Публикации
Конспект урока по изобразительному искусству 5 класс "Убранство русской избы"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект урока по изобразительному искусству 5 класс "Убранство русской избы"
Автор: Сатышева Татьяна Валерьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект урока по изобразительному искусству 5 класс "Убранство русской избы"
Автор: Сатышева Татьяна Валерьевна
Конспект урока по изобразительному искусству«Убранство русской избы»5 классЦель урока: познакомить учащихся с понятием изба, с внешним убранством русской избы, единством её конструкции и декора.Задачи: - воспитывать любовь к Родине, к её традициям и народной культуре;- развивать чувства патриотизма, интереса к истории и культуре своего народа;- развивать творческую и познавательную активности;- способствовать формированию практических навыков работы.Ход урока:Организационный момент урока. Проверка готовности учащихся к уроку.Актуализация знаний. Ребята, посмотрите на экран. Что вы видите на изображениях? (солярные знаки) А что вы о них знаете? (ответы детей) Как называется искусство, к изучению которого мы приступили?Введение в тему урока. Древние славяне вкладывали глубочайший смысл в постройку дома. Человек строил свой мир, создавая что-то новое, чего не было в природе и что должно служить и оберегать весь род. Вдоль реки стоят дома, Смотрят на дорогу. Украшает их сама Матушка-Природа. Ребята, о чём у нас сегодня на уроке пойдёт речь? Верно, о русском доме. Мы познакомимся с традиционным жилищем русского народа – избой. Изучение нового материала. Изба это русский деревянный срубный дом. Существовали разновидности изб: дом «брус», дом «кошель», дом «глаголь». Давайте посмотрим, как они выглядели и чем отличались друг от друга. (просмотр слайдов)Русский крестьянин ставил свой дом прочно, основательно, чтобы жить в нем было удобно и, чтобы всякий, кто смотрел на него, радовался!Как вы думаете, с чем в народных представлениях связывалась крыша? (с небом)А клеть? (с землей).Подклет (подполье)? (с подземным миром).Крестьянский дом становился, словно маленькой Вселенной, символизирующей связь человека с космосом.Ребята, а какой материал использовали при строительстве русской избы? (дерево) Верно, избы рубили из дерева. Отсюда и название «деревня». Русские люди умели ценить удивительную красоту и теплоту дерева, его спокойную силу.Издавна свои избы люди украшали различными декоративными элементами. Чудесной резьбой покрывали мастера не только предметы интерьера, но и саму избу. Давайте познакомимся с такими элементами.Три окошечка подрядНа тебя резьбой глядят.Украшает крышу пеньПо прозванью охлупень.Он словно конь иль птицаК солнышку стремится.Для русского человека образ коня на крыше значил гораздо больше, чем украшение, он олицетворял солнце, становился солнечным знаком, под защитой которого и находился дом, крестьянская семья (показ слайда)Здесь причелины свисают,Плотно бревна закрывают.Закрывая, защищают чудо полотенца.Хорошо украшен дом.Причелины и доска-полотенце - узорные доски, которые не только придавали дому нарядный, праздничный вид, но и оберегали и защищали его (показ слайда)Посмотри-ка ты на домИ найди окошки в нем.Вот и красное окно,косящатое оно,Ай да мастер мировой!Все украшено резьбой.Наличники были неотъемлемым элементом украшения фасада русской избы. Окно связывало мир домашней жизни с внешним миром, и поэтому так наряден был декор окон. Резные «кружева» были не только декоративным элементом, но и оберегом, который был призван защищать дом от проникновения всякой нечисти. Главными мотивами резьбы были изображения солярных знаков — Солнца и Земли, встречались и реалистичные изображения животных – коней и птиц. Давайте рассмотрим эти узорами раньше на наличники русской избы (работа с учебником). Узоры растительные, геометрические, зооморфные - они могут изображать и фантастических существ (русалок, львов, сказочных птиц и др.), обратите внимание на их расположение и изображение. Физкультминутка. Постановка творческой задачи. Ребята, вам предстоит очень интересная работа. Каждый из вас сегодня выступит в роли народного мастера, постаравшись создать в альбомах модель русского дома, таким образом вы научитесь рисовать русскую избу.Самостоятельная работа учащихся (по окончании работы выставка, совместное обсуждение, поиск наиболее выразительных решений) Рефлексия. Ребята, сегодня на уроке вы соприкоснулись с традициями наших предков. Увидели и почувствовали красоту, тепло и уют традиционного русского дома. И смоги передать эти чувства в своих творческих работах.А можете ли найти что-то общее между домом наших предков и современным домом, в котором живём мы? (ответы детей) Согласна с вами, во все времена дом для человека - это тепло и уют семейного очага. Дом оберегает и защищает семью, которая живет в нем. И во все времена люди старались украсить свои дома, принося в него гармонию и красоту.