Публикации "Активные формы патриотического воспитания обучающихся в процессе изучения дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Активные формы патриотического воспитания обучающихся в процессе изучения дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»
Автор: Алексей Владимирович Звездочетов

Активные формы патриотического воспитания обучающихся в процессе изучения дисциплины Основы безопасности жизнедеятельности
Звездочетов Алексей Владимирович,
преподаватель-организатор ОБЖ ОГАПОУ СОАТТ
История нашей Родины свидетельствует отом, чтововсевремена одним изосновных факторов, обеспечивавших сплоченность народа, помогавших емупреодолеть трудности иневзгоды, былпатриотизм – любовь кРодине, своему народу, атакже стремление своими действиями служить интересам Отечества, защищать егоотврагов.
Как отмечают исследователи, патриотизм представляет собой сложное имногогранное явление. Будучи одной изнаиболее значимых ценностей общества, онинтегрирует всебе социальные, политические, духовно-нравственные, культурные, исторические компоненты, визвестной степени является естественным инстинктом самосохранения любой нации. Патриотизм выступает вединстве глубочайшего духовного освоения истории икультуры своего народа иактивно – деятельного участия врешении важнейших проблем современного общества, атакже вединстве духовности, гражданственности исоциальной активности личности, которая осознает свою неразрывность сОтечеством, социальную значимость деятельности винтересах еговозрождения инадежной защиты.
Следовательно, одним изаспектов обеспечения национальной безопасности нашей страны является воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви кОтечеству, своему народу.
Вэтих условиях очевидна неотложность решения проблем воспитания патриотизма, какнауровне государства, так инауровне отдельно взятого образовательного учреждения.
Современная доктрина образования так трактует цели патриотического воспитания:
воспитание чувства патриотизма;
становление многосторонне развитого гражданина России вкультурном, нравственном ифизическом отношениях.
Достижение цели становится возможным через решение следующих задач:
формировать осознанное отношение кОтечеству, егопрошлому, настоящему ибудущему наоснове исторических ценностей ироли России всудьбах мира;
развивать гражданственность инациональное самосознание;
формировать чувство гордости загероическое прошлое своей Родины;
физическое развитие и формирование потребности вздоровом образе жизни;
воспитывать готовность кзащите Отечества, действиям вэкстремальных ситуациях.
Согласно Доктрине, значительное место в процессе формирования качеств гражданина и патриота занимает курс Основы безопасности жизнедеятельности, содержание которого, определенное ФГОС, позволяет в полной мере создать условия для формирования гражданина-патриота через сочетание урочной и внеурочной деятельности.
Прежде всего, программа ОБЖ помогает студентам подготовиться к военной службе. В рамках изучения раздела Основы обороны государства и воинская обязанность студенты изучают и знакомятся с историей и боевыми традициями Вооруженных Сил РФ, их современными видами видами, с правовыми основами воинской обязанности граждан РФ. Студенты 1-2 курсов изучают такие вопросы, как воинский учет, подготовка к военной службе, призыв на военную службу, прохождение к военной службе, пребывание в запасе (Резерве) и обучение в мирное и военное время.
Но, как показывает практика, теоретическое изучение вышеперечисленных вопросов на лекциях оказывается не позволяет в полной мере сформировать положительное отношение к воинской службе. Поэтому в рамках изучения раздела Основы военной службы предпочтительнее использование активных методов обучения.
В Белгородской области организация работы по военно-патриотическому воспитанию студентов профессиональных образовательных организаций области и их физическому развитию осуществляется в соответствии с государственной программой Белгородской области Развитие кадровой политики Белгородской области на 2014-2020 годы (подпрограмма 5 Молодость Белгородчины). В рамках реализации данной программы департаментом внутренней и кадровой политики и управлением молодежной политики области организуются военно-патриотические лагеря для студентов профессиональных образовательных организаций.
Основными задачами проведения военно-патриотических лагерей являются:
физическое совершенствование, оздоровление;
овладение первичными навыками и умениями воинских специальностей;
развитие интереса к истории своего края, малой Родины;
развитие положительного отношения студентов к позитивным ценностям общества (здоровье, труд, семья, солидарность, Родина, патриотизм, служение Отечеству, активная жизненная и гражданская позиция и ответственность).
Площадками для проведения военно-патриотических лагерей являются детские оздоровительные учреждения муниципальных образований области. В выездном лагере студенты на протяжении учебной недели в рамках теоретических и, что более ценно, практических занятий в полевых условиях изучают программу Основы военной службы, которая включает следующие разделы Основы безопасности военной службы, Тактическая подготовка, Огневая подготовка, Радиационная, химическая и биологическая защита, Общевоинские уставы, Строевая подготовка, Физическая подготовка, Военно-медицинская подготовка. Изучение каждого раздела завершается зачетным занятием, которое проводится в форме соревнования между учебными заведениями.
Таким образом, обучающиеся обретают собственный, и, как показывают результаты опросов, положительный опыт военной службы. По результатам анкетирования, 78% участников лагеря захотели после окончания техникума пройти военную службу, причем 32% обучающихся рассматривают в качестве основной деятельности службу по контракту.
Кроме участия в военно-патриотическом лагере, в Старооскольском агротехнологическом техникуме в рамках военно-патриотического воспитания активно используются различные формы организации внеурочной деятельности обучающихся. Например, организован кружок Стрельба, где студенты обучаются стрельбе из пневматического оружия; ежегодно проводится конкурс А ну-ка, парни!, посвященный Дню Защитника Отечества. Студенты активно участвуют в мероприятиях, приуроченных к празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне, в частности, во всероссийском шествии Бессмертный полк. Обучающиеся с удовольствием участвуют в исследовательской работе по военно-патриотической тематике.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующие выводы. Разнообразные формы патриотического воспитания, как в урочной, так и внеурочной деятельности позволяют выявить особенности формирования патриотических чувств и сознания у детей и юношества; возродить у молодого поколения традиционные моральные ценности; воспитать социально-активную личность. Приоритетными задачами военно-прикладной направленности военно-патриотического воспитания являются: выработка морально-психологических качеств, присущих защитнику Родины, формирования чувства гордости за службу в вооруженных силах Российской Федерации, профессиональное самоопределение студентов. Оборонно-спортивная направленность обеспечивает связь нравственного, гражданского и физического воспитания студентов.
Показателями результативности привлечения активных форм обучения является то, что часто выпускники выбирают прохождение воинской службы, некоторые идут в армию на контрактной основе. Большинство из них мотивируют это тем, что знания по предмету пригодятся в жизни и тем, что имеют хорошие знания по предмету. В большинстве случаев студенты подтверждают свои годовые оценки и показывают хорошие знания по курсу ОБЖ, в частности по разделу Основы военной службы. Неоднократно студенты техникума становились победителями и призерами различных соревнований по военно-прикладным видам спорта и стрельбе.