Публикации Методические рекомендации. Использование доски Бильгоу в работе учителя-дефектолога.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методические рекомендации. Использование доски Бильгоу в работе учителя-дефектолога.
Автор: Наталия Владимировна Варавина

ОГБУСО БДДИДМРЦ «Росток надежды»Методические рекомендации для родителей и педагоговКомплекс упражнений с использованием балансировочной доски БильгоуЗвоните, пишите нам. Мы ответим на все ваши вопросытел.: 8 (3953) 30-28-16 Прием звонков пн-чт с 9:00 до 17:00, пт с 9:00 до 15:00e-mail: bddi.priem@mail.ruВконтакте: https://vk.com/dmrc_rostok_bratskБратск 2023Ребенок стоит на балансировочной доске, в руках держит любую игрушку. Взрослый просит ребенка спрятать игрушку: за голову, за спину, в правую руку, в левую руку.Успехов в развитии детей!Источник: https://клубейротренажеры.рф/006.pdfВ данной методичке собран комплекс упражнений на доске «Бильгоу». Все упражнения разбиты на сектора и идут от простых к сложным. Для маленьких детей Вы можете использовать простые «базовые» упражнения, для детей постарше от 6 лет переходить на более сложные. Для разнообразия занятий можно брать упражнения из разных категорий. Рекомендовано заниматься каждый день по 15−30 минут. Занятия могут проходить несколько раз в день. Детям от 2 лет мы рекомендуем начать с 5 минут. А дальше, согласно возрасту, увеличивать время. Желаем хороших занятий!Базовые упражнения1. «Весы». Для малышей, которые только знакомятся с тренажером, будет познавательно ставить на концы балансира предметы и смотреть, какая сторона будет опускаться, а какая подниматься;2. Доска располагается перед ребенком. Встать на доску и покачаться на ней;3. Залезть и слезть с доски: а) спереди: в) сзади; с) с обеих сторон;4. Ребенок в положении стоя медленно покачивается вперед-назад. Лучше выполнять под музыку;5. Встать на доску, закрыть глаза и покачаться на ней;6. Сесть на доску и покачаться на ней вправо-влево; ребенок сидит на доске, а специалист/родитель раскачивает его вправо-влево;7. Сидя на доске на коленях, имитировать плавательные движения двумя руками, затем только правой, левой и обеими руками поочередно;8. Сесть на доску «по-турецки» и покачаться на ней вправо-влево;9. Сидя на доске «по-турецки» имитировать плавательные движения двумя руками, затем только правой, левой и обеими руками поочередно;10. Встать на доске на колени, выполнять наклоны головы вправо, влево, вперед, назад;11. Встать на доске на колени, зафиксировать взгляд на предмете и производить вращательные движения головой в разные стороны: сначала вправо, потом влево, потом поочередно в разные стороны;12. Стоя на доске, удерживая равновесие ловить игрушку (мячик), которую специалист кидает ребенку;13. Стоя на доске поднять обе руки вверх и покачаться на ней, затем поднять только правую руку, левую руку и обе руки попеременно;14. Ребенок в положении стоя, ноги на ширине плеч, поворачивается на 360 градусов, медленно переставляя ноги;15. Ребенок в положении сидя на корточках. Покачивающее движение из стороны в сторону головой,затем зафиксировать взгляд на предмете;16. Ребенок в положении стоя, Круговые вращения руками:А) обе руки в одну сторону;В) обе руки в разные стороны;С) по очереди в одну сторону;Д) по очереди в разные стороны,17. Любое положение; стоя, на корточках, на коленях:А) обе руки положить на грудь;В) поднять руки над головой;С) вытянуть прямые руки в стороны;Д) нагнуться, достать пальцы ног;Е) любые движения, какие понравятся.18. Стоя на балансировочной доске, ребенок правой рукой совершает горизонтальное движение («помогая маме гладить утюгом»), а левой рукой (одновременно) вертикальное движение («помогая папе забивать молотком гвозди»). Затем руки меняются: левая «гладит», правая «забивает»;19. «Ухо — нос». Стоя на балансировочной доске, ребенок левой рукой держится за кончик носа, правой — за мочку левого уха. По хлопку ребенок меняет положение рук: правой рукой он должен взяться за кончик носа, левой — за мочку правого уха;20. «Черепаха». Ребенку следует сесть на балансир, ухватиться руками за края или держатели и начать его раскачивать. Затем вращательными движениями таза повернуться по окружности;21. «Кораблик» Ребенку следует лечь на балансир животом и оторвать от пола руки и ноги. Необходимо стараться сохранять равновесие как можно дольше;22. Лицо смотрит перед собой, голова не двигается. Меняется только направление взгляда: Ассистент (педагог, родитель или помощник) говорит, куда направлять взгляд. Занимающийся выполняет указания:вверх-вниз;влево-вправо;диагональ левый верхний-правый нижний;диагональ правый верхний-левый нижний;по кругу по часовой стрелке;по кругу против часовой стрелки;движение по знаку бесконечности;движение по цифре 8.23. Встаем на балансировочную доску. Лицо смотрит перед собой, голова не двигается. Меняется только направление взгляда: Ассистент (педагог, родитель или помощник) показывает рукой, куда направлять взгляд. Он рисует:цифру 8 на расстоянии 1−1.5 метра от глаз ребенка,потом знак бесконечности (та же восьмерка, только лежа).Ребенок стоит на балансировочной доске. Взрослый бросает мешочек ребенку, задает вопрос. В ответ ребенок называет прилагательные: яблоко какое? — желтое, спелое. Слива какая? — синяя, вкусная. Вишня какая? — красная, круглая, спелая.98. Игровое упражнение «Один-много».Данное упражнение можно использовать по всем лексическим темам. Ребенок стоит на балансировочной доске. Взрослый бросает мяч ребенку, называет фрукт. В ответ ребенок говорит: много...Яблоко-много яблокГруша-много грушФрукт-много фруктов99. Игровое упражнение «Четвертый лишний». Ребенок стоит на балансировочной доске. Взрослый бросает мяч ребенку, произносит цепочку из четырех слов, ребенок называет лишнее слово, объясняя свой выбор, возвращает мяч.Малина-клубника-брусника-лимонРябина-капуста-боярышник-клюква и т.д.100. «Фрукты».ФизкультминуткаЭтот пальчик — апельсин, ПоочередноОн, конечно, не один. разгибать пальчики из кулачка,Этот пальчик — слива, начиная с большого.Вкусная, красивая.Этот пальчик — абрикос,Высоко на ветке рос.Этот пальчик — груша,Просит: «Ну-ка, скушай!»Этот пальчик — ананас, ПоказываютФрукт для вас и для нас. ладошками вокруг и на себя.101. «Игрушки».ФизкультминуткаНа большом диване в ряд. Попеременно хлопают в ладоши иКуклы Танины сидят: стучат кулачками.Два медведя, Буратино, загибают поочередно все пальчики.И веселый Чиполлино,И котенок, и слоненок.Раз, два, три, четыре, пять. Разгибают поочередно пальчики.Помогаем нашей Тане Попеременно хлопают в ладошиМы игрушки сосчитать. и стучат кулачками.102. Игровое упражнение «Куда спрятались игрушки?».Закрепление употребления предлогов.
  • Клен-рябина-ель
  • Береза-дуб-рябина
  • Ель-дуб-сосна
  • Дуб-клен-береза
  • 91. «Что хорошего вы знаете об осени». (Можно то же самое повторить с остальными временами года). Ребенок стоит на балансировочной доске. Взрослый бросает мешочек и просит сказать, что хорошего бывает осенью. Ребенок ловит мяч и говорит, например: «Осенью красивые листья на деревьях», «Осенью созревают фрукты...». Затем возвращает мешочек взрослому.92. «Назови осеннее словечко». (Можно то же самое повторить с остальными временами года). Ребенок стоит на балансировочной доске. Взрослый бросает мешочек и просит сказать «осеннее» словечко. Ребенок ловит мяч и говорит, например: «Теплая», «Золотая...». Затем возвращает мяч (или мешочек) взрослому.93. «Овощи». Игровое упражнение «1-3-5».Ребенок стоит на балансировочной доске. Взрослый показывает карточку с числом и овощем, ребенок называет название овоща и согласует с числительным (можно предложить ребенку показать число на пальцах рук).один огурец-три огурца-пять огурцоводна морковь-три моркови-пять морковок и т.д.94. Игровое упражнение «Какой, какая?».Ребенок стоит на балансировочной доске. Взрослый бросает мешочек ребенку. В ответ ребенок называет прилагательное с существительным: суп из картофеля-картофельный суп, салат из моркови-морковный салат, рассол из огурцов-огуречный рассол, икра из кабачка-кабачковая икра и т.д.95. «Деревья и кустарники».В саду фруктовом яблоня. Помахать руками над головойПосажена была. Поднять руки над головой, сложивОна цветами белыми ладони в форме бутонаВесною расцвела. Показать, как распускается цветок.Следил наш старый дедушка, изобразить дедушкуИзвестный садовод,Чтоб наливала яблоня. Помахать руками над головойРумяный сладкий плод. Пощипать щечки96. Игровое упражнение «Большой-маленький».Ребенок стоит на балансировочной доске. Взрослый бросает мяч ребенку (или мешочек) и просит назвать ласково: яблоневый лист-яблоневый листочек, малиновый лист-малиновый листочек, вишневый лист — вишневый листочек и т.д.97. Игровое упражнение «Какой, какая, какое, какие?».24. Ребенок рисует сам своими руками, вытянутыми вперед, цифру 8. Упражнение выполняется последовательно. В процессе выполнения ребенок следит глазами за своими пальчиками на руках. Далее ребенок рисует знак бесконечности сначала левой, затем правой рукой и следит глазами за концами пальчиков.25. Одна рука на животе другая на груди. По команде взрослого ребенок вдыхает надувает сначала грудь, выдох, снова надуваем грудь, выдох, повтор 3−5 раз. Затем вдох надуваем живот, грудь не поднимается, выдох, снова надуваем живот, выдох, повтор 3−5 раз.26. Стоя на доске, ноги согнуты в коленях. Руки на коленях крест на крест и прямо. Надо хлопать по коленям и не сбиться. Для усложнения добавить хлопок в ладоши. Удерживать равновесие.27. Сесть на корточки и встать. Осторожно — это сложно сделать на доске.28. Руки вытянуты вперед перед собой, поворачиваем одновременно их влево, а голову вправо и тянемся, в таком положении стоим на доске и держим равновесие. Затем наоборот, голова влево, а руки вправо и тянемся, в таком положении стоим на доске и держим равновесие. СЛОЖНО! Не оставлять ребенка без поддержки.29. Съедобное-несъедобное. Играть с ребенком в эту игру, пока он удерживает баланс.30. Мыльные пузыри. Выдувать пузыри в сторону ребенка, он их лопает руками, удерживая равновесие.31. «Самолет». Ребенок ставит ноги на центр балансира и удерживает равновесие. Затем поднимает руки в сторону, а одну ногу назад, опуская при этом корпус вперед, то есть встает в позу ласточки.В таком положении нужно пробыть как можно дольше.32. Стоим на балансире, в правильной стойке. Правой рукой касаемся левого уха, а левую руку кладем на правое плечо. Взгляд прямо перед собой. Считаем вслух до 10−20. Меняем положение рук.А теперь попробуйте с закрытыми глазами. Чувствуете разницу? Отключили зрительную систему и ощущения совсем другие.33. «Палочка — поймалочка». Стоя на балансировочной доске, одной рукой ребенок вертикально держит перед собой за нижний конец гимнастическую палку. Задача ребенка — разжав руку, которая держит палку за нижний конец, другой рукой поймать палку за верхний конец. Поменять руки. Упражнения с мешочками34. Стоя на доске, ребенок ощупывает мешочек, пытаясь догадаться, что внутри;35. Положить на доску и поднять мешочек правой, левой рукой, попеременно, двумя руками одновременно;36. Перекидывать один мешочек друг другу по очереди;37. Подкидывать мешочек и следить за ним глазами;38. Подкидывать мешочек и следить за ним глазами и носом;39. Мешочек бросаем двумя руками, под потолок. Следим носом;40. Подкидывать мешочек, фиксируя взгляд на предмете, который удерживает специалист;41. Перекидывать мешочек из руки в руку; следить за ним глазами, затем глазами и носом;42. Подкидывать мешочек вверх, фокусируя взгляд па мешочке, разворачивая корпус в разныестороны;43. Подкидывать мешочек вверх, фокусируя взгляд на мешочке, отводя руку в разные стороны;44. Ребенок, стоя на доске перекладывает один мешочек с руки на руку, над головой, сзади, спереди под коленями, под правым, левым коленом; подбрасывает и ловит один мешочек с хлопками;45. Перекидывать одновременно два мешочка друг другу;46. Подбрасывает и ловит два мешочка с перекладыванием с руки на руку;47. Принимает мешочки от ведущего (перекидывает) одной рукой, двумя;48. Ребенок, стоя на балансире удерживает мешочек на голове, удерживает 2 мешочка на плечах и одновременно выполняет действия руками (хлопки, круговые вращения, подбрасывает и ловит мешочки);49. Ребенок бросает мешочки в мишень на стене и на полу;50. Ребенок бросает мешочек с отклонением влево/вправо, называет слово, возвращает мешочек и повторяет слово. Это же упражнение можно выполнить с мячом;51. Ноги прямо, корпус вправо, бросаем перед собой мешочек (мячик, игрушку) двумя руками. Затем Ноги прямо, корпус влево, бросаем перед собой двумя руками;52. Мешочек бросаем по дуге из левой в правую. Следим периферическим зрением;53. Подбрасываем мешочек левой рукой, повернувшись влево, перед собой, повернувшись вправо. Передаем за спиной мешочек. Правой рукой аналогично;54. Попасть в мишень из геометрических фигур, например, попасть только не в зеленые фигуры, или только не в круги. Можно разместить картинки с автоматизируемым звуком на напольной доске и попросить попасть мечом в те картинки, в названии которых звук «Р» находится в начале слова; 80. «Сделай предмет маленьким» (можно использовать мяч). Взрослый называет слово, а ребёнок это же слово должен изменить так, чтобы оно обозначало маленький предмет, назвать ласково. Например, для звука «Р»: арбуз — арбузик, ветер — ветерок, перо — пёрышко, роза — розочка и др.81. «Пальчики здороваются». Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки. В это время произносим звук «У» при каждом соприкосновении. Взрослый может помочь малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы;82. Артикуляционная гимнастика. Упражнение Трубочка. Тянем длительно звук «У», вытянув при этом губы трубочкой;83. «У куклы Оли заболели зубы». В этой игре нужно ладони приложить к щекам, покачивать головой и напевать: «О — О — О!» Старайтесь, чтобы ребенок повторял за вами все задания;84. Длительно тяните звук «А», укачивая на руках куклу (рот широко открыт);85. Взрослый предлагает ребенку, когда он услышит звук [а], кинуть мяч об пол. Поймав мяч, ребенок повторяет звук. А-У-О-У-А-А-О-У;86. Взрослый предлагает пропеть заданный звук, одновременно катает мяч между рук. Ребенок, стоя на доске, делает вдох и плавно катает мяч между ладошками: А-а-а;87. Звук [а] — хлопок в ладоши перед грудью, звук [и] над головой, звук [о] — по коленям, звук [у] — удар кулаком об кулак (горизонтально), звук [э] — тыльными сторонами кисти друг о друга, звук [ы] — удар кулаком об кулак (вертикально). Предлагается для угадывания серии, соответствующие 3−4 звукам (3−4) серии;88. Сила голоса соизмеряется с направлением движения руки. По мере движения руки вверх («на горку») сила голоса увеличивается, движение вниз («под горку») — уменьшается. При горизонтальном движении руки сила голоса постоянна. Дети соизмеряют силу голоса и пропевают заданный звук тише, или громче ровным голосом с опорой на наглядный материал;89. «Осень».Листья осенние тихо кружатся, Круговые движения правой рукойЛистья нам под ноги ложатсяИ под ногами шуршат, шелестят, Круговые движения левой рукойБудто опять закружиться хотят.90. «Повтори, не ошибись».Ребенок стоит на балансировочной доске и повторяет за взрослым:
  • Дуб-рябина-сосна
  • Береза-ель-клен
  • Упражнения с мячиком55. Катать мяч по ноге (поочередно левой, правой, от бедра к лодыжке и обратно, прижимая мяч ладонью).56. Ноги на Х 15 и Y 15. Ноги более широко раздвинуты. Мячик кидаем об пол и ловим двумя руками. Потом одной или левой или правой рукой;57. Мяч ловить от взрослого. Взрослый стоит напротив ребенка и кидает мячик об пол в руки ребенку;58. Подкидывать мяч, хлопнуть в ладоши, назвать слог/слово на заданный звук, поймать мяч;59. Рассказывание стихотворных текстов или чистоговорок под ритм ударов мяча;60. «Жонглер». Стоя на балансировочной доске, ребенок держит в каждой руке по мешочек. 1-й уровень сложности. Ребенок одновременно бросает мячик правой рукой вверх, левой — вниз) затем наоборот. 2-й уровень сложности. Ребенок одновременно перебрасывает мячи из руки в руку;61. Перекидка друг другу через пол одного мяча. Мячик ловим сначала двумя руками, потом одной или левой или правой;62. Перекидка со взрослым мячика. Взрослый говорит слова, если букв больше 5, то ловим правой рукой. Если меньше 5, то левой;63. Перекидка мяча, от взрослого, об пол, ребенок ловит левой, перекладывает в правую, кидаем об пол и возвращает взрослому. Потом в обратном порядке, начиная с другой руки. Сначала перекладываем мяч из руки в руку перед собой, затем усложняем и перекладываем за спиной;64. Перекидка мячиком и мешочком со взрослым. У взрослого мешочек. У ребенка мячик. Кидаем одновременно, взрослый верхом, ребенок низом. Чтобы не столкнулись в полете. Мяч должен удариться об пол и попасть в руки. Все в быстром темпе;65. В руках у ребенка мешочек и 2 разных по весу и размеру мяча, нужно попасть в цель (корзинку). При использовании чего-то одного рука обычно «пристреливается», а при чередовании идет дополнительная нагрузка на мозжечок;66. Перекидка 2 одинаковыми мячиками одновременно, взрослый кидает два мячика из двух рук об пол и ребенку, ребенок ловит каждый мячик одной рукой, затем ребенок кидает мячики просто в руки взрослому. Для усложнения ребенок кидает также два мячика об пол, взрослый их ловит;67. В руках ребенка мячик и мешочек, взрослый говорит, что кидать, ребенок кидает по очереди мешочек верхом в руки, мяч об пол и в руки к взрослому. Взрослый возвращает ребенку мячик низом об пол, мешочек верхом;68. Перекидка, у ребенка мячик и мешочек, кидает одновременно, мяч об пол, мешочек верхом в руки, взрослый должен поймать (не каждый это сможет). Руки у ребенка в разных положениях, с мешком опущена вниз и готовится к движению вверх- подкинуть мешочек, с мячиком согнута в локте приподнята вверх и готовится к движению вниз- кинуть мячик об пол;69. Перекидка мячом об пол между взрослым и ребенком, называя антонимы или синонимы, цвета, название машин, фигур, цветов, деревьев и т.д. что подойдет конкретному ребенку по возрасту, уровню развития и интеллекту;70. Одновременная перекидка 2 мяча об пол, взрослый с мячом и ребенок с мячом, кидаем и ловим на счет три. Главное ловить и не терять мяч;71. Ударами мяча об пол, доску, стену, называя слово, делим его на слоги, ловим мяч двумя (одной) руками;72. Придумывание слов как на лексическую тему, так и на закрепляемый звук, попадаем кольцами на штатив, либо мячом в ведерко, корзину.73. Попасть мячом в квадрат соответствующем позиции звука в слове (начало/ середина/ конец);74. Перекрестное направление мяча друг другу, т.е. ребенку бросаете мяч левой рукой в направлении его правой руки, затем наоборот правой рукой кидаете мяч в направлении левой руки, проговариваете речевой материал. Ребенок должен вернуть вам мяч точно так же; Упражнения со словами, слогами, звуками75. «Волшебная веревочка». Ребенок наматывает веревочку (ленточку) на пальчик, проговаривая звук, предложения, чистоговорки;76. «Мыльные пузыри». Вдуваем слово в волшебный пузырь. Ребёнок называет правильно слово и выдувает мыльный пузырь;77. Стоя на доске, ребенок переносит центр тяжести на левую ногу, произносит слог, затем на правую ногу, произносит другой слог или повторяет этот же;78. «Скажи столько же». Взрослый хлопает в ладоши (1−4) раза, ребёнок повторяет заданный звук (слог, слово) столько раз, сколько хлопков выполнил взрослый;79. «Найди ошибку». Говорим малышу, что кто-то перепутал слова в предложении. Просим исправить ошибки и проговорить предложение правильно. Предлагаем предложения типа: Красный шарф надел Руслана (со звуком Р). У шубки красивая Даша (со звуком Ш) и т.д.