Публикации Персонифицированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «СОЗВУЧИЕ»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Персонифицированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «СОЗВУЧИЕ»
Автор: Данилова Ольга Вадимовна

Управление образования администрации г. ЧебоксарыМуниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества» муниципального образования города Чебоксары – столицы Чувашской РеспубликиПерсонифицированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «СОЗВУЧИЕ» Направленность: художественная Чебоксары,2024 СодержаниеРаздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель и задачи программы 1.3. Содержание программы1.4. Планируемый результатРаздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»2.1. Календарный учебный график 2.2. Условия реализации программы 2.2.1 материально-техническое обеспечение2.2.2 информационное обеспечение2.2.3 кадровое обеспечение2.3. Формы аттестации 2.3.1 Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов2.3.2 Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов2.4. Оценочные материалы 2.5. Методические материалы 2.5.1 особенности организации образовательного процесса2.5.2 методы обучения2.5.3 формы организации образовательного процесса2.5.4 формы организации учебного занятия2.5.5 педагогические технологии2.5.6 алгоритм учебного занятия2.5.7 дидактический материал2.6. Список литературы Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»
  • Пояснительная записка
  • Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана с учётом требований:- Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29.12.2012 г.- Распоряжения Правительства Российской Федерации «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» № 1726-Р от 04.09.2014 г.- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» № 1008 29 от 08.2013 г.- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» № 06-1844 от 11.12.2006 г.- Постановления Главного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и Организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» от 04.07.2014 г.- Устава МАОУДО «ДДЮТ» г. Чебоксары Обучение игре на блок-флейте занимает особое место в музыкальном образовании ребенка. Познание мира на основе формирования собственного опыта деятельности в области музыкального искусства позволяет раскрыть творческие способности ребенка, стимулировать развитие его интеллектуальной и эмоциональной сфер жизни, способствовать развитию воображения, объема непроизвольного внимания, развить музыкальный и фонематический слух, чувство ритма.Данный вид деятельности является важнейшим фактором нашего здоровья, где преобладает техника правильного дыхания (грудобрюшное диафрагменное дыхание, дыхательная мускулатура, дренаж лёгких, профилактика простудных заболеваний и т.д.).Данная программа носит художественную направленность.Актуальность программы. Именно для того, чтобы ребёнок, наделённый способностью и тягой к творчеству, мог овладеть умениями и простейшим музицированием на инструменте через развитие музыкально - сенсорных способностей, тембрового, регистрового, гармонического слуха, чувства ритма, пространственного представления, координации музыкального мышления и двигательных функций организма,самореализоваться в творчестве, научиться передавать внутреннее эмоциональное состояние разработана программа дополнительного образования детей «СОЗВУЧИЕ». Новизна программы. В системе дополнительного образования на современном этапе происходят процессы обновления. Наряду с бесспорными достижениями, связанными, в первую очередь с возможностью выбора программ, технологий обучения, в последние годы особое внимание уделяется вопросу здоровья обучающихся. Наряду с традиционной методикой, используются здоровье сберегающие технологии, куда входят оздоровительные упражнения, дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастика, подвижные игры, релаксация. При применении этих технологий прослеживается перспективность в творческом росте, в повышении творческой активности обучающихся. Педагогическая целесообразность данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы заключается в том, что кроме развивающих и обучающих задач, решается немаловажная задача оздоровительно – коррекционная:- групповое исполнение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности, с помощью которого можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям;- при регулярных занятиях на блок-флейте через моторику рук закладываются основы для правильных артикуляционных движений.Для детей всех возрастов занятия по данной программе - это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенность в выступлениях на сценических площадках, в конкурсах и фестивалях. Отличительные особенности программы: В отличие от существующих программ данная программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учёт индивидуальных психофизиологических особенностей обучающихся. В отличие от основных программ предназначенных для освоения инструмента, программа по блок - флейте не ставит целью овладение инструментом на профессиональном уровне. Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего на развитие творческих способностей и формирование устойчивого интереса к творческой деятельности обучающихся. Учебный план данной программы включает в себя дисциплину:
  • «Игра на блок-флейте» (2 часа)
  • Программа ориентирована на:- развитие творческого потенциала обучающихся с различными музыкальными способностями;- включение в занятия упражнений дыхательной гимнастики по методике А. Н. Стрельниковой;- применение речевых игр и упражнений, которые разработаны по принципу педагогической концепции Карла Орфа (развивают у детей чувство ритма, помогают ввести их в мир динамических оттенков, познакомить с музыкальными формами);-методика обучения Дмитрия Огороднова с его алгоритмами способствует выработке певческого дыхания, воспитания самоконтроля, слухового, зрительного, интонационного внимания, умения слышать и слушать себя.Адресат программы Данная программа ориентирована на обучающихся в возрасте от 5-17 лет и предусматривает дифференцированный подход к обучению, учёт индивидуальных психофизических особенностей воспитанников. Использование традиционных и современных приёмов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать согласно ей, умение контролировать и оценивать свои действия. Объём и срок освоения программыПрограмма составлена по принципу от «простого к сложному» с использованием закрепления и повторения пройденного материала и рассчитана на один курс обучения.
  • Игра на блок-флейте – групповая
  • Общее количество часов в год составляет- 72 учебных часаФорма обучения очная (Закон № 273-ФЗ, гл.2, ст.17, п.2)Особенности организации образовательного процессаВ коллектив принимаются все желающие.В соответствии с индивидуальными учебными планами формируются группы обучающихся одного возраста, которые объединяются в творческий коллектив.Состав группы - постоянный.Режим, периодичность и продолжительность занятийСтартовый уровень (I год обучения) Игра на блок-флейте - 2 раза в неделю по 1 часу.На данном уровне обучающиеся узнают: музыкальную терминологию; элементарные азы теории музыки; буквенное обозначение нот и их написание и научатся применять это на практике. 1.2. Цель и задачи программыЦель программы:Овладение основными навыками игры на блок-флейте Задачи программы:Обучающие (предметные): - - - обучить основным навыкам игры на блок-флейте;- научить музыкально- теоретическим знаниям;- развить навыки игры в ансамбле;- приобщать к музыкальному творчеству посредством слушания и исполнения произведений известных композиторов и пьес собственного сочинения.Развивающие (метапредметные): - развивать музыкальные способности обучающегося: музыкальный слух, память, ритм;- развивать творческие и исполнительские способности обучающегося;- развивать образно-художественное и творческое мышление, воображение.- развить артистическую смелость и непосредственность;- развить умение держаться на сцене;- развить традицию «домашнего» музицирования.Воспитательные (личностные): - воспитывать интерес к певческой деятельности;- воспитывать чувство коллективизма;- воспитывать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремлённость- воспитывать трудолюбие, усидчивость, терпение, дисциплину;- воспитывать любовь к музыке и музыкальный вкус обучающегося. 1.3. Учебный план по игре на блок-флейте I-ый год обученияЗадачи: 1.знакомство с музыкальным инструментом блок-флейта и овладение элементарным навыкам музицирования;2.развитие музыкального и фонематического слуха, чувства ритма; 3.овладение музыкальной грамотой (теория музыки)4.развитие эмоциональной сферы, творческих способностей, эстетических представлений; 5. развивать интерес к музыкальному творчеству;6. воспитание активного слушателя, зрителя, участника творческой деятельности. Содержание учебного плана по игре на блок-флейте (стартовый уровень)Раздел № 1 Введение в программу. Теория: Цели и задачи. Правила поведения. Режим занятий (расписание). Перспективные планы на учебный год.Раздел № 2 Работа над дыханием. Теория: Включает объяснение правильного дыхания, развитие правильного исполнительского дыхания.Практика: Работа над освоением приёма «передувания»Дистанционная форма работы: Раздел № 3 Слуховой анализ Практика: подразумевает анализ мелодий, узнаваний мелодий на слух. Дистанционная форма работы:Раздел № 4 Музыкальная грамота. Теория: Включает нотную грамоту. Проводится работа по усвоению средств музыкальной выразительности (лад, мелодия, темп, ритм, длительность, размер и т. д ), Практика: отработка ритмически сложных построений, специальные упражнения для развития чувства ритмаДистанционная форма работы:EРаздел № 5 Развитие музыкальной памяти. Практика: Включает упражнения для развития музыкальной памяти приёма быстрого запоминания.Дистанционная форма работы:I sРаздел № 6 Музицирование.Теория: Теория музыкиПрактика: Применение теоретических знаний на практике (самостоятельный разбор мелодий, ритмическое озвучивание, сочинение и подбор мелодий, импровизация)Раздел № 7 Итоговое занятие Практика: Данный раздел посвящен результатам освоения образовательной программы, которое может проводиться в различной форме: концерт, тестирование теоретических знаний. И предназначено для родителей, администрации и всех желающих. Ожидаемые результаты по игре на блок-флейте : В результате 1-го года обучения обучающиеся будут Знать: - музыкальную терминологию и уметь её применять на практике;- элементарные азы теории музыки.- буквенное обозначение нот и их написание;Владеть: -видами исполнительского дыхания, способами атаки, ровностью и продолжительностью звуковедения ;- приемами исполнения нот в разных регистрах;- правильной постановкой инструмента и исполнительской техникой пальцев Ознакомятся:- с правилами исполнительского дыхания и грамотным его использованием 1.4. Планируемые результаты Обучение по данной программе обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие обучающихся. Обогащается эмоционально-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах, культурных событиях и мероприятиях.В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.Предметными результатами занятий по программе является:- овладение практическими умениями и навыками исполнительского творчества.Метапредметными результатами являются:- овладение способами решения поискового и творческого характера;- культурно - познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности;- приобретение опыта в творческой деятельности.Личностными результатами занятий являются:- формирование эстетических потребностей, ценностей;- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;- развитие потребностей опыта творческой деятельности в инструментальном виде искусства. Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий 2.1.Календарный учебный график по блок-флейтеI-ый год обучения 2.2. Условия реализации программы Для успешной реализации данной программы необходимо:Материально-техническое обеспечение - Наличие контингента обучающихся;- Наличие кабинета, оснащённого музыкальным инструментом (фортепиано), необходимым техническим оборудованием (пюпитры, звуковоспроизводящая аппаратура); - Зеркала;Учебно-методическими условиями для реализации являются наличие:
  • музыкально-дидактический материал (аудиозаписи, видеозаписи)
  • нотной литературы, учебных сборников и пособий
  • методической литературы
  • дидактических материалов (наглядные пособия, портреты композиторов, таблицы, карточки и т.д.)
  • фонотеки и видеотеки (музыкальные произведения для прослушивания на уроке)
  • тексты песен
  • нотной литературы, учебных сборников и пособий
  • методической литературы
  • дидактических материалов (наглядные пособия, портреты композиторов, таблицы, карточки и т.д.)
  • фонотеки и видеотеки (музыкальные произведения для прослушивания на уроке).
  • Информационное обеспечение- Компьютер (ноутбук);- Доступ к сети Интернет.Кадровое обеспечение реализации программыДля образовательного процесса необходимы специалисты:Концертмейстер - обеспечивает профессиональное исполнение музыкального материала. Читает с листа, транспонирует музыкальное произведение. Принимает участие в разработке тематических планов, программ.Аранжировщик - музыкант, обладающий композиторскими навыками, который обрамляет мелодию в музыкальную фактуру. От музыкального вкуса и таланта аранжировщика целиком зависит стилевое направление и убедительность звучания музыкального произведения.Звукооператор – специалист, который знакомит исполнителей с техникой обращения с микрофонами. Обеспечивает высокое художественное и техническое качество звука при исполнении в микрофоны. 2.3. Формы аттестации Разработка критериев оценки образовательной деятельности обучающихся проводится с учётом цели программы.Формы отслеживания и фиксации образовательных результатовВ процессе обучения используются следующие формы диагностики образовательных результатов: - заполнение журнала посещаемости;- аналитическая справка по итогам учебного года;- оформление портфолио (достижения коллектива и благодарности, как коллективу так и педагогам);- оформление итогового протокола;Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов- участие коллектива в концертной деятельности;- участие в конкурсах и фестивалях по вокальному направлению;- мониторинг результатов освоения программы и результатов личностного развития- устный опрос, наблюдение, контрольный срез знаний- открытые занятия. 2.4. Оценочные материалы Диагностика развития исполнительских навыков по игре на блок-флейте осуществляется с помощью диагностических контрольных занятий по следующим критериям: количество пьес освоенных за год, качество и уровень исполнения, освоение музыкальной грамотой, техника исполнения, посещение занятий, проявляемый интерес к занятиям. 2.5. Методические материалы2.5.1 Особенности организации образовательного процесса-очно;2.5.2 Методы обучения - словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, частично - поисковый; и воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.2.5.3 Формы организации образовательного процесса - групповая2.5 4 Формы организации учебного занятия - беседа, традиционное занятие, открытое занятие, концерт. 1. Музыкальное сопровождение, как методический приём. Педагог своими пояснениями, примером может помочь детям приобрести умения начинать и заканчивать песню вместе с музыкой. Правильно подобранный репертуар несёт в себе эмоции, которые обучающиеся проявляют в пении.2. Наглядно - зрительный метод применяется для того, чтобы конкретизировать впечатления, разбудить фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы. Зрительная наглядность должна сочетаться со слуховой, помогать слуховому восприятию (практическое исполнение песен педагогом, видеозаписи исполнителей).3. Словесный метод- с помощью слова можно углубить восприятие музыки, сделать его образным, осмысленным (особенностью словесного метода в воспитании дошкольников является то, что здесь требуется не бытовая, а образная речь для пояснения содержания композиций).4. Практический метод - тренинг, повторение пройденного, упражнения 2.5.5 Педагогические технологии:
  • Технология индивидуализации обучения;
  • Технология группового обучения;
  • Технология коллективного взаимообучения;
  • Технология программированного обучения;
  • Технология модульного обучения;
  • Технология дифференцированного обучения;
  • Технология разноуровнего обучения;
  • Технология развивающего обучения;
  • Технология проблемного обучения;
  • Коммуникативная технология обучения;
  • Технология коллективной творческой деятельности;
  • Здоровьесберегающая технология.
  • 2.5. 6.Алгоритм учебного занятия Чёткая структура занятий имеет особое значение. Хорошо продуманная последовательность видов работы, чередование лёгкого материала и трудного, напряжения и разрядки делают занятия продуктивными и действенными. На занятиях в зависимости от темы урока используются следующие формы работы:1.Показ исполнительских приёмов, правильного выполнения упражнений;2.Прослушивание разучиваемого произведения, отдельной его партии; 3.Устный анализ услышанного способствует пониманию правильного звучания; 4.Разучивание - по элементам; по частям; в целом виде; разучивание музыкального материала;5. Репетиционные занятия - подготовка готовых номеров к концертным выступлениям. 2.6. Список литературы по игре на блок-флейтеСписок литературы, использованной педагогом в своей работе:1.Лишин О. В. «Педагогическая психология воспитания» М. «Академкнига» М. 20162. Виноградов В. В. «Элементарное музицирование» (статья)3. Слюсарева В.М. «Уроки игры на блок-флейте».4. Покровский А. «В школе и дома» Методическое пособие для обучения игре на блок флейте 5. Пушечников И. «Азбука начинающего блок-флейтиста» М. 20156. Вопросы музыкальной педагогики. Вып.7.- М.:Музыка.20067.Павлов И. П. Физиология и патология высшей нервной деятельности. Полн. собр. сочинений, т.3.- М.:Академия наук,20158.Теплов Б. Психология музыкальных способностей.Список литературы для обучающихся:1.Альбом ученика-флейтиста: Учебно-педагогический репертуар-Киев,20072. Покровский А. начальные уроки игры для блок-флейты: Пособие. - М.,20063.Музыкальная мозаика. Детские пьесы и песни для блок-флейты. Выпуск 1/ Сост. В. Мурзин.- Москва «Музыка»,20004. Музыкальная мозаика. Детские пьесы и песни для блок-флейты. Выпуск 2/ Сост. В. Мурзин.- Москва «Музыка»,20005.Платонов Н. Школа игры на флейте. - М.,2008Список литературы для родителей:1. Бергсон А. «Две формы памяти» М. 20102. Василюк Ф. Е. «Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций)» М.20153. Гиппенрейтер Ю. Б. «Общаться с ребёнком. Как?» М. 20114. Даулинг С. «Формирование фантазии: точка зрения детского аналитика» 20135.Мэри Ш. Курчинка «Ребёнок с «характером». С-Пб 2006