Публикации Программа по работе с одаренными детьми по информатике «Ступеньки радости»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа по работе с одаренными детьми по информатике «Ступеньки радости»
Автор: Леухина Наталия Станиславовна

Муниципальное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа № 26»Программа по работе с одаренными детьми по информатике «Ступеньки радости» Составила: Леухина Наталия Станиславовна, Учитель информатики, математики, МОУ СОШ №26г. Вологда2023 год В современном обществе важное значение имеет выявление творческих, активных, неординарно мыслящих, умеющих решать нестандартные задачи людей. Работа с одаренными детьми - одна из современных задач модернизации образования, но она всегда присутствовала и решалась в той или иной степени на всех этапах развития любой системы образования посредством дифференцированного и индивидуального подхода в обучении. В современную эпоху, эпоху становления информационного общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных детей является одним из ведущих факторов социализации и творческой самореализации личности. Однако, прежде чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться о чем, собственно, будет идти речь. Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность.Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Известна мысль ученого Н.Дубинина о том, “что любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг”.Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы. Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.Предмет – информатика, обладает огромным потенциалом для всестороннего развития личности, а значит и для выявления одаренных детей, так как здесь как нигде ещё, реализуются меж предметные связи.Анализ осуществляемой работы с одаренными и талантливыми школьниками по информатике в школе свидетельствует о необходимости и открывающихся возможностях её дальнейшего совершенствования.
  • Интеллектуальная
  • Творческая
  • Академическая
  • Художественно-эстетическая
  • Социальная или лидерская
  • Психомоторная (спортивная)
  • выявление и поддержка одаренных учеников;
  • формирование информационной культуры, подготовка учащихся к жизни и деятельности в информационном обществе;
  • повышение уровня подготовки школьников, имеющих склонность к изучению информатики;
  • эффективное продолжение основного образования, удовлетворяющее разносторонние запросы личности;
  • целенаправленная работа с детьми, проявляющими повышенный интерес к изучению информатики;
  • образование картины мира, в котором возрастает роль специалистов в области компьютерных технологий;
  • создание условий для развития навыков самостоятельной исследовательской деятельности, умений реализовать полученные знания на практике.
  • совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых школьников, их социальной поддержки,
  • создание психолого-консультационной службы для оказания психологической помощи одарённым школьникам и консультирования родителей и учителей;
  • создание обогащённой образовательной среды, благоприятной для развития одарённости, общих и специальных способностей детей школы;
  • привлечение одаренных учащихся к исследовательской работе;
  • практическое закрепление ЗУН, полученных на уроках информатики;
  • знакомство с современными информационными технологиями;
  • развитие алгоритмического мышления учащихся на примере изучения языка программирования Turbo Pascal;
  • воспитание нравственно-ответственного отношения к компьютерам и информационным системам;
  • проведение профориентационной работы в среде наиболее способных учащихся; способствовать их раннему осознанному выбору своей будущей специальности, связанной с компьютерными технологиями.
  • Создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
  • Формирование банка, технологии и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей;
  • Высокие результаты в творческих конкурсах, олимпиадах различного уровня;
  • Повышение качества образования и воспитания;
  • Успешная сдача ЕГЭ и ГИА;
  • Создание: банка данных по одаренным детям; банка творческих работ учащихся; банка текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов; рекомендаций по работе с одаренными детьми.Организация:
  • Изучение круга интересов умственной деятельности учащихся путем анкетирования;
  • Изучение личностных потребностей одаренных учащихся путем собеседования;
  • Создание банка одаренных детей;
  • Приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми.
  • Организация консультативной помощи для учащихся целенаправленных на творческую самореализацию и самодостаточность;
  • Информирование учащихся о новейших достижениях науки в избранной области умственной деятельности (например: программирование);
  • Привлечение творческих учителей, интересных людей;
  • Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся;
  • Использование метода проектов;
  • Доступность и широкое привлечение учащихся к проведению школьных олимпиад, конкурсов, конференций;
  • Проведение школьных олимпиад;
  • Использование в практике работы с одаренными детьми: выполнение творческих работ, выполнение проектов, выполнение проектных и исследовательских работ, повышение степени сложности заданий.
  • Изучение нормативной базы;
  • Разработка программы;
  • Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы;
  • Диагностика склонностей;
  • Адаптация учебных программ, программ факультативов; элективных курсов;
  • Материалы для проведения занятий с одаренными детьми;
  • Участие в школьном туре предметных олимпиад, во Всероссийских заочных олимпиадах
  • Участие в районном туре предметных олимпиад;
  • Участие в конкурсах, проектных мероприятиях (муниципального, краевого, регионального и Всероссийского уровней);
  • Программа рассчитана на 34 часа в год. Приемлема для учащихся 7-9 классов.
  • Создание банка данных «Одаренные дети»;
  • Информирование воспитателей о целях, задачах, содержании и планах работы с одаренными детьми;
  • Публикации в СМИ;
  • Издание материалов;
  • Создание и оформление сайтов.
  • ТСО – мультимедиа проектор, компьютер, сканер, CD - учебные фильмы;
  • Интернет;
  • Наглядность – книги (энциклопедии, справочники), учебные пособия с олимпиадными задачами, иллюстрации.