Публикации
Программа по работе с одаренными детьми по информатике «Ступеньки радости»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа по работе с одаренными детьми по информатике «Ступеньки радости»
Автор: Леухина Наталия Станиславовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа по работе с одаренными детьми по информатике «Ступеньки радости»
Автор: Леухина Наталия Станиславовна
Муниципальное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа № 26»Программа по работе с одаренными детьми по информатике «Ступеньки радости» Составила: Леухина Наталия Станиславовна, Учитель информатики, математики, МОУ СОШ №26г. Вологда2023 год В современном обществе важное значение имеет выявление творческих, активных, неординарно мыслящих, умеющих решать нестандартные задачи людей. Работа с одаренными детьми - одна из современных задач модернизации образования, но она всегда присутствовала и решалась в той или иной степени на всех этапах развития любой системы образования посредством дифференцированного и индивидуального подхода в обучении. В современную эпоху, эпоху становления информационного общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных детей является одним из ведущих факторов социализации и творческой самореализации личности. Однако, прежде чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться о чем, собственно, будет идти речь. Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность.Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Известна мысль ученого Н.Дубинина о том, “что любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг”.Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы. Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.Предмет – информатика, обладает огромным потенциалом для всестороннего развития личности, а значит и для выявления одаренных детей, так как здесь как нигде ещё, реализуются меж предметные связи.Анализ осуществляемой работы с одаренными и талантливыми школьниками по информатике в школе свидетельствует о необходимости и открывающихся возможностях её дальнейшего совершенствования.Интеллектуальная Творческая Академическая Художественно-эстетическая Социальная или лидерская Психомоторная (спортивная) выявление и поддержка одаренных учеников; формирование информационной культуры, подготовка учащихся к жизни и деятельности в информационном обществе; повышение уровня подготовки школьников, имеющих склонность к изучению информатики; эффективное продолжение основного образования, удовлетворяющее разносторонние запросы личности; целенаправленная работа с детьми, проявляющими повышенный интерес к изучению информатики; образование картины мира, в котором возрастает роль специалистов в области компьютерных технологий; создание условий для развития навыков самостоятельной исследовательской деятельности, умений реализовать полученные знания на практике. совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых школьников, их социальной поддержки, создание психолого-консультационной службы для оказания психологической помощи одарённым школьникам и консультирования родителей и учителей; создание обогащённой образовательной среды, благоприятной для развития одарённости, общих и специальных способностей детей школы; привлечение одаренных учащихся к исследовательской работе; практическое закрепление ЗУН, полученных на уроках информатики; знакомство с современными информационными технологиями; развитие алгоритмического мышления учащихся на примере изучения языка программирования Turbo Pascal; воспитание нравственно-ответственного отношения к компьютерам и информационным системам; проведение профориентационной работы в среде наиболее способных учащихся; способствовать их раннему осознанному выбору своей будущей специальности, связанной с компьютерными технологиями. Создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся; Формирование банка, технологии и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей; Высокие результаты в творческих конкурсах, олимпиадах различного уровня; Повышение качества образования и воспитания; Успешная сдача ЕГЭ и ГИА; Создание: банка данных по одаренным детям; банка творческих работ учащихся; банка текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов; рекомендаций по работе с одаренными детьми.Организация:Изучение круга интересов умственной деятельности учащихся путем анкетирования; Изучение личностных потребностей одаренных учащихся путем собеседования; Создание банка одаренных детей; Приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми. Организация консультативной помощи для учащихся целенаправленных на творческую самореализацию и самодостаточность; Информирование учащихся о новейших достижениях науки в избранной области умственной деятельности (например: программирование); Привлечение творческих учителей, интересных людей; Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся; Использование метода проектов; Доступность и широкое привлечение учащихся к проведению школьных олимпиад, конкурсов, конференций; Проведение школьных олимпиад; Использование в практике работы с одаренными детьми: выполнение творческих работ, выполнение проектов, выполнение проектных и исследовательских работ, повышение степени сложности заданий. Изучение нормативной базы; Разработка программы; Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы; Диагностика склонностей; Адаптация учебных программ, программ факультативов; элективных курсов; Материалы для проведения занятий с одаренными детьми; Участие в школьном туре предметных олимпиад, во Всероссийских заочных олимпиадах Участие в районном туре предметных олимпиад; Участие в конкурсах, проектных мероприятиях (муниципального, краевого, регионального и Всероссийского уровней); Программа рассчитана на 34 часа в год. Приемлема для учащихся 7-9 классов. Создание банка данных «Одаренные дети»; Информирование воспитателей о целях, задачах, содержании и планах работы с одаренными детьми; Публикации в СМИ; Издание материалов; Создание и оформление сайтов. ТСО – мультимедиа проектор, компьютер, сканер, CD - учебные фильмы; Интернет; Наглядность – книги (энциклопедии, справочники), учебные пособия с олимпиадными задачами, иллюстрации.