чувашской РеспубликиДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«Ансамбль ложкарей «Ладушки»Чебоксары, 2023СодержаниеРаздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель и задачи программы 1.3. Содержание программы1.4. Планируемый результатРаздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»2.1. Календарный учебный график 2.2. Условия реализации программы 2.2.1 материально-техническое обеспечение2.2.2 информационное обеспечение2.2.3 кадровое обеспечение2.3. Формы аттестации 2.3.1 Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов2.3.2 Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов2.4. Оценочные материалы 2.5. Методические материалы 2.5.1 особенности организации образовательного процесса2.5.2 методы обучения2.5.3 формы организации образовательного процесса2.5.4 формы организации учебного занятия2.5.5 педагогические технологии2.5.6 алгоритм учебного занятия2.5.7 дидактический материал2.6. Список литературы Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы» 1.1 Пояснительная записка«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В.А. СухомлинскийДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана с учётом нормативно-правовых требований:Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года; Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»; Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. М., ФИРО, 2015г.; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. №28 г. Москва «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20» Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Положение о разработке и утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества» муниципального образования города Чебоксары – столицы Чувашской Республики (принято решением педсовета от 25.05.18г.; Устав МАОУДО «ДДЮТ» г. Чебоксары. Направленность программы художественная.Актуальность программы приобщение детей к русской народной культуре, традициям, обычаям. Отличительная особенность программы привлекательность и легкость игры в ансамбле способствуют повышению мотивации личности ребенка к творчеству.Адресат программы обучающиеся в возрасте 7-15 лет. Объём и срок реализации программы Программа рассчитана на 3 года. Общее количество часов в год 108 часа, за три года 324 часа. Формы обучения очная.Особенности организации образовательной процесса в коллектив принимаются все желающие.Режим занятий 3 раза в неделю по 1 часу.1.2 Цель и задачи программы1.2 Цель программы: обогащение духовной культуры детей через обучение игре на русских народных инструментах - ложках.Задачи программы:Личностные (воспитательные):- формирование интереса к истокам народного творчества;- формирование поведение артиста до выхода на сцену и во время выступления на сцене;- формирование нравственных качеств по отношению к окружающим. Метапредметные (развивающие): - развивать чувство ритма, память и музыкальный слух;- развивать навыков выразительного исполнения музыкальных произведений; - развивать навыки артистизма. Предметные (образовательные):- обучить основам техники игры на ложках и других народных инструментах;- расширять и обогащать знания детей (о быте, костюме, ремесле, художественных промыслах, традициях, праздниках и др.)- формировать необходимые знания, умения и навыки игры в ансамбле. 1.3 Содержание программы 1.3.1 Учебный план 1 год обучения Учебный план 2 год обученияУчебный план 3 год обучения1.3.2 Содержание учебного плана1 год обученияРаздел №1: Введение в программу. Теория Знакомство с русским народным инструментом «Деревянные ложки». План работы на учебный год.Раздел № 2: ЭтнографияТеория Народные инструменты славян. Истоки народного творчества: быт, костюм, ремесло, художественный промысел, традиции, праздники и др.;Раздел № 3: Музыкальная грамота.2.1. Основные средства музыкальной выразительности (темп, нюансы, штрихи, тембр и т.д.).Теория «Средства музыкальной выразительности», которые включает в себя: мелодия, лад, ритм, динамика, темп, тембр, штрихи.2.2. Элементарная теория (размер, ритм, длительности итд).Теория Основные ступени звукоряда, их названия, звук и его высота, ритм, метр, темп, паузы, стаккато, особые виды ритмического деления, акценты, размер.Раздел №4: Азбука ложкарей.2.1. Постановка исполнительского аппарата: корпуса, рук. Практика Игра упражнений на развитие мышц кистей рук, координации движений. 2.2. Основные фигуры игры на ложках. Практика Основные фигуры игры на двух ложках: «Лошадка», «Маятник», «Мячики», «Трещотка», «Плечики», «Коленочки», «Качели», «Дуга», «Глиссандо», «Линеечка», «Солнышко», «Круг», «Капельки»).Раздел №5: Работа над репертуаром.Изучение пьес: р.н.п. «Во саду ли, в огороде», «Два гуся», «Ах, вы, сени, мои сени», «Во кузнице», «Калинка», «Коробейники», «Вдоль да по речке», «Сама садик я садила», «Летка-енка» Р. Лехтинен, «Путене» обр.С.Дергачёва, «Деревенская кадриль», «Русские народные наигрыши».Практика: Работа над ритмом, техникой исполнения, характером произведения, постановка номера, отработка концертного номера.Раздел №6: Итоговое занятие. Практика Контрольный срез знаний, концерт для родителей, концертное выступление.2 год обученияРаздел №1: Введение в программу. Теория История развития искусства игры на деревянных ложках. План работы на учебный год.Раздел № 2: ЭтнографияТеория Колорит славянской музыки и особенности традиционных инструментов. Истоки народного творчества: быт, костюм, ремесло, художественный промысел, традиции, праздники и др.Раздел №3: Азбука ложкарей.3.1. Постановка исполнительского аппарата: корпуса, рук. Практика Игра упражнений на развитие мышц кистей рук, координации движений. 3.2 Основные фигуры игры на ложках. Практика Основные фигуры игры на трёх ложках: «Тремоло», «Шапочки, корешки», «Скольжение», «Сложный рисунок», «Колокольчик», «Маленькая лошадка», «Большая лошадка», «Барабанчик маленький», «Барабанчик большой», «Гармошечка», «Мельница», «Вращение». Раздел № 4: Музыкальная грамота.Теория Элементарная теория (лад, тональность, порядок знаков при ключе, интервалы итд). Основные средства музыкальной выразительности (темп, нюансы, штрихи, тембр и т.д.).Раздел №5: Работа над репертуаром.Изучение пьес: русские народные песни «Субботея», «Девка по саду ходила», «Порушка-Пораня», «Дарья», «Когда мы были на войне», «Травушка-муравушка», «Русская плясовая», «Попурри на чувашские народные песни». Практика: Работа над ритмом, техникой исполнения, характером произведения, постановка номера, отработка концертного номера.Раздел №6: Итоговое занятие. Практика Контрольный срез знаний, концерт для родителей, концертное выступление. 3 год обученияРаздел №1: Введение в программу. Происхождение деревянной ложки, как музыкального инструмента. Теория. История возникновения и развития шумового инструмента «деревянной ложки», как музыкального инструмента. Раздел № 2: ЭтнографияТеория Колорит славянской музыки и особенности традиционных инструментов. Истоки народного творчества: быт, костюм, ремесло, художественный промысел, традиции, праздники и др.Раздел №3: Азбука ложкарей.3.1. Постановка исполнительского аппарата: корпуса, рук. Практика Игра упражнений на развитие мышц кистей рук, координации движений. 3.2 Основные фигуры игры на ложках. Практика Основные фигуры игры на четырёх, пяти ложках.Раздел № 4: Музыкальная грамота.2.1. Основные средства музыкальной выразительности.Теория Понятие «Средства музыкальной выразительности», которые включает в себя: мелодия, лад, ритм, динамика, темп, тембр, штрихи.Практика Применение средства музыкальной выразительности (темп, нюансы, штрихи, тембр и т.д.) в работе над произведениями. Раздел №5: Работа над репертуаром.Изучение пьес: русские народные песни: «Камаринская», «Перевоз Дуня держала», «Светит месяц», «Я с комариком плясала», «Валенки», «Через речку, речушку», сибирский наигрыш «Скоморохи», русская плясовая «Барыня», «Песня старого извозчика» из репертуара Л.Утёсова, «Приокская кадриль» Е.Дербенко, казачья плясовая «Варенька».Практика: Работа над ритмом, техникой исполнения, характером произведения, постановка номера, отработка концертного номера.Раздел №6: Итоговое занятие. Практика Контрольный срез знаний, концерт для родителей, концертное выступление. Планируемые результаты 1 год обученияПо окончании курса обучающиеся будут знать: - истоки народного творчества; о быте, костюме, ремесле, художественных промыслах, традициях, праздниках и др.;- поведение артиста до выхода на сцену и во время выступления на сцене;уметь:- ритмически точно исполнять в ансамбле игру на ложках, передавать характер и настроение музыкального произведения;- определять музыкальные средства выразительности: темп, регистр, динамика, движение, направление звуков мелодии, тембры музыкальных инструментов;- соблюдать динамические оттенки, паузы, штрихи, определять лад;- артистично выступать перед публикой (умение создать сценический образ);владеть:- навыками исполнительского мастерства;- навыками ансамблевой игры;- музыкальной грамотностью.2 год обученияПо окончании курса обучающиеся будут знать: - истоки народного творчества; о быте, костюме, ремесле, художественных промыслах, традициях, праздниках и др.;- поведение артиста до выхода на сцену и во время выступления на сцене;уметь:- ритмически точно исполнять в ансамбле игру на ложках, передавать характер и настроение музыкального произведения;- определять музыкальные средства выразительности: темп, регистр, динамика, движение, направление звуков мелодии, тембры музыкальных инструментов;- соблюдать динамические оттенки, паузы, штрихи, определять лад;- артистично выступать перед публикой (умение создать сценический образ);владеть:- навыками исполнительского мастерства;- навыками ансамблевой игры;- музыкальной грамотностью.3 год обученияПо окончании курса обучающиеся будут знать: - истоки народного творчества; о быте, костюме, ремесле, художественных промыслах, традициях, праздниках и др.;- поведение артиста до выхода на сцену и во время выступления на сцене;уметь:- ритмически точно исполнять в ансамбле игру на ложках, передавать характер и настроение музыкального произведения;- определять музыкальные средства выразительности: темп, регистр, динамика, движение, направление звуков мелодии, тембры музыкальных инструментов;- соблюдать динамические оттенки, паузы, штрихи, определять лад;- артистично выступать перед публикой (умение создать сценический образ);владеть:- навыками исполнительского мастерства;- навыками ансамблевой игры;- музыкальной грамотностью.Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»2.1. Календарный учебный график1 год обучения 3 год обучения2.2. Условия реализации программыДля реализации образовательной программы необходимы следующее материально-техническое обеспечение:- набор деревянных ложек;- набор шумовых инструментов;- баян;- деревянные табуретки; - аудио и мультимедиа аппаратура.Информационное обеспечение - фонотека с набором аудио и видео записей;- сборники произведений;- комплект наглядных пособий (аппликатурные таблицы и др.).Кадровое обеспечениеДля успешной реализации данной образовательной программы необходимо наличие следующих специалистов:- педагог со специальным образованием, - концертмейстер, хорошо владеющий инструментом и умеющий подбирать по слуху.2.3 Формы аттестации- тестирование;- участие в концертах, творческих смотрах, фестивалях;- отчетные концерты с демонстрацией знаний и умений на открытых занятиях для родителей и педагогов;- предварительное прослушивание;- академический концерт;- контрольное занятие.Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:- видеозапись;- диплом;- журнал посещаемости;- материал анкетирования и тестирования;- портфолио;- протокол итоговых аттестаций;- фотографии;- отзыв детей и родителей;- свидетельство (сертификат).Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:- конкурс;- концерт;- научно-практическая конференция;- открытое занятие;- отчёт итоговый;- портфолио;- фестиваль.2.4. Оценочные материалыВ целях отслеживания и фиксации результативности освоения программы применяются следующие формы виды контроля и мониторинга:1. входной – проводится только для обучающихся 1 года обучения в целях определения уровня музыкальных способностей (беседа, прослушивание: ритм, пение);- результаты фиксируются в таблице.2. текущий –проводится на каждом занятии: акцентирование внимания, на усвоение определенных элементов игры;3. промежуточный - проводится по окончании изучения отдельных тем: дидактические игры, кроссворды, тестовые задания, выступления;4. итоговый – проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения программы.Результаты итогового контроля отражаются в протоколах итоговой аттестации.На основе набранных баллов определяется уровень освоения программы и на сколько процентов освоена.Итоги аттестации:Справились полностью (4-5) -5 чел , ________ %Справились частично (3-3,9)-20 чел , ________ %Не справились (2-2,9) _____-_____ чел , ___-_____ %По результатам итоговой аттестации __________ воспитанников переведены на следующий этап (год) обучения ____-____ оставлены для продолжения обучения на том же этапе (году).Подпись педагога______________________Подписи членов аттестационной комиссии _______________ _______ Дата2.5. Методические материалы 2.5.1 особенности организации образовательного процесса – занятия по данной программе проводятся очно.2.5.2 для реализации программы используются следующие методы:- словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального материала);- наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целогопроизведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организацияцелого, репетиционные занятия);формы организации образовательного процесса: - групповая (занятия проводятся со всеми детьми данной возрастной группы, с постоянным составом детей).2.5.4 в целях развития творческой активности и эмоционального восприятия применяются следующие формы организации учебного занятия:- традиционное занятие;- беседа;- занятие –игра, урок, путешествие;- открытое занятие, контрольный срез.2.5.5 педагогические технологии: - технология группового обучения;- технология коллективного обучения;- технология игровой деятельности;- здоровьесберегающая технология.2.5.6 алгоритм учебного занятия1. Организационный этап - постановка целей и задач, сообщение темы занятия.2. Проверка имеющихся у детей знаний, умений, их готовность к изучению новой темы.3. Ознакомление с новыми знаниями и умениями.4. Упражнения на освоение и закрепление знаний, умений, навыков по образцу, а также их применение в сходных ситуациях, использование упражнений творческого характера.5. Подведение итогов занятия, формулирование выводов. 2.5.7 дидактические материалыДидактический материал программы представлен всевозможными играми, которые позволяют повысить интерес обучающегося к образовательному процессу и развить необходимые музыкальные навыки, такие как музыкальность и чувство ритма.2.6. Список литературы1. Аванесян И.Д. «Творчество и воспитание», 2004 г. 2. Баренбойм Л.А. «Элементарное музыкальное воспитание по системе К. Орфа», 1987 г. 3. Брыкина Е.К. «Творчество детей в работе с различными материалами», 1998 г. 4. Бухарева И.С. «Диагностика и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста», 2002 г. 5. Бычков И.В. «Музыкальные инструменты», 2000 г. 6. Журнал «Книжки, ложки и и грушки для Танюшки и Андрюшки» 7. Журнал «Музыкальная палитра» 8. Журнал «Музыкальный руководитель» 9. Князева О.Л., Миханева М.Д. «Приобщение к истокам народной культуры», 2006 г. 10. Комарова Т.С., Савенков А.И. «Коллективное творчество детей», 1998 г. 11. Мельников «Русский детский фольклор», 1987 12. Михайлов М.А. «Развитие музыкальных способностей детей» - Ярославль, 1997 г. 13. Науменко «Фольклорный праздник», 2000 г.14. Науменко, Новлянский, фольклорный праздник «От зимы до осени» 15. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Фольклорные праздники (весенние, летние, зимние, осенние), игры и забавы, 1998 г. 16. Рытов Д.А. «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей», 2001 г. 17. Рякина «Народные праздники», 2002 г. 18. Сабатье К., Сабатье Р. «Музыкальные инструменты», 2002 г. 19. Саульский Ю., Кио Э., Токмакова И. Литературно-музыкальный альманах «Зимавесна» - народный праздничный календарь (в песнях, сказках, играх, обрядах, фольклоре), 1999 г. 20. Трефилов В.П., «Народные инструменты в детском фольклорном коллективе», Ижевск, 1995г. 21. Тютюнникова Т.Э. «Природные и самодельные инструменты в музыкальнопедагогической концепции Карла Орфа», 1997 г. 22. Шамина «Музыкальный фольклор и дети», 1992 г.23. Каминская Е.А. НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ИСТОРИИ ИГРЫ НА ЛОЖКАХ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 11-1. – С. 90-91;Приложение №1Приемы игры на двух ложках«Лошадка» - кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав, таким образом, своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой. Звук напоминает цоканье копыт;«Маятник» - скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном;«Мячики» - обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг к другу следующим образом: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами. На счет один, два, три, четыре ударяют ложками по колену, ложки как мячики, отскакивают от колена. Затем этот прием усложняют;«Трещотка» - ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары. Нужно обратить внимание на удары, которые получаются от соприкосновения ложек с левой ладонью;«Плечики» - ударяют ложками, которые держат в правой руке, по ладони левой руки и по плечу соседа слева;«Коленочки» - ударяют ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа;«Качели» - удары ложками по колену и по кисти приподнятой до уровня глаз левой руки с одновременным небольшим наклоном корпуса влево, вправо. На счет «раз» - удар по колену; «два» - полунаклон влево, удар по ложкам приподнятой левой руки; на счет «три» - удар по колену; «четыре» - полунаклон корпуса вправо, удар по приподнятой руке;«Дуга» - на счет «один» - удар ложками по колену. На счет «два» - удар ложками по локтю левой руки;«Глиссандо» по коленям. Обе ложки держат тыльными сторонами друг к другу в правой руке и выполняют скользящие удары по коленям;«Линеечка» - ударяют ложками по ладони левой руки, колену левой ноги, пятке и полу;«Солнышко» - ударяют ложками по ладони левой руки, постепенно поднимая руки и обводя вокруг головы слева на право (получается круг);«Круг» - ударяют по ладони левой руки, плечу левой руки, плечу правой руки, колену правой ноги;«Капельки» - одиночные и двойные удары по коленям, по ладони, плечам, ладони и колену, левому и правому колену, левому и правому плечу.Приемы игры на трёх ложкахПервая ложка вкладывается в ладошку, углублением вниз, между большим и указательным пальцами левой руки. Большим пальцем ложка плотно прижимается к ладошке, в том месте, где соединяется вместе "корешок" и "шапочка". Вторая ложка кладется между указательным и средним пальцем, углублением вверх. Указательный, средний и безымянный пальцы сгибаются и вкладываются в углубление ложки, а мизинец с обратной, округлой стороны крепко прижимает ложку к трем этим пальцам. Корешки находятся в положении "от себя".«Тремоло» - ложка к правой руке очень быстро скользит по «шапочкам» ложек левой руки, создавая при этом непрерывный звук «тремоло».«Шапочки, корешки» - скольжение ложкой, которая находится в правой руке, по «шапочкам» и «корешкам» ложек в левой руке. При этом кисть левой поворачивается ладошкой вверх и вниз.«Скольжение» - ложки в левой руке не соединяются, то есть кисть разжата. Одновременно с ударом правой ложки, кисть левой руки резко сжимается («шапочки» ложек ударяют друг о дружку, и получается тройной удар).«Сложный рисунок» - этот прием нужно разучивать только после того, как ложки крепко удерживаются в левой руке, и когда при сжатии кисти левой руки, четко слышен хлопок «шапочки» о «шапочку».1. Одновременно с ударом ложки в правой руке по «шапочкам» ложек в левой руке сжимается кисть и происходит 'удар «шапочек» друг о дружку.2. Кисть левой руки резко разжимается и ложка правой руки ударяет «шапочку» первой ложки.3. Кисть левой руки сжимается и происходит удар "шапочек".4. Кисть левой руки опять разжимается и ложка правой руки ударяет о «шапочку» второй ложки.5. Удар правой рукой с одновременным закрыванием «шапочек» в левой руке получается примерно такой рисунок.«Колокольчик» - две ложки в левой руке приподняты шапочками вниз. 3-я ложка между шапочками.«Маленькая лошадка» у – у – х«Большая лошадка» у – у – у – у – х«Барабанчик маленький» у – у – х у – х«Барабанчик большой» у – у – х у – х у – х у – х«Гармошечка» - руки разводятся как меха.«Мельница» - руки двигаются перед грудью вверх и вниз, одновременно ударяя «шапочками».«Вращение» - размашистым движением ложка в правой руке ударяет о шапочки ложек в левой руке сначала снизу. Второй вариант – удар сверху.Приёмы игры на четырёх ложках. Игра двумя парами ложек (в левой и правой руке). Возможны удары ложек друг о друга. При этом правая рука совершает вертикальное нисходящее движение (при нисходящем ударе) или восходящее движение (при восходящем), а левая – наоборот. - Одновременные удары двумя парами ложек по коленям. Обе руки производят вертикальное нисходящее движение. - Одновременные удары по плечам. Две руки движутся параллельно в вертикальном восходящем направлении. - Попеременные удары по коленям. Ложками в правой руке совершается нисходящее движение на правое колено, а ложками в левой – на левое. - Попеременные удары по плечам. Левая рука движется к левому плечу, правая – к правому. - Удар по правому плечу ложками, находящимися в левой руке. Крестообразное восходящее движение левой рукой. Положение правой руки произвольное. - Удар по левому плечу парой ложек, находящихся в правой руке. Аналогичное движение правой рукой. - Удар по правому колену ложками в левой руке. Крестообразное нисходящее движение совершает левая рука. - Удар по левому колену ложками в правой руке. Аналогичное движение другой рукой. - Удар по левому локтю ложками в правой руке. Направление удара – восходящее, сам удар приходится чуть ниже самого локтя. Положение рук: локти отведены в стороны, руки развёрнуты друг к другу и составляют как бы единую линию. - Удар по правому локтю ложками в левой руке. Игровое положение и направление удара сохраняются. - Удар по внутреннему сгибу левого локтя ложками в правой руке. Направление движения – нисходящее. Игровое положение – то же. - Удар по внутреннему сгибу правого локтя ложками в левой руке. Аналогично исполняется ложками в левой руке. - Удар по левому предплечью ложками в правой руке исполняется в восходящем движении. Игровое положение – то же. - Удар по правому предплечью ложками в левой руке совершается аналогично. Игровое положение сохраняется. Аналогично игре парными ложками исполняются игровые формулы: «На семь» - вместо ударов по открытой и закрытой ладони применяются удары по предплечью противоположной руки. «На восемь» - техника исполнения соответствует игре формулы на парных ложках, удары по ладони заменяются на удары по предплечью. «Форшлаг вниз» - исполняется с головки верхней ложки (зажатой между большим и указательным пальцами) противоположной руки. Направление удара вертикальное нисходящее. «Форшлаг вверх» - техника удара аналогична предыдущей формуле. Направление удара вертикальное восходящее: «Двойной форшлаг» - объединяет предыдущие игровые формулы. «Карусель» - попеременные удары ложек в левой и правой руках по ноге в нисходящем движении (или в восходящем). Приложение №2Схема анализа музыкального произведения:Автор произведения – Ф.И.О. композитора или народное (какому народу принадлежит).Музыкальный образ – о чем или о ком идет речь в произведении (лирический, драматический, эпический, образы любви, мира, войны, природы, добра, счастья и т.д.).Характер, настроение – (по словарю настроений).Интонация – выразительные и изобразительные - выражение чувств и настроений: повествовательная, вопросительная, восклицательная, настойчивая, стремительная и т.д.Музыкальный жанр – простые - марш, песня, танец; вокальные (песня, ария, романс, элегия, баллада, серенада, баркарола, вокализ, гимн, ода и т.д.), инструментальные (камерная-пьеса, этюд, прелюдия, песня без слов, юмореска, рондо, токката, соната, ноктюрн, сюита; симфоническая- симфония, увертюра, концерт, симфоническая сюита, симфоническая поэма); музыкально-сценические жанры (опера, балет, оперетта, мюзикл).Мелодия – плавная, волнообразная, скачкообразная, на одном звуке, движение вверх, движение вниз.Ритм – ровный, острый, пунктирный; песенный – спокойный, плавный; танцевальный –ритм вальса, польки, пляски; маршевый – упругий, пунктирныйЛад – минор, мажор.Регистр – низкий, средний, высокий.Темп – быстро, умеренно, медленно.Динамические оттенки – очень тихо (pp), тихо (p), умеренно тихо (mp), умеренно громко (mf), громко(f), очень громко (ff), постепенное ослабление звука ().Музыкальная форма – одночастная – одно настроение, нет контраста(А); двухчастная (А+В), трехчастная (А+В+А или А+В+С), рондо (А+Б+А+С+А+Д+А), вариации (А+А1+А2+А3+А4+А5)Звуковедение (штрихи) – легато- плавно, стаккато – отрывисто, маркато – тяжело, отдельноТембр – окраска музыки (голос, инструменты). Исполнители: солист, хор, оркестр; певческие голоса – женские: сопрано, альт, контральто; мужские: тенор, баритон, бас; детские. Муз. инструменты.Оттенки музыки - светлый, яркий, теплый, темный, суровый, массивный, мрачный. Приложение №3Освоение техники игры, ритмическая тренировка. На этом этапе уделяется большое внимание координированным, совместным действиям детей для игры в ансамбле. С этой целью можно провести следующие игры и упражнения.Игра «Оркестр». Учащиеся «Играют» - хлопают в ладоши; постукивают палочками, ложками, ручками ложек, притоптывают ногой. Можно дать треугольник, трещотки, барабан, бубен.Различные ритмические задания, использовать карточки с ритмическим рисунком.Прохлопывание простого ритмического рисунка знакомой попевки, потешки, песенки. Затем этот ритм простукивается на ложках. Например, «Уж как шла лиса по травке…»Игра «Музыкальное эхо». Педагог простукивает ритм – дети повторяют, затем один ребёнок простукивает ритм – остальные повторяют.Ритмическая импровизация.Педагог играет любую плясовую мелодию, или звучит аудиозапись, а дети воспроизводят ритм.На этом этапе осуществляется разбор музыкального произведения по партиям. Важно уметь выделять трудные места, отрабатывать их отдельно. Затем соединяются все партии. В ансамбле ложкарей необходимо всем играть в одном темпе, одновременно на ложках простукивать ритм, одновременно начинать и заканчивать музыкальное произведение. На занятиях нужно постоянно обращать внимание на то, что ансамбль смотрится хорошо только в том случае, если все участники держат ложки одинаково, на одном уровне.Приложение №4Речевые игры, которые способствуют ритмическому ощущению речи и музыки: (с хлопками):Сел сверчок на шесток,Таракан – в уголок. Сели- посидели. Песенку запели. Услыхали ложки- вытянули ножки. Услыхали калачи- Да попрыгали с печи, Да давай подпевать, Подпевать да танцевать!Как без дудки, без дуды, Ходят ноги не туды. А как дудочку почуют, Сами ноженьки танцуют. Журавли пошли плясать, Долги ноги выставлять. Бух, бух, бух.Выстукиваем ритм ударами локтей и суставами согнутых пальцев по столу.Ай, туки, туки, туки, Застучали молотки. Застучали молотки, Заиграли в локотки: Тук- ток, тук- ток, Скоро Ванечке годок. Постоянно чередуем хлопки в ладоши и удары ладоней о ладони партнера, приговаривая:О, чки, чки, чки, Очуречечки, Ложки, плошки, поварешки, Перевертушки! При слове «Перевертушки» игроки прыжком поворачиваются вокруг себя и, на каком бы месте ни остановились, должны повторить игровой припев, также чередуя хлопки и удары ладоней о ладони. Поворачиваются до тех пор, пока не займут первоначальное положение.Разучиваем забавные стишки, прибаутки, тем самым развивая детскую память, внимание, что способствует лучшему запоминанию текста песен, ритмичному их исполнению.Дождь идет,Дождь идет,А когда же Он пройдет?Вот когда Идти устанет,Вот тогда и перестанет.Мыло и мочало- Песенки начало.Лампа и картина- Песни половина. Хлеб и огурец,- Песенки конец!И. Михайлова.Упражнение «Осенняя гамма» модель Т. Боровик.Пусто ласточек гнездо. До. I I II I (Далее везде аналогично). Осенины на дворе. Ре. Плачет ветер за дверьми. Ми. Дождика тиха строфа. Фа. У него своя есть роль. Соль. Затихает вся земля. Ля. Дождик скуку унеси! Си. Пусто ласточек гнездо. До1 – до2 - до1 – до2. I I I I.Текст читает педагог, дети играют на металлофонах и поют ноты в указанном ритме.Со звучащими жестами:Девочки и мальчикиТоп- хлопВеселые ладошкиДубок«Ритмическое освоение слов»Проговаривать слова в умеренном темпе в двух-трех- и четырехсложных тактах по слогам. Произносить слова выразительно, выделяя ударный слог. Обратить внимание детей на то, что одни слоги в словах звучат длиннее, а другие короче. Например,2/4 ма-ма, па-па, кош-ка, ка-ша, Да-ша, доч-ка, туч-ка, цве-ток.3/4 ма-моч-ка, сол- ныш-ко, пе-сен-ка, де-воч-ка4/4 че-ре-па-ха, по-гре-муш-ка, ве-ло-си-пед.Предложить детям самим придумать подобные слова. Заменить слова хлопками.«Назови свое имя»Дети стоят в кругу и по очереди хлопают- «тактируют» свои имена.«Кто справа?»Дети стоят в кругу. По очереди хлопают- «Тактируют» имена своего соседа справа.Ритмические импровизации.Дети сидят полукругом. Педагог задает ритм хлопками. По сигналу все дети хлопают в ладоши в заданном ритме, По сигналу останавливаются.Перемена ритма.По сигналу дети хлопают в одном ритме, затем ритм меняется на более быстрый или на более медленный.Каждому свой ритм.Группа делится на две команды. Каждой команде задается определенный ритм. Команды по очереди несколько раз повторяют свое задание. После чего обе команды выполняют свои задания одновременно.Раз, два, три, повтори!Педагог задает хлопками ритмическую фразу, которую дети повторяют «звучащими жестами»: хлопками, притопами, шлепками, щелчками и т. д.Ритмические орнаменты.Дети делятся на две группы. Каждая группа детей выполняет свой ритмический рисунок.В.Орлов, затем дети меняются ролями.Использование музыкальных инструментов во время пения знакомых песен развивает творчество детей, побуждает их применять знания в повседневной жизни.Упражнение «Козлик»Серенький козленок, маленькие рожки Поиграй, пожалуйста, для ребят на ложках Будешь козлик ты играть, А мы станем повторять. Будешь козлик ты играть, а мы станем повторять! (ребенок – козлик играет на ложках ритмический рисунок, а затем дети отхлопывают заданный ритм ладонями). Затем ребенок-козлик выбирает ребенка, протягивает ему ложки и говорит: Будешь ты теперь козленком, Поиграй на ложках звонко!Упражнение «Музыкальные молоточки»Дятел сядет на сучок:Тук- тук- тук, тук- тук- тук!Дятел смотрит, где жучок: Тук- тук- тук, тук- тук- тук!Над дубравой сильный град:Туки- туки-тук, туки-туки-тук!С дуба желуди летят:Туки- туки-тук, туки-туки-тук!Строят хату два бобра: Тук- тук да тук, тук- тук да тук!Без гвоздей, без топора: Тук- тук да тук, тук- тук да тук!При пении слов «тук-тук» ребенок должен повторить ритмический рисунок, исполненный музыкальным руководителем. Музыкальный руководитель играет на металлофоне, ребенок играет на музыкальном молоточке. Ритмические упражнения позволяют развивать слуховое и зрительное внимание, работать над эмоциями, воспитывать у детей творческие способности и воображение, а также развивать волевые качества.Упражнение «Слушай сильную долю». После прослушивания музыки педагог обращает внимание детей на то, что сильные и слабые звуки чередуются равномерно. На сильную долю такта дети хлопают в ладоши, на слабую топают ногой. Затем они делятся на две группы: на сильную долю стучит барабан, на слабую- звучит погремушка. Упражнение «Дядя Степа». Выбираются двое детей разного роста. Первый –«дядя Степа», а второй- «мальчик с пальчик»; он становится за «дядей Степой» на расстоянии двух шагов. Остальные дети . сидя на стульях, говорят:Дядя Степа длинноногийПо дороге зашагалребенок идет широким шагом и на последний слог останавливается, не приставляя ногуМальчик с пальчик по дорогеВслед за дядей побежал«мальчик с пальчик» бежит небольшими шагами и на последний шаг останавливается позади «дяди Степы».Дядя Степа оглянулся,Но ни слова не сказалидет и на ходу оглядываетсяМальчик с пальчик усмехнулся,Дядю Степу он догналбежит и останавливается рядом с дядей Степой.Это игровое упражнение повторяется несколько раз. При повторе дети делятся на две команды.Вариант 1: одна команда хлопает четвертными, вторая –восьмыми длительностями.Вариант 2: у одной команды в руках бубны, у другой ложки. Дети, в руках у которых бубны -отбивают ритм четвертными длительностями, те, у которых ложки- восьмыми.Упражнение «Мячики» (Л. Шитте Этюд)Дети стоят по кругу, руки на поясе.1-я фраза. Хлопки.2-я фраза. Притопы.3-я фраза. Хлопки.4-я фраза. Шлепки по коленям.Упражнение «Веселые четверки»И.П.: дети делятся на группы по четыре человека и встают в свою четверку, образуя фигуру ромба. Ведущий четверки стоит спиной к своей группе, а остальные ее участники повернуты лицом к спине ведущего.С началом звучания ведущий начинает воспроизводить ритмический рисунок на ложках под музыку веселого быстрого танца, а остальные участники четверки повторяют ритм хлопками за своим ведущим. Когда ведущему надоест его роль, он поворачивается вправо или влево и отдает роль ведущего соседу. Четверка перестраивается под нового ведущего.Упражнение «Вопрос – ответ»И.П.: дети стоят в парах друг против друга в произвольном порядке. Один будет «задавать вопрос», отстукивая ритм на музыкальном инструменте, а другой таким же способом на него отвечать. Соло каждой пары ограничивается рамками музыкальной фразы. Начало следующей фразы – сигнал смены солиста.Упражнение «Найди пару»И.П.: дети стоят в парах друг против друга в произвольном порядке; договариваются, кто из них будет ведущим, а кто ведомым.С началом звучания музыки ведомый закрывает глаза и протягивает вперед руки. Ведущий берет партнера за руки и под музыку водит его в различных направлениях.По сигналу педагога ведущие меняют своих партнеров. Ведомые с закрытыми глазами стоят на месте и ждут, когда их найдут новые партнеры и поведут под музыку. При повторе игры партнеры в паре меняются ролями.Упражнение «Солнышко и дождик» с использованием металлофона.Хлопки восьмыми нотами- Кап, кап,кап, хи-хи!Игра на металлофонеСпать сосулькам не даете!Хлопки восьмыми нотами- Кап,кап,кап, хи-хи!Игра на металлофонеСолнышко в небе хохочетХлопкиНосики нам щекочетХлопкиКап, кап-кап, хи, хи-хи!Игра на металлофонеИ апчхи!Глиссандо на металлофонеВ музыкально-двигательных упражнениях ребенок одновременно исполняет и творит, так как он придумывает движения, исходя из характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой ему музыки. Ребенок начинает осознавать музыку через движение.Игровое упражнение «Угадай».Дети идут по кругу, держась за руки. Водящий с бубном в центре круга под текст ритмично ударяет в бубен. Все говорят:-Вот лягушка по дорожке Скачет, вытянувши ножки, Увидала комара- закричала…На слово «комара» ребенок поднимает бубен вверх. На слово «закричала» круг останавливается, все делают шаг назад, водящий отдает бубен ребенку, стоящему сзади него. Тот, кому отдали бубен, берет его и произносит «Ква- ква- ква», ударяя по бубну. Водящий должен по слуху угадать, кто это сказал, после чего они меняются местами.Упражнение с хлопками (Венгерская мелодия)I часть. Дети идут друг за другом; на сильную долю тактов они останавливаются, не приставляя ногу, а на паузу делают хлопок.II часть. Все бегут «змейкой» за ведущим; на сильную долю тактов 4 и 8- остановка. На паузу- хлопок.Ритмическое упражнение «Эхо». (Татарская танцевальная песня А. Эшпая).Это упражнение способствует усвоению ритмических групп: восьмая, 4 шестнадцатых, восьмая; и 4 шестнадцатых. Дети стоят по кругу лицом к центру, держась за руки. В центре круга ребенок с бубном в руках. Такты 1-4. Выполнение ритмического рисунка ударами в бубен. Такты 5-8. Ребенок продолжает тихо ударять в бубен. Остальные дети прохлопывают ритмический рисунок в ладоши. Такты 9-16 и 17-24. Повторение заданий тактов 1-8.Музыка проигрывается снова. Такты 1-4. Дети идут к центру круга (семь шагов) и на последнюю восьмую топают ногой.Такты 5-8. С правой ноги отходят назад спиной, топая на последнюю восьмую.Такты 9-12. Легко бегут по кругу вправо (шаг на каждую восьмую). Такты 13-16. Бегут влево. Одновременно ребенок с бубном негромкими ударами выполняет ритмический рисунок.Такты 17-24. Ребенок с бубном называет имя любого из детей и тот повторяет заданный ритмический рисунок. Дети оценивают исполнение.Слушаем и различаем (с ритмическими карточками):1-й вариант. Музыкальный руководитель проговаривает («татирует») заданный ритм, дети прохлопывают его, выкладывают ритмический рисунок и находят нужную карточку.Песни Е. Тиличеевой: «Мы идем с флажками», «Небо синее», Месяц май», «Смелый пилот».2-й вариант. Музыкальный руководитель прохлопывает ритмический рисунок. Дети отгадывают песенку.Игра на развитие чувства ритмаИгровой материал: музыкальные молоточки по числу играющих, фланелеграф и карточки, изображающие короткие и долгие звуки (с обратной стороны карточек приклеена фланель).Ход игры. По команде воспитателя ребенок стучит музыкальным молоточком и выкладывает карточки на фланелеграфе. Широкие карточки соответствуют редким ударам молоточка, узкие —частым. Например, воспитатель говорит: «Вот шагает слон: топ-топ-топ». Ребенок медленно стучит молоточком о ладошку и выкладывает широкие карточки на фланелеграфе. «Пошел сильный, частый дождик: кап-кап-кап», — продолжает воспитатель. Ребенок быстро стучит молоточком и выкладывает на фланелеграфе узкие карточки.Игры на развитие музыкальности:Игра “Веселуха”. Дети сидят полукругом. После прослушивания весёлой инструментальной русской народной музыки в грамзаписи педагог исполняет эту же пьесу на клавишном синтезаторе вариативно: на различных музыкальных инструментах, в разнообразных стилях, в разных регистрах, в контрастных темпах, с неожиданными динамическими оттенками и штрихами. Внимательно прослушав вариации, дети поочерёдно размышляют, почему и как изменилась весёлая музыка. Педагог поощряет воспитанников. По окончании игры музыкальная пьеса вновь звучит в профессиональном исполнении. Чтобы эмоциональнее передать своё отношение к музыке педагог воспитанники выбирают музыкальные инструменты и играют на них (деревянные, металлические, пластмассовые, стеклянные, фарфоровые, фаянсовые ложки; инструменты – самоделки; “подручные” инструменты), подпевают на слоги, изображают движениями яркий, задорный характер музыкального произведения, рисуют и т.п. Для игры используются русские народные наигрыши, плясовая музыка в исполнении гармонистов “золотой десятки” (Вячеслав Земченков, Сергей Привалов…), ансамблей гармонистов (“Суматоха”, “Тальяночка”…), ансамбля русских народных инструментов под управлением Н.Некрасова, ансамбля русских народных инструментов под руководством Калинина и другие.Игра “Родные напевы”. Дети сидят полукругом. Перед ними корзина с большими деревянными ложками, на внутренних сторонах которых наклеены соответствующие содержанию песен иллюстрации. Ведущий берёт любую ложку, узнаёт и поёт отрывок знакомой песни естественным открытым народным звуком. Остальные слушают, угадывают и дают оценку пения солиста-вокалиста. Далее все играющие выступают в роли солистов: стоя в кругу, поочерёдно поют по фразе или предложению этой песни и играют на ложках, колотушках, трещотках, вертяшках, грематухах, стиральных досках, чугунках, рубелях, граблях и других ударных музыкальных инструментах. Если играющий опоздал, забыл или вступил раньше, - он выходит из игры. Выполняя игровые действия дети совершенствуют свои навыки сольного пения и аккомпанирования (единство темпоритма, звуковой баланс, выразительность). Для активизации интереса детей к игре чередуем индивидуальное пение с движениями, соответствующими тексту песни, с пением “про себя”, меняем темп, динамические оттенки, тональность. По окончании игры дети поют и инсценируют песню коллективно, используя музыкальные инструменты и элементы народного танца. Для игры используются не только знакомые русские народные песни, народные песни Кировской области, но и фольклорные произведения устного народного творчества. Например,1. На одном звуке:2. Можно предложить пропеть вятские дразнилки на двух звуках:3. Используем для пения на трёх звуках тексты вятских считалок, прибауток, пестушек, побасок, потешек:Детям этого нравится быть ведущими, поэтому на эту роль выбираем человека по считалочке, того, на кого покажет “вятский ухват”, к кому прикатится бабушкин клубок, у кого на спинке стула приклеена картинка и т.п. Эти игровые приёмы активизируют, увлекают детей, формируют выдержку, усидчивость и самостоятельность. Для выбора ведущего используем вятские считалочки:Ехала торба с высокого горба.В этой торбе естьСоль, хлеб, пшеница.С кем хочешь поделиться? Я скакала да скакала,Праву ногу изломала.Послали за доктором.Доктор едет на быке,Балалаечка в руке.Балалаечка без струн.Кто играет, тот хвастун. Ани-бани, трикатушки,Едет баба на баране.Тпру-ну, не скачи,Продаются калачи.Калачи горячие,Три копейки сдачи. Ниточка-иголочка,Синенько стёклышко,Рыба-карась,В воду убирась. Тани-бани,Что под нами,Под железными столбами?Стульчик, мальчик, королёк,Убирайся в уголок. Катилась апельсинка,Её нашла Иринка.Уроки не учила,Двойку получила.А когда пошла в больницу,Получила единицу.А когда пошла гулять,Получила цифру пять. Игра “Шутиха”. Первый вариант. Дети сидят полукругом. Педагог нарочито неправильно играет или поёт часть знакомой мелодии. Выигрывает тот, кто первым узнает и назовёт ошибки. Затем музыкальное произведение исполняется без ошибок коллективно.Второй вариант. Несколько детей за ширмой поочерёдно поют изменённым голосом знакомую песню. Остальные слушают и угадывают солиста-певца по тембру голоса. Игра продолжается с другими ведущими.Игра “Умные ложки”. Ребёнок за ширмой исполняет ритмический рисунок на ложках любым приёмом. Остальные слушают и поочередно называют его. Затем ведущий показывает, как он играл. Кто не угадал, тот выходит из игры. Игра продолжается с другими ведущими, пока не определится победитель. По окончании соревнования дети поочерёдно исполняют весёлые ритмы любыми приёмами и способами, совершенствуя навыки сольного исполнения. Педагог поощряет воспитанников за сочинение более сложных ритмов. Ведущие используют приёмы игры двумя ложками (по ложке в каждой руке): “лошадка”. “озорник”, “линеечка”, “домик”; исполнение двумя ложками (по паре в каждой руке): “хлопушка”, “тремоло”, “скольжение”, “большая и малая дробь”; игру на трёх ложках (удар одиночной ложкой по рукояткам ложек в левой руке, по головкам ложек в левой руке…); исполнение на “веерных” ложках: “ ручеёк”, “капельки”, “скоморох”, “мельница”, “забава”… Благодаря этой игре ребята придумывают новые способы игры на ложках, которыми мы с удовольствием пользуемся на занятиях, в концертной деятельности.Игра “Музыкальный калейдоскоп”. В игре участвуют две команды. Участники команд по очереди, в течение 30 секунд, отвечают на вопросы ведущего.Первый вариант. Звучит в грамзаписи отрывок знакомой инструментальной музыки.1. Если исполнение сольное, то спрашиваю название инструмента, к какой группе музыкальных инструментов относится (русские народные, духовые, струнные…), название музыкального произведения, фамилии исполнителя и композитора.2. При коллективной игре на музыкальных инструментах вопросы могут быть следующими: количество участников (дуэт, трио, ансамбль, оркестр…), состав (ансамбль гармонистов, симфонический оркестр…), название коллектива и фамилия художественного руководителя, название музыкального произведения, фамилия композитора.Второй вариант. Звучит в грамзаписи отрывок знакомой вокальной музыки.1. Если пение сольное, то спрашиваю название высоты голоса (бас, баритон, тенор, альт, сопрано…), манеру исполнения (академическое, эстрадное, народное…), фамилии солиста и авторов музыки, название вокального произведения.2. При коллективном пении вопросы могут быть следующие: количество певцов (дуэт, трио, ансамбль, хор…), состав (детский, женский, мужской, смешанный…), названия коллектива и вокального произведения, фамилии художественного руководителя и авторов музыки.За каждый правильный и своевременный ответ команда получает один балл. Путём простого подсчёта определяется победитель.Игра “Большие и маленькие ложки”. Дети сидят полукругом. Ведущий играет любой ритмический рисунок на больших ложках из любого материала, а дети, прослушав, поочерёдно придумывают и исполняют собственные контрастные по характеру ритмы на маленьких ложках. Например, “Весёлая и грустная гармошка”, “Добрый молодец и красна девица”, “Топотуха и хоровод”, “Дразнилка и мирилка”, “Частушка и лирическая песня”. Возможны коллективные сочинения ритмических рисунков, текстов, мелодий, игровых и танцевальных движений. При затруднении выполнения творческих заданий педагог помогает детям, подбадривает их: “Вы сможете!”, “Всё у вас получится!”. Игра повторяется с другим ведущим, который может начать игру на маленьких ложках.Игра “Разноцветные ложки”. Дети сидят по кругу. В центре корзина с разноцветными ложками. Звучит в грамзаписи русская (белорусская, украинская…) народная музыка. Играющие слушают и берут в руки по одной или несколько ложек, цвет которых, по их мнению, соответствует характеру прослушанной песни (куплетная форма) или пьесы (формы - одночастная, двухчастная, трёхчастная, вариации). Затем по одному и коллективно высказываются, почему они выбрали ложкиименно этого цвета. По окончании игры воспитанники играют на разноцветных ложках (если музыкальное произведение состоит из контрастных по характеру частей, то каждая часть исполняется на ложках другого цвета) с дирижёром, совершенствуя навыки совместной игры. Используются инструментальная музыка в исполнении выдающихся российских музыкальных коллективов: Оркестр русских народных инструментов имени В.В.Андреева, Русский народный академический оркестр имени Н.П.Осипова (дирижёр Н.Калинин), оркестр Государственного хореографического ансамбля “Берёзка” (дирижёр А.Ильин), оркестр русских народных инструментов “Русские узоры”, квартет “Сказ”, Ансамбль русских народных инструментов п/у Е.Мисаилова; лучшие образцы русского народного музыкального творчества – песни в исполнении Л.Руслановой, М.Мордасовой, Ф.Шаляпина, Л.Зыкиной, Н.Бабкиной, Н.Кадышевой, Государственного народного хора им. М.Е.Пятницкого, Государственного академического Северного русского народного хора…; самобытные вятские народные песни (хороводные, игровые, плясовые, свадебные, обрядовые, календарные, трудовые, покосные, лирические, колыбельные, припевки, романсы, баллады…) в исполнении фольклорных коллективов – “Слобода”, “Светёлка”, “Верея”, “Вересиночка”, “Хлыновские бояре” и другие.