Публикации
Методическая разработка: «Характеристика букв и звуков».
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка: «Характеристика букв и звуков».
Автор: Безниско Оксана Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка: «Характеристика букв и звуков».
Автор: Безниско Оксана Николаевна
Конспект урока по музыке: «Мелодия – душа музыки». 3 класс.Тип урока: развивающий.Жанр урока: путешествие.Форма урока: диалог.Цель урока: дать понятие о выразительных возможностях мелодии.Задачи: формирование слушательской культуры учащихся, развитие аналитического мышления, развитие эмоциональной сферы детей. Элементарная теория музыки: инструменты, мелодия как средство выразительности. Материалы к уроку: П. И. Чайковский: «Старинная французская песенка», «Осенняя песнь», IV симфония (II часть). Ю. Чичков «Ромашковая Русь».Ход урока:Учитель: - Здравствуйте, ребята! Тема урока сегодня «Мелодия – душа музыки» (Слайд). А что же такое мелодия и почему она является душой музыки?Дети: - это звуки.Учитель: - Я играю звуки (играю отдельные в произвольном порядке звуки), это мелодия?Дети: - Нет, звуки в мелодии должны как -то связываться.Учитель: - Правильно. Звуки мелодии это как отдельные буквы и слова в нашей речи должны связываться в предложения, должны нам о чём-то рассказывать. Поэтому мелодия – это мысль, выраженная звуками. (Слайд со словами). Слово "мелодия" происходит от греческого слова "melodia","meloc",что означает пение, напев.(Слайд со словами «melodia», «meloc»).Звуки мелодии всегда ритмически организованы и имеют ладовую основу, мажор или минор. От этого зависит характер мелодии: напевный или танцевальный, радостный или грустный. То есть мелодия нам что-то передаёт, выражает. Поэтому мелодия - главное выразительное средство в музыке.(Слайд со словами).Композитор через мелодию передаёт свои мысли, чувства, переживания, то есть раскрывает свой внутренний мир, свою душу. Поэтому по праву можно сказать, что мелодия – это душа музыки.Раскрывая перед слушателями свой внутренний мир, композитор придаёт музыке особую лиричность.Что такое «лирика»? Слово произошло от греческого «Лира» (музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого часто исполнялись стихотворные произведения о чувствах и переживаниях человека).(Слайд с лирой).Поэтому лирикой часто называют поэтические произведения, раскрывающие внутренний мир человека, его мысли, чувства, настроения, переживания. А в музыке лирическими называют произведения поэтического характера, передающие внутренний мир и переживания человека.(Слайд: «В музыке лирические произведения это произведения поэтического характера, передающие внутренний мир и переживания композитора»).Необыкновенно лиричными мелодиями наполнена музыка русского композитора П. И. Чайковского. (Слайд с портретом композитора).(фрагмент «Старинной французской песенки» из «Детского альбома»).Какими переживаниями и чувствами делится со слушателями композитор? Какие образы передаёт композитор в своих мелодиях? (Образ - это художественное воплощение действительности).Дети дают характеристику музыкальному произведению, называют образы.Учитель: Прежде всего, это образы русской природы и чувства, вызываемые её красотой.Эти лирические образы являются основой многих фортепианных и симфонических произведений П. И. Чайковского.(фрагмент «Осенней песни» из «Времён года»).Композитор всей душой любил русскую природу, в ней он черпал источник вдохновения. Он говорил: «Я ещё не встречал человека, более меня влюблённого в матушку Русь!». (Слайд «Лирические образы русской природы являются основой многих фортепианных и симфонических произведений П. И. Чайковского»).Послушайте фрагмент IV симфонии П. И. Чайковского.Учитель: Кто помнит, что такое симфония?Дети: - Это большое произведение для симфонического оркестра. Учитель: - Правильно. Итак, послушайте симфонию и скажите, какими чувствами наполнена эта музыка? Что вы представляете, слушая вторую часть симфонии? (Слайд с симфоническим оркестром).Дети рассуждают о прослушанном фрагменте.Учитель: - Созвучна теме сегодняшнего урока и песня современного композитора Ю. Чичкова «Ромашковая Русь». Послушайте её и ответьте на вопрос: Какой характер у этой песни? Какие чувства передаёт композитор в мелодии этой песни?Дети слушают песню в исполнении учителя.Учитель повторяет вопросы.Дети: - Это лирическая песня. В ней передаётся любовь к русской природе.Учитель: - Мы с вами сегодня начнём разучивать эту песню, но сначала нужно подготовиться и распеться. Учитель проводит с детьми дыхательную гимнастику, распевание. Вокально-хоровая работа над песней «Ромашковая Русь».Учитель: Итак, ребята, мы сегодня выяснили, что мелодия является главным выразительным средством музыки. Её называют душой музыки. Почему?Дети: - Мелодия передаёт чувства, мысли, переживания, внутренний мир человека.Итог урока:Учитель: Стихия музыки - могучая стихия, Она чем непонятней, тем сильней. Глаза мои, бездонные, сухие, Слезами наполняются при ней, Она и не видна, и невесома, И мы ее в крови своей несем. Мелодия - всемирная истома - Как соль в воде, растворена во всем… Е. ВинокуровУчитель благодарит детей за работу на уроке, выставление оценок.