Публикации "Весёлый счёт"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Весёлый счёт"
Автор: Черненко Алена Николаевна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программаестественнонаучной направленности «Весёлый счёт» Возраст детей: 4-5лет Срок реализации: 1 год 2024СОДЕРЖАНИЕ
  • Комплекс основных характеристик ДООП……………………………3
  • Пояснительная записка………………………………………………3
  • Цель и задачи программы………………………… ………………..6
  • Учебный план………………………………………………………...6
  • Календарный учебный график……………………………………....8
  • Содержательный раздел……………………………………………20
  • Планируемые результаты…………………………………………..20
  • Комплекс организационно-педагогических условий
  • Формы реализации ДООП………………………………………….21
  • Материально-техническое обеспечение……………………………21
  • Методическое обеспечение………………………………………….22
  • Формы промежуточного контроля…………………………………..23
  • Формы представления результатов………………………………….23
  • Оценочные/контрольно-измерительные системы………………….23
  • Список источников………………………………………………………25
  • Раздел 1. Комплекс основных характеристик.1.1.Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Весёлый счёт» разработана на основе программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки» для детей 4-5 лет и направлена на развитие познавательной активности, логического мышления детей имеющих математические способности.
  • Настоящая Программа разработана в соответствии с нормативными документами: – Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации»;
  • – приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • – письмом от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 Министерства образования и
  • науки Российской федерации, Министерства образования и науки Российской федерации от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
  • – постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
  • – распоряжением Министерства образования и науки Хабаровского края от 26.09.2019 г. № 1321 об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в городском округе, муниципальном районе Хабаровского края».
  • Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 №1490 «О лицензировании образовательной деятельности»
  • Приказ начальника Управления образования от 22.05.2019 г. № 235 «Об утверждении общих параметров, использующихся для расчета нормативной стоимости образовательных программ (модулей) персонифицированного дополнительного образования в г. Комсомольске-на-Амуре»
  • Концепция персонифицированного дополнительного образования в Хабаровском крае, утвержденная распоряжением Правительства Хабаровского края от 05 августа 2019 г. № 645-рп.
  • Постановление администрации города Комсомольска-на-Амуре от 26.09.2019 г. № 2067-пр «Об утверждении Положения о персонифицированном дополнительном образовании в г. Комсомольске-на-Амуре»;
  • Устав МДОУ №5
  • Основная общеобразовательная программа МДОУ №5
  • В соответствии с современными тенденциями развития образования, дети в детском саду должны быть любознательны, активны, принимающие живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающие способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшими универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции. Развитие логики и мышления является неотъемлемой частью гармоничного развития ребёнка и успешной его подготовки к школе. Дети уже в дошкольном возрасте сталкиваются с многообразием форм, цвета и других форм предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребёнок, даже без специальной тренировки своих способностей, так или иначе, воспринимают всё это. Однако если усвоение происходит стихийно, оно зачастую оказывается поверхностным, неполноценным. Средний возраст — начало сенситивного периода развития знаково-символической функции сознания, это важный этап для умственного развития в целом и для формирования готовности к школьному обучению. Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному развитию ребёнка-дошкольника.
  • Направленность программы: естественнонаучная
  • Направление: основы математического развития
  • Актуальность: развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях.Особенность программы «Весёлый счёт» заключается в том, что содержание программы направлено на овладение детьми 4-5 лет важнейшего навыка логического мышления — способность «действовать в уме». Педагогическая целесообразность программы в том, что ребёнок познавая мир развивает воображение. Являясь одной из самых актуальных, проблема развития творческих способностей привлекает внимание ученых разных областей, поскольку связана с вопросами проектирования гибких моделей образовательного пространства, разработки вариативных форм и методов обучения и воспитания, отвечающих образовательным потребностям и возрастным возможностям личности. Новизна состоит в применении современных технологий. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности дошкольников, которую и следует поддерживать и направлять. Также дополнительная образовательная программа «Весёлая математика» ОТЛИЧАЕТСЯ ТЕМ, что мы проводим каждое занятие в виде путешествий, игр, праздников, ЭТО не утомляет маленького ребенка и способствует лучшему запоминанию математических категорий. Много внимания уделяется самостоятельной работе детей активизации словарного запаса детей. При подборе игр мы помним о том, что игра должна быть не слишком трудной, но и не слишком легкой, - только в этом случае игра приносит детям пользу и радость. Тип программы: традиционный; базовый уровень освоения
  • Формы организации: Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работе детей с педагогом, а также их самостоятельной деятельности. В процессе работы используются различные формы занятий: традиционные, игровые, интегрированные. Каждое занятие включает теоретическую часть и практическое выполнение задания детьми.
  • адресат программы: дети дошкольного возраста 4-5 лет;
  • объем и срок освоения программы:
  • режим занятий, периодичность и продолжительность занятий:
  • 1 раз в неделю, вторник 16:00 – 16:20. 1.2. Цель и задачи программыЦель программы: развитие математических и логических способностей детей младшего дошкольного возраста через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержания.Задачи программы:Предметные задачи:
  • Развить логическое мышление, внимание, память, творческие способности и мелкую моторику рук;
  • Сформировать наблюдательность, усидчивость, конструктивные умения, самостоятельность;
  • Выработать привычку максимально полно включаться в процесс обучения, что достигается благодаря заинтересованности и положительным эмоциям ребёнка.
  • Привить любовь к конкретному предмету – математике.
  • Личностные задачи:
  • Развитие личностных качеств: организованность, творчество, самоконтроль, умение доводить начатое дело до конца
  • Метапредметные задачи:
  • Развивать знания о множестве, числе, форме, величине, пространстве и времени как основах
  • Развивать процессы внимания, операции логического и творческого мышления, любознательность, мелкую моторику рук, глазомер.
  • Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
  • 1.3. Учебный план. 1.4 Календарный учебный график1.5. Содержательный разделПрограмма предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работе детей с педагогом, а также их самостоятельной деятельности. В процессе работы кружка используются различные формы занятий: традиционные, игровые. Каждое занятие включает теоретическую часть и практическое выполнение задания детьми. На каждом занятии используется материал: Дидактические игры, развивающие игры, работа с раздаточным материалом, логические загадки, занимательные вопросы, загадки-шутки, креативные игры, Работа со счетным материаломПрограмма предусматривает распределение материала по «восходящей спирали», т. е. периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют возрасту детей, что гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.1.6. Планируемые результатыПредметные ожидаемые результаты:
  • Будут следовать устным инструкциям
  • Будут владеть мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение;
  • сформируют способности действовать в уме; будут осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную ориентировку.
  • Смогут показать обще учебные умения и навыки (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.)
  • Личностные ожидаемые результаты:
  • Развитие личностных качеств: организованность, творчество, самоконтроль, смогут доводить начатое дело до конца.
  • Метапредметные ожидаемые результаты:
  • Дети развивают мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение)
  • Развиваются процессы внимания, операции логического и творческого мышления, любознательность, мелкую моторику рук, глазомер.
  • Дети смогут аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
  • Раздел 2. Комплекс организационно – педагогических условий2.1. Данная программа реализуется в формате дополнительной общеобразовательной деятельности. 2.2. Материально-техническое обеспечение программ
  • методическое обеспечение (наличие программы, наглядных пособий, методических разработок, рекомендаций);
  • материальная база (группа, оборудование: столы (8 шт.), стулья (16шт.), школьная магнитная доска);
  • техническое оснащение занятий (магнитофон, ноутбук )
  • дидактический материал: набор магнитных цифр и знаков; счётный материал (белочки, шишки, снеговики, синички, ромашки, маки, груши, яблоки и т.д.); наборы игрушек; предметные картинки с изображением разного количества предметов; карточки с цифрами от 0 до 5; таблицы для зрительного диктанта, на которых изображены предметы, геометрические фигуры; сюжетные картинки для составления задач; «чудесный мешочек» для предметов и фигур; набор геометрических фигур; набор геометрических тел; таблицы с логическими задачами на поиск недостающей фигуры; образцы для развивающих игр (контурное изображение предметов); макет часов; плакат «Время года»; мультимедийное сопровождение занятий); иллюстрации с изображением времен суток, времен года; модели частей суток, года.
  • Раздаточный материал: счетные палочки; наборы геометрических фигур и геометрических тел; сюжетные картинки для составления задач; карточки для счёта на ощупь; иллюстрации с изображением времен суток, времен года; Блоки Дьенеша; палочки Кьюзинера; модели частей суток, года; карточки с цифрами от 0 до 5; модели геометрических фигур, вырезанных из бумаги; макеты часов, карточки с образцами контурного изображения предметов, простые и цветные карандаши, рабочие тетради, дидактические и развивающие игры. 2.3. Методическое обеспечение Методы, в основе которых лежит способ организации занятия. 1.Словесные методы обучения: - устное изложение; - беседа 2.Наглядные методы обучения -показ видеоматериалов, иллюстраций; -показ, исполнение педагогом;- наблюдение; работа по образцу и др. 3.Практические методы обучения -тренинг. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей.
  • Объяснительно-иллюстративные методы обучения.
  • При таком методе обучения дети воспринимают и усваивают готовую информацию.
  • Репродуктивные методы обучения.
  • В этом случае учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.
  • Частично-поисковые методы обучения. Участие детей в коллективном поиске.
  • Исследовательские методы обучения
  • Овладение детьми методами научного познания, самостоятельной творческой работы. Типы занятий: - комбинированный; - первичного ознакомления с материалом; - усвоение новых знаний; - применение полученных знаний и умений на практике; - закрепления, повторения; - итоговое. Алгоритм занятия:1.Вводная, вступительная часть (3 – 5 мин.) Цель – психологический настрой детей на радость, улыбку, праздник; установление благожелательного эмоционального контакта.
  • Основная часть.
  • Одна или две игры – упражнения, с обязательной физкультминуткой между ними или в середине. Цель – игровое освоение основных математических знаний и умений, объединенных общими задачами и темой. (7–10 мин.)
  • Заключение. Краткий анализ – оценка – занятия (2–5 минуты)
  • Цель – подведение итогов, поощрение, психологическая поддержка детей, их творческой инициативы 2.4. Формы промежуточного контроля ▪ Устный опрос ▪ Самостоятельная работа ▪ Дидактические игры и упражнения 2.5. Формы предоставления результатов - Математический праздник,- графический диктант,- контрольная работа 2.6. Оценочные/контрольно - измерительные материалы.Важным компонентом проверки освоения программы служит диагностика, определяющая индивидуально-психологические особенности личности с целью оценки их состояния и прогнозирования дальнейшего развития. Процедура диагностики состоит из сбора диагностической информации для последующих рекомендаций. Педагогический анализ проводится в начале и в конце учебного года, в январе - промежуточный контроль. Диагностическая карта результативности к программе «Весёлый счёт» БАЛЛЫ: (сформирован от 8 – 11, в стадии формирования от 5-7, не сформирован от 0 -4) Анализ полученных результатов позволяет выявить особенности прохождения программы группой в целом и отдельными детьми по каждому разделу программы. 3. Список источников1.Волина В. Праздник числа. - М.: Знание, 2004. 2.Ерофеева Т. И. Математика для дошкольников. - М.: Просвещение, 2015г. 3.Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Р.И. Говорова. М.: Просвещение.1989. 4. Колесникова Е.В. Математика для детей 4-5 лет: Методическое пособие к рабочей тетради. – М.: ТЦ Сфера, 2010г. 5.Колесникова Е.В. Программа «Математические ступеньки». – М.: ТЦ Сфера, 2010. 6. Колесникова Е.В. Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. М.: ТЦ Сфера, 2010г.7. Касицына М.А., Смирнова В.Д. Дошкольная математика. – М.;8.Михайлова З.А. Математика от трёх до семи. Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург, изд. «Акцидент» 1997г.9. Новикова В.П. Математика в детском саду. – М.; Мозаика-синтез 2000.10.Помораева И.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений 2-е изд. Москва, изд. «Мозаика-Синтез» 201011. Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство»/ В.И. Логинова, Г.И. Бабаева. Издательство «Детство-пресс», 2000. 12. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации№1155 от 17 октября 2013 года). 15.Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. /Под ред. А.А. Столяра. - М.: Просвещение.1998.