Публикации
Коррекционно - развивающие педагогические технологии в обучении детей с ОВЗ
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Коррекционно - развивающие педагогические технологии в обучении детей с ОВЗ
Автор: Начарова Нина Викторовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Коррекционно - развивающие педагогические технологии в обучении детей с ОВЗ
Автор: Начарова Нина Викторовна
Коррекционно - развивающие педагогические технологии в обучении детей с ОВЗ.
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья – одна из актуальных проблем в современной педагогике. Данной категории детей в силу различных причин свойственны недоразвитие процессов познавательной деятельности и незрелость эмоционально-волевой сферы. Наряду с этим наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координированность, и наиболее страдает моторика кистей и пальцев рук. При умственных нагрузках у таких детей отмечается повышенная утомляемость и истощаемость центральной нервной системы, которая приводит не только к неустойчивости внимания, но и к раздражительности, беспокойству и негативному поведению.
Проблема обучения детей с ОВЗ учебным предметам представляется актуальной. Поэтому для учителя, работающего с детьми с данной категории, необходимо с самого начала подобрать правильные методы обучения, максимально облегчающие учебную деятельность.
Применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании.
В своей деятельности я использую следующие образовательные технологии:
Информационно-коммуникационные.
Внедрение ИКТ прежде всего, даёт возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний учащимися с ограниченными возможностями здоровья.
Информационно-коммуникационные технологии использую для запоминания и восприятия нового учебного материала - этосовременная наглядность (красочно оформленный раздаточный материал). Просмотр обучающих мультфильмов, анимационных презентаций – также помогают выучить, запомнить, изучить и освоить новую информацию.Создание уроков–презентаций даёт возможность использовать методы активного, деятельностного обучения. Уроки становятся интереснее, эмоциональнее, они позволяют учащимся в процессе восприятия задействовать зрение, слух, воображение, что позволяет глубже погрузиться в изучаемый материал.
Для более глубокого усвоения материала и контроля знаний на уроках использую различного рода электронные тесты. Контроль и самопроверку знаний позволяют осуществить электронные кроссворды, позволяющие проверить правильность ответов, интерактивные игры и тренажеры по определённой теме.Одним словом, проводя уроки с использованием данной технологии, используется принцип: Тебе скажут — ты забудешь. Тебе покажут — ты запомнишь. Ты сделаешь — ты поймёшь. Это утверждение лишний раз убеждает нас в необходимости использования информационных технологий в учебном процессе для детей с особыми образовательными потребностями.
Применение информационных коммуникационных технологий в процессе обучения вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Сочетание цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи, динамических моделей и т.д. расширяют возможности представления учебной информации.
Игровые технологии.
Практика показывает, что уроки с использованием игровых ситуаций, делая увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Игровые технологии на уроках я стремлюсь как можно чаще использовать, чтобы вовлечь ребенка в процесс обучения, но с условием, что это не просто развлечение, а обучающие формы работы. На уроках чтения, для лучшего запоминания звуков и соответствующих им букв, мы выкладываем их из счетных палочек, лепим из пластилина, рисуем красками. Обводим пальчиками буквы, вырезанные из бархатной бумаги, из наждачной бумаги. Ежедневно использую нейропсихологические игры и упражнения, направленные на развитие памяти, внимания, пространственных представлений, мелкой и крупной моторики рук, уверенности в себе и своих силах, способности к произвольному самоконтролю. Игры позволяют развить концентрацию и внимание, учат координировать свои движения. Польза таких игр огромная: стимулируют развитие памяти и мыслительную деятельность, помогают получить энергию, необходимую для обучения, снижают утомляемость, благоприятно сказываются на процессе письма и чтения. Такие игры крайне интересны детям, что значительно повышает эмоциональный фон, подкрепляя тем самым мотивационную базу на занятиях.
Дидактические игры на закрепление, повторение и обобщение материала, кроссворды, головоломки, ребусы и т. д. Дидактическая игра на уроках пополняет, углубляет и расширяет знания, является средством всестороннего развития ребёнка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей, вызывает положительные эмоции, наполняет жизнь коллектива учащихся интересным содержанием, способствует самоутверждению ребёнка.
Здоровьесберегающие технологии.
Цель которых - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья. Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это рациональная организация урока.
Здоровьесберегающие технологии активно внедряю в структуру урока. Провожу различные виды физкультминуток, массаж биологически активных точек, чтобы окончательно разбудить обучающихся и задать соответствующий рабочий настрой на целый учебный день. Школьники с удовольствием выполняют эти упражнения, так как знают, что при массаже активизируется кровообращение в кончиках пальцев, а это предотвращает застой крови не только в руках, но и во всём теле, ведь кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом. Очень эффективен массаж биологически активных точек, расположенных на ушной раковине. Массажируя их, обучающиеся опосредованно воздействуют на весь организм.
Использование здоровьесберегающих технологий обучения в коррекционной школе позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса.
Применение современных образовательных технологий в учебном процессе позволяет
- сделать занятия более интересными, убедительными, а поток изучаемой информациилегко доступным;
- управлять познавательной деятельностью школьников, учитывать индивидуальные темпы усвоения знаний, умений и навыков, уровень сложностей, интересы и прочее;
- поддержать интерес к обучению и воспитанию учащихся, способствовать раскрытию индивидуальных способностей, обеспечить качество образования, открытость образовательной системы;
Образовательные технологии позволяют повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривают разные формы подачи и усвоения программного материала, заключают в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал.
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья – одна из актуальных проблем в современной педагогике. Данной категории детей в силу различных причин свойственны недоразвитие процессов познавательной деятельности и незрелость эмоционально-волевой сферы. Наряду с этим наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координированность, и наиболее страдает моторика кистей и пальцев рук. При умственных нагрузках у таких детей отмечается повышенная утомляемость и истощаемость центральной нервной системы, которая приводит не только к неустойчивости внимания, но и к раздражительности, беспокойству и негативному поведению.
Проблема обучения детей с ОВЗ учебным предметам представляется актуальной. Поэтому для учителя, работающего с детьми с данной категории, необходимо с самого начала подобрать правильные методы обучения, максимально облегчающие учебную деятельность.
Применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании.
В своей деятельности я использую следующие образовательные технологии:
Информационно-коммуникационные.
Внедрение ИКТ прежде всего, даёт возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний учащимися с ограниченными возможностями здоровья.
Информационно-коммуникационные технологии использую для запоминания и восприятия нового учебного материала - этосовременная наглядность (красочно оформленный раздаточный материал). Просмотр обучающих мультфильмов, анимационных презентаций – также помогают выучить, запомнить, изучить и освоить новую информацию.Создание уроков–презентаций даёт возможность использовать методы активного, деятельностного обучения. Уроки становятся интереснее, эмоциональнее, они позволяют учащимся в процессе восприятия задействовать зрение, слух, воображение, что позволяет глубже погрузиться в изучаемый материал.
Для более глубокого усвоения материала и контроля знаний на уроках использую различного рода электронные тесты. Контроль и самопроверку знаний позволяют осуществить электронные кроссворды, позволяющие проверить правильность ответов, интерактивные игры и тренажеры по определённой теме.Одним словом, проводя уроки с использованием данной технологии, используется принцип: Тебе скажут — ты забудешь. Тебе покажут — ты запомнишь. Ты сделаешь — ты поймёшь. Это утверждение лишний раз убеждает нас в необходимости использования информационных технологий в учебном процессе для детей с особыми образовательными потребностями.
Применение информационных коммуникационных технологий в процессе обучения вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Сочетание цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи, динамических моделей и т.д. расширяют возможности представления учебной информации.
Игровые технологии.
Практика показывает, что уроки с использованием игровых ситуаций, делая увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Игровые технологии на уроках я стремлюсь как можно чаще использовать, чтобы вовлечь ребенка в процесс обучения, но с условием, что это не просто развлечение, а обучающие формы работы. На уроках чтения, для лучшего запоминания звуков и соответствующих им букв, мы выкладываем их из счетных палочек, лепим из пластилина, рисуем красками. Обводим пальчиками буквы, вырезанные из бархатной бумаги, из наждачной бумаги. Ежедневно использую нейропсихологические игры и упражнения, направленные на развитие памяти, внимания, пространственных представлений, мелкой и крупной моторики рук, уверенности в себе и своих силах, способности к произвольному самоконтролю. Игры позволяют развить концентрацию и внимание, учат координировать свои движения. Польза таких игр огромная: стимулируют развитие памяти и мыслительную деятельность, помогают получить энергию, необходимую для обучения, снижают утомляемость, благоприятно сказываются на процессе письма и чтения. Такие игры крайне интересны детям, что значительно повышает эмоциональный фон, подкрепляя тем самым мотивационную базу на занятиях.
Дидактические игры на закрепление, повторение и обобщение материала, кроссворды, головоломки, ребусы и т. д. Дидактическая игра на уроках пополняет, углубляет и расширяет знания, является средством всестороннего развития ребёнка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей, вызывает положительные эмоции, наполняет жизнь коллектива учащихся интересным содержанием, способствует самоутверждению ребёнка.
Здоровьесберегающие технологии.
Цель которых - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья. Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это рациональная организация урока.
Здоровьесберегающие технологии активно внедряю в структуру урока. Провожу различные виды физкультминуток, массаж биологически активных точек, чтобы окончательно разбудить обучающихся и задать соответствующий рабочий настрой на целый учебный день. Школьники с удовольствием выполняют эти упражнения, так как знают, что при массаже активизируется кровообращение в кончиках пальцев, а это предотвращает застой крови не только в руках, но и во всём теле, ведь кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом. Очень эффективен массаж биологически активных точек, расположенных на ушной раковине. Массажируя их, обучающиеся опосредованно воздействуют на весь организм.
Использование здоровьесберегающих технологий обучения в коррекционной школе позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса.
Применение современных образовательных технологий в учебном процессе позволяет
- сделать занятия более интересными, убедительными, а поток изучаемой информациилегко доступным;
- управлять познавательной деятельностью школьников, учитывать индивидуальные темпы усвоения знаний, умений и навыков, уровень сложностей, интересы и прочее;
- поддержать интерес к обучению и воспитанию учащихся, способствовать раскрытию индивидуальных способностей, обеспечить качество образования, открытость образовательной системы;
Образовательные технологии позволяют повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривают разные формы подачи и усвоения программного материала, заключают в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал.