Публикации «Развитие личности ребенка посредством приобщения к доступной трудовой деятельности»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Развитие личности ребенка посредством приобщения к доступной трудовой деятельности»
Автор: Ходячих Елена Николаевна

«Развитие личности ребенка посредством приобщения к доступной трудовой деятельности».Трудовое воспитание является одной из значимых сторон воспитания дошкольников. Основа трудового воспитания в детском саду – это знакомство детей с трудовой деятельностью взрослых, а также немаловажно участие детей в доступных им трудовых мероприятиях. По мере ознакомления с трудом взрослых у детей происходит формирование положительного отношения к их труду, бережный подход к его результатам, готовность оказать взрослым доступную по возможностям помощь. В дошкольном возрасте необходимо особо тщательно развивать трудолюбие, т.к. в дальнейшие годы привить ребенку это качество будет достаточно сложно. Ребенок должен понимать, что существуют нравственные черты индивида, такие, как трудолюбие, чувство долга, ответственность за дело, которое ему поручили. Выделяют следующие виды труда дошкольников: 1. Самообслуживание (труд, который направлен на удовлетворение личностных потребностей, возникающих ежедневно: самостоятельность при одевании и раздевании в определенном порядке; подготовка и уборка рабочего места; стирка своих небольших вещей, уборка своей постели 2. Хозяйственно — бытовой труд (осуществление поручений: воспитанники убирают за собой игрушки и пособия; собирают листья на участке; дошкольников учат содержать групповую комнату и участок в чистоте). 3. Дежурство по столовой и занятиям. 4. Труд в природе (в уголке природы, в цветнике, на огороде и в саду: занимаются поливом растений, сажают лук, сеют крупные семена, собирают овощи во время урожая, пересаживают комнатные растения и т.д.). 5. Ручной труд (поддерживают порядок в хозяйстве группы: чинят и подклеивают книги, коробки, пришивают оторванные пуговицы, ремонтируют игрушки; изготавливают под руководством воспитателя мелкий материал для счета, игрушки и сувениры, используя природный и бросовый материал, бумагу, картон, ткани).В младшем дошкольном возрасте отчетливо выражено стремление превратить трудовой процесс в игру, но даже и старшие дошкольники, пока не овладеют трудовыми действиями или инструментами, тоже играют ими, обыгрывают их. И всегда с удовольствием принимают игровую ситуацию, связанную с трудом. Во время трудовой деятельности дети приобретают трудовые навыки и умения, которые помогают им стать независимыми от взрослых. Своеобразием детского труда является и то, что, несмотря на присутствие в нем всех структурных компонентов деятельности, они пока еще находятся на этапе развития и предполагают обязательное участие и помощь взрослого. Младшие дошкольники не в состоянии определить цель в труде. Это происходит потому, что у них отсутствует умение удерживать в памяти полный процесс и результат. Ребенку доставляет радость само действие, а не его результат. Развитие целесообразных действий неотделимо от развития предметно — ориентировочной деятельности и подражания, поскольку при этом условии происходят осознание назначения предмета и усвоение способа его применения. После того как ребенок использует подражательные способы действий, он достигает результата в элементарной деятельности (он может повесить полотенце на крючок, застегнуть пуговицу и т.п.). Способность к осознанию цели своих действий и взаимосвязь между целью и результатом складывается постепенно. Данное осознание — это своего рода открытие ребенком личных возможностей. Оно является побудителем к самостоятельным действиям. У младших дошкольников всё это находится только в начальной стадии. На этой ступени главную роль занимает взрослый. Он ставит перед детьми цель и помогает её достичь. Старшие дошкольники в знакомых ситуациях ставят цель самостоятельно. Они выполняют это наиболее успешно. Особенностью данного компонента трудовой деятельности дошкольников является необходимое участие в его реализации взрослого. При формировании целенаправленной трудовой деятельности важно не только, что и как делает ребенок, но и ради чего он трудится. Мотивы разнообразны: 1. Получение от взрослых положительной оценки своих действий.2. Самоутверждение среди сверстников. 3. Вступление в общение со взрослыми. 4. Оказание помощи другим. Трудовое воспитание детей в дошкольной организации должно проходить неразрывно с семейным воспитанием. В семье существуют благоприятные условия для того, чтобы сформировать у детей трудолюбие. Это прежде всего происходит, когда взрослые ежедневно трудятся на глазах у ребенка, ощущаются результаты этого труда, ребенок получает возможность планомерно участвовать в этом труде, работать вместе со взрослыми. В общей со старшими членами семьи трудовой деятельности ребенок, повторяя за взрослыми, быстрее овладевает трудовыми навыками и копирует разумные приемы работы.Совместный труд с родителями приносит ребенку удовольствие. Участвуя в хозяйственно — бытовом труде, он реально ощущает свою сопричастность к семейным делам, чувствует себя членом семейного коллектива. Это способствует воспитанию многих важных качеств личности, таких как: отзывчивость, заботливость, бережливость, ответственность. В семье дети слушают рассказы родителей об их труде и производственной деятельности других людей. Это расширяет кругозор ребенка, формирует интерес и уважение к труду.Чем же еще важен труд для ребенка? Почему не стоит отказываться от него, воспитывая ребенка? Во-первых, человек, привыкший и умеющий трудиться чувствует себя уверенно, он не расположен рассчитывать на кого-то, он готов делать всё сам. Такая уверенность постепенно вырабатывает не боязнь трудностей, смелость в принятии решений, повышает самооценку, укрепляет желание трудиться. Во-вторых, труд требует волевых усилий, а волевые усилия тесно связаны со стремлением выполнять трудовые действия добросовестно, не боясь переделать то, что получилось с первого раза не очень качественно. Дети не очень любят переделывать, они склонны всегда оценивать свои действия положительно. Они еще не научились объективно анализировать свои действия. Их, конечно, нужно учить этому. Но в процессе такого обучения важно не критиковать действия ребенка, а помогать ему самому увидеть, что сделано не совсем хорошо и дать уверенность в том, что он, способен сделать лучше. В - третьих, в дошкольном возрасте зарождается такой важный вид труда, как умственный труд. При правильной организации можно приучить ребенка постоянно думать, размышлять, предвидеть результат, планировать свою работу, обдумывать причину, когда что-то не получилось и переделывать уже согласно продуманному плану, добиваясь более качественного результата. Всё это доступно ребенку дошкольного, особенно старшего дошкольного возраста и будет помогать ему в учебе в школе, да и в жизни вообще. Умственный труд сложнее физического труда, так как он требует развития воображения, умения увидеть процесс труда и его результат в развитии, умения анализировать каждый этап труда до его совершения и умения анализировать уже сделанное. Это сложно, но очень важно и интересно. Приучать ребенка не делать ничего не подумав, не продумав процесс труда – важная психолого-педагогическая задача, без решения которой нельзя говорить о том, что процесс социализации идет успешно. Это сугубо человеческое качество - размышлять, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, делать выводы и переделывать по усовершенствованному плану – всё это присуще только человеку как существу социальному. И начинать воспитание в этом направлении по крупицам следует уже с раннего и дошкольного возраста. В - четвертых, в процессе труда воспитывается умение и желание оказывать помощь товарищу, научить его тому, что уже умеешь делать сам. Такие нравственные проявления укрепляют и украшают взаимоотношения между детьми. Правда, современные дети умеют оказывать помощь только в случае, когда товарищ их попросит об этом. Сами проявлять инициативу не считают нужным. Очень полезны для воспитания дружеских взаимоотношений коллективные формы организации труда детей. Коллективный труд требует умения договариваться, согласовывать свои действия с действиями других детей, для развития самооценки и объективной оценки деятельности сверстников, для ощущения «чувства локтя». И это доступно дошкольникам, но и это требует внимания со стороны взрослых, которые должны научить детей жить в коллективе. Человек как «существо общественное» не может жить в одиночестве, ему обязательно нужны рядом люди, которые заняты или одной с ним деятельностью или другим содержанием труда, но необходимого каждому. Необходимо учить детей понимать, что всё в их окружении сделано руками человека: и ложка, которой ребенок ест, и дом, в котором он живет, и конфеты, которые он так любит, и одежда, и игрушки, и самолеты, и машины и т.д. Всё сделано трудом человека. И чем лучше сделано, тем добросовестней человек трудится. Поэтому, если мы с детства не привьем ребенку желания трудиться, если не дадим ему возможности почувствовать прелесть труда, почувствовать удовлетворение от сделанного, если не дадим возможности увидеть в глазах других людей благодарность за его усилия — мы лишим его человеческого качества – быть достойным представителем своего рода, быть Человеком.