Публикации Конспект урока музыки на тему: «О чем поведала мелодия». 4-й класс.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект урока музыки на тему: «О чем поведала мелодия». 4-й класс.
Автор: Чернега Ангелина Владимировна

Конспект урока музыки на тему: «О чем поведала мелодия». 4-й класс.Форма урока:  урок-погружение.Цель урока: показать неоценимое значение русской народной  песни  в истории русской культуры и в творчестве  русских композиторов.Задачи урока:Воспитательные:
  • воспитание патриотичности  и  бережного  отношения к  истории Отчизны;
  • воспитание нравственно-духовного начала у учащихся.
  • Развивающие:
  • продолжать приобщать  учащихся к наследию русской народной музыкальной культуры (песенной);
  • продолжать развивать понимание   музыки, изобразительного искусства;
  • продолжать развивать первоначальные навыки владения сравнительным анализом в произведениях искусства;
  • продолжать дальнейшее развитие творческих способностей учащихся (исполнительских, вокальных, актерских).
  • Обучающие:
  • повторить и закрепить знания раннее прослушанных музыкальных произведений и их авторов; закрепить  знание музыкальных средств выразительности, знание инструментов симфонического оркестра,   закрепить навыки работы с   простыми  музыкальными  формами (трехчастной, вариаций), закрепить знания о  понятии опера;
  • рассмотреть  пример использования русской  народной исторической  песни «Как за речкою, да за Дарьею»  в творчестве Н.А.Римского-Корсакова;
  • продолжить   работу над  первоначальным интонационно-выразительным анализом музыкального произведения;
  • закрепить с помощью викторины знания опер Н.А.Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане”, «Садко», «Снегурочка».
  • ХОД УРОКАУрок начинается  с фоновой музыки. Звучит  вступление «Похвала пустыни»   к опере Н.А.Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (муз. фрагмент №1)У:  Слайд 1. Тема сегодняшнего урока – путешествие вслед за   мелодией. Мы попытаемся вникнуть и понять,  о чем нам хочет поведать мелодия. Много великолепных мелодий мы знаем, давайте вспомним  их. (Ребята вспоминают прослушанные на  уроках музыкальные произведения и имена их создателей).У:Сегодня еще одно знаменательное знакомство. Давайте обратимся   к  неизвестной для нас мелодии. (Преподаватель играет мелодию  р.н.п. песни «Как за речкою да за Дарьею»)У: По стилю эта музыка европейская или русская? Обоснуйте свой ответ.Д: Эта мелодия русская, потому что она напевна, протяжна.У: Давайте мы « пропоем руками»  и определим,  какими интонациями эта мелодия наполнена. (Дети   дирижируют.)Д: Мы услышали интонации протяжные, широкого дыхания, мелодически распевные,  как будто мы увидели  российские бескрайние просторы.У: Как вы думаете, эта народная мелодия  или сочиненная композитором?  Д: Эта мелодия народная.У: Мы с вами знаем народные песни разных жанров. Давайте вспомним о них. У: Слайд 2.Для того, чтобы определить жанр новой песни, давайте обратимся к  содержанию песни. (Учитель поет,  ученики знакомятся с содержанием песни, уточняют с учителем значение слов, а затем вместе с учителем исполняют первый куплет песни и проходят к выводу, что перед ними историческая песня, посвященная нелегкой  судьбе русского человека во время  татаро-монгольского  ига).У: Слайд 3 Многие   русские композиторы  обращались в своем творчестве к русской народной песне. Это и М.И.Глинка, и  М.Мусоргский,  и А.Бородин, а  Н.А.Римский-Корсаков собирает народные мелодии  и издает сборник  «100 русских народных песен», из этого сборника песен наша гостья.У:Мелодия этой песни легла в основу будущей  оперы композитора «Сказание о  невидимом граде  Китеже и деве Февронии».У: Итак, опера. Вспомним определение.  Давайте внимательно  послушаем музыкальный фрагмент из этой оперы. (Муз. фрагмент №2). Презентация выключается.У: Понравилась вам музыка? Какие интонации вы здесь услышали?Д: Мы слышим  напряженные интонации  столкновения, беды.У: Можем ли мы представить зрительно этот музыкальный фрагмент?Д: Это картина битвы, поединка. Мы слышим удары мечей, звон щитов, возгласы сражающихся.  У: Встретилась ли  вам знакомая  мелодия песни?.. Вот она  измененная (учитель  проигрывает  ее).У: Н.А.Римский-Корсаков, изменяя лад песни (он становится уменьшенным), меняет и настроение темы.У: Как меняются выразительные интонации этой темы? Давайте еще раз послушаем.(Звучит повторно  музыкальный фрагмент  симфонической картины с момента проведения основной мелодии-темы татар  и до репризы.)Д: Интонации становятся более зловещими. Тема русской народной песни,  постоянноповторяясь, изменяясь (т.е. варьируясь), начинает  звучать  на forte  в группе медно-духовых инструментов.У: Действительно, мелодия этой песни зазвучала страшно. Этого и добивался композитор, именно   этой  мелодией он показал силу татарского войска. Как вы думаете, почему композитору необходимо  неоднократное повторение мелодии?Д:  Для того, чтобы  подтвердить свою мысль.У: Мы с  вами услышали и увидели музыкальное живописное полотно, которое  Н.А.Римский-Корсаков так и назвал «симфоническая картина», тем самым подчеркнув изобразительность музыки. Слайд 4.  В начале 20 века Николай  Константинович Рерих  создаст  декорацию к этой сцене. Она будет знаменита. Давайте  и мы познакомимся с ней.У: Только я, ребята, не пойму,  почему здесь так много красного цвета, для чего художнику потребовалось столько красного?Д: Может быть,  художник хотел показать, сколько крови невинных пролилось в этом сражении.Д: Красным цветом он хотел показать накал сражения.Д: Это – огненная лава, стихия сражения, которая поглощает все на своем пути.У: Ну что же, пожалуй, я с вами соглашусь. Но мы с вами   услышали первую часть-начало, вторую часть – сцену битвы, но  не услышали и не увидели, чем заканчивается это сражение. Если бы вы были композитором,  то,  как бы вы закончили  это произведение?  Победно или  поражением. Какими бы музыкальными  средствами выразительности  вы воспользовались? Слайды 5, 6.  Сейчас в своей тетради каждый из вас попробует создать свой план окончания этого музыкального произведения, выразив его с помощью  нам знакомых музыкальных средств выразительности. (Дети после того ,как самостоятельно поработают в тетради, делятся своими идеями.)У: А теперь давайте послушаем,  как решает закончить  симфоническую  картину автор – Н.А.Римский-Корсаков. Д: Произведение заканчивается  поражением русской дружины.  Слышится многоточие, мы слышим diminuendo, темп замедляется,  музыка как будто исчезает.У: Слайд 7. Да, много осталось лежать в чистом поле защитников земли русской. Давайте вспомним и споем один из куплетов знакомой нам песни. (Исполнение   песни   Л. Афанасьева, сл. И. Шаферана «Гляжу в озера синие»)У: Но  опера  на этом не заканчивается. (Начинают звучать колокола из 4 действия,2 картины. На  экране изображение следовика. Муз фрагмент №3) Слайды 8, 9.У: Что это за камень? Кто знает? Это следовик с отпечатанным следом Богородицы. Жители Китежа стали просить у Господа и Богородицы защиты и ее получили. Не сдался татарам Китеж,  скрылся под звон колоколов под водами озера Светлояра на глазах у изумленных татар…Сила веры, чистота помыслов, любовь к Отечеству спасли китежан.  Слайд 10.У: Слайд 11.  Заканчивается история, о которой поведала песня, а нам остается ответить на вопрос, о чем рассказала нам русская старинная народная  историческая песня  «Как за речкою, да за Дарьею»?Д: Слайд 12. Она нам  напомнила об истории страны, о бесстрашных защитниках Отечества.Мы еще раз вспомнили имена русских композиторов, которые высоко ценили, бережно собирали и использовали в своем творчестве русское   музыкальное наследие, созданное композитором, имя которому – народ.У: Слайд 13.  Россия – это ведь мы с вами. И какое  будущее будет у нашей Родины, зависит от нас с вами,  от нашего бережного отношения к истории и наследию Отчизны.  Давайте закончим наш урок песней о нас с вами, о нашей России:«…Солнце светит, ветры дуют,Ливни льются над Россией.В небе радуга цветная –Нет земли красивей»Слайды №13, 14 – приглашение  на  викторину, посвященную  оперному творчеству  Н. А. Римского-Корсакова.Окончание урока связано с выставлением положительных оценок и пожеланий для тех ребят, кто  допускал недочеты при ответах.