Публикации Многогранность в работе музыканта - баяниста.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Многогранность в работе музыканта - баяниста.
Автор: Хакимов Юлай Асгатович

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА«Многогранность в работе музыканта – баяниста» Хакимова Юлая Асгатовича ДШИ г. Байкальска Работа баяниста по своей сути очень многогранна: это и концертный исполнитель и педагог, и концертмейстер – как для вокалистов, так и для танцоров. Одна из основных граней моей работы – это концертмейстер. Мой опыт работы концертмейстером в ДШИ достаточно большой, более двадцати лет, не считая того, что я начал играть на баяне с пяти лет и в школьные годы, когда не было фонограмм, мне уже приходилось аккомпанировать самодеятельным певцам и танцорам, в основном подбирая на слух. После окончания Восточно – Сибирского Государственного института культуры, вся моя педагогическая деятельность связана с концертмейстерством в учебных заведениях. Особенность концертмейстерской деятельности заключается, прежде всего в многофункциональности. Концертмейстер одновременно совмещает работу концертного исполнителя, преподавателя, психолога. Специфика работы концертмейстера в детской школе искусств заключается в сотрудничестве с представителями разных художественных специальностей (сольное и хоровое пение, инструментальное исполнительство, хореография), и в этом смысле он должен быть «универсальным» музыкантом.Такая творческая работа предполагает достаточное владение специалистом всем арсеналом мастерства музыканта. Прежде всего, хорошее владение музыкальным инструментом (баяном) как в техническом, так и в музыкальном плане. Чтобы стать хорошим концертмейстером или аккомпаниатором, не достаточно быть хорошим музыкантом, необходимо:- знать законы ансамблевых соотношений, развивать в себе чуткость к партнеру, ощущать неразрывность и взаимодействие между партией солиста и партией аккомпанемента;- владение навыками игры в ансамбле;- умение транспонировать, что необходимо при игре и работы с вокалистами;- знание правил оркестровки; особенностей игры на инструментах народного оркестра, соотносить звучание баяна с различными штрихам и тембрами струнных инструментов; наличие тембрального слуха;- умение играть клавиры (концертов, опер, кантат) различных композиторов в соответствии с требованиями инструментовки каждой эпохи и каждого стиля; умение перекладывать неудобную фактуру в клавирах, не нарушая замысла композитора;- умение читать и транспонировать на полтона и тон вверх и вниз многоголосные хоровые партитуры;- знание основных дирижерских жестов и приемов;- знание основ вокала: постановки голоса, дыхания, артикуляции, нюансировки; быть особенно чутким, чтобы уметь быстро подсказать солисту слова, компенсировать, где это необходимо, темп, настроение, характер, а в случае надобности – незаметно подыграть мелодию;- знание основ хореографии и сценического движения, чтобы верно организовать музыкальное сопровождение танцорам и правильно скоординировать жесты руками у певцов; осведомленность об основных движениях русских народных танцев; знание основ поведения актеров на сцене; умение одновременно играть и видеть танцующих; умение вести за собой целый ансамбль танцоров; умение импровизировать (подбирать) вступления, отыгрыши, заключения, необходимые в учебном процессе на занятиях хореографии; - при работе с народным хором необходимо знание национального фольклора, основных обрядов, а также приемов игры на народных инструментах – домре, балалайке, ударных и шумовых инструментах;- умение «на ходу» подобрать мелодию и аккомпанемент; навыки импровизации, то есть умение играть простейшие стилизации на темы известных композиторов, без подготовки фактурно разрабатывать заданную тему, подбирать по слуху гармонии к заданной теме в простой фактуре;- знание истории музыкальной культуры, изобразительного искусства и литературы, чтобы верно отразить стиль и образный строй произведений. Специфика игры концертмейстера состоит также в том, что он должен найти смысл и удовольствие в том, чтобы быть не солистом, а одним из участников музыкального действия, причем, участником второплановым. Баянисту-солисту предоставлена полная свобода выявления творческой индивидуальности. Концертмейстеру же приходится приспосабливать свое видение музыки к исполнительской манере солиста или хора. Еще труднее, но необходимо при этом сохранить свой индивидуальный облик Помимо исполнительских навыков концертмейстер является для педагога по специальному классу первым помощником, музыкальным единомышленником, выполняя, таким образом, свои педагогические функции. Функции концертмейстера работающего в ДШИ с детским контингентом, носят в значительной мере педагогический характер, поскольку они заключаются, главным образом, в разучивании с солистами или хором нового учебного репертуара. Эта педагогическая сторона концертмейстерской работы требует от баяниста, помимо аккомпаниаторского опыта, ряда специфических навыков и знаний из области смежных исполнительских искусств, а также педагогического чутья и такта.Концертмейстер должен обладать рядом положительных психологических качеств. Так, внимание концертмейстера - это внимание совершенно особого рода. Оно многоплоскостное: его надо распределять не только между двумя собственными руками, но и относить к главным действующим лицам – солисту, хоровому или танцевальному коллективу. В каждый момент важно, что и как делают пальцы, как используется педаль, слуховое внимание занято звуковым балансом (которое представляет основу основ ансамблевого музицирования), звуковедением и выявлением индивидуальности солирующего голоса, многогранностью исполнения в народном хоре, обеспечивание живой пульсации всей музыкальной ткани на уроках хореографии. Такое напряжение внимания требует огромной затраты физических и душевных сил. Мобильность, быстрота и активность реакции также очень важны для профессиональной деятельности концертмейстера. Он обязан в случае, если солист на концерте или экзамене перепутал музыкальный текст (что часто бывает в детском исполнении), не переставая играть, вовремя подхватить солиста и благополучно довести произведение до конца. Опытный концертмейстер всегда может снять неконтролируемое волнение и нервное напряжение ребёнка перед выступлением. Лучшее средство для этого - сама музыка: особо выразительная игра аккомпанемента, повышенный тонус исполнения. Творческое вдохновение передается ребёнку и помогает ему обрести уверенность, психологическую, а за ней и мышечную свободу. Воля и самообладание - качества, также необходимые концертмейстеру. При возникновении каких-либо музыкальных неполадок, происшедших на выступлении, он должен твердо помнить, что ни останавливаться, ни поправлять свои ошибки недопустимо, как и выражать свою досаду на ошибку мимикой или жестом. Концертмейстерская деятельность в детской школе искусств – отнюдь не безмолвная игра, и сам концертмейстер – не бесплотная тень педагога на занятиях, а непрерывно развивающийся во всех направлениях музыкант, педагог, личность с самыми многообразными способностями и качествами. Я концертмейстер двух учебных дисциплин в хоровом классе народного пения и классе хореографии, но большая часть моей работы связана с танцевальным искусством. Поэтому в своей Методической работе я хочу больше уделить внимания специфики концертмейстера хореографии.Специфика концертмейстеров хореографии представляет собой ту сферу деятельности музыкантов, призванных участвовать в повседневной творческой работе балетмейстеров-постановщиков, педагогов-хореографов. Творческая атмосфера в хореографическом коллективе не позволяет ограничиваться формальным отношением к своим обязанностям.Концертмейстеров именно хореографии не готовят практически ни в одном учебном заведении. А ведь у хореографического искусства свои специфические требования, которые приходится постигать на практике.Работа концертмейстера хореографии состоит из освоения музыкального материала, связанного с преподаванием хореографической дисциплины и её спецификой.Освоение музыкальной основы предмета возможно только при изучении специфики хореографического искусства. Во-первых, необходимо овладеть танцевальной терминологией, чтобы знать о каком упражнении идет речь. Концертмейстер должен понимать педагога-хореографа, чтобы правильно подобрать музыкальное сопровождение к тому или иному упражнению. Во-вторых, необходимо знать, как о или иное упражнение исполняется. Нужно четко представлять себе структуру упражнения, правильно делать акцент, динамическими оттенками помогать движению. А самое главное – научиться соотносить это упражнение с музыкальным материалом – уметь ориентироваться в нотном тексте. Дело в том, что педагог может остановить упражнение в любом месте или начать отрабатывать какой-либо кусок упражнения отдельно. И для этого нужно знать, с какого места нотного материала проигрывать отрывок для отработки того или иного движения.Кроме того, знание исполнения всех хореографически упражнений, которыми воспитанники овладевают на уроках нужно для того, чтобы провести полноценное занятие в отсутствие педагога, так как на концертмейстера возложены также и педагогические функции.В-третьих, особенность работы концертмейстера хореографии заключается в том, что он должен уметь грамотно в музыкальном отношении оформить учебные занятия в любом танцевальном жанре и на любом этапе обучения танцевальному искусству. В связи с этим кроме народного танца, необходимо знать специфику историко –бытового танца.В-четвертых, концертмейстер работает в ансамбле с танцорами. Правильная работа в ансамбле – необходимое в концертмейстерской практике качество. Концертмейстер должен помогать глубже проникнуть в эмоциональную структуру танца, способствовать развитию активности музыкального восприятия детей, включению их в процесс сотворчества.Внимание концертмейстера – внимание многоплоскостное. Оно распределятся не только между техническим вниманием к своей игре, но и относительно танцоров. Как в данный момент делают дети, что требует педагог, где помочь движению темпом, акцентом, динамическими оттенками и т.д. Нужно постоянно держать в поле зрения весь класс. Во время исполнения нужно учитывать и разные физические способности воспитанников. Особенно это важно тогда, когда одно и тоже движение воспитанники выполняют по одному. Здесь выступает проблема темпового соответствия хореографического исполнения и его музыкального сопровождения. У каждого ребенка свой личный темп, который обусловлен вескими причинами. У одного воспитанника, скажем, небольшой прыжок, невелика устойчивость. У другого - наоборот, великолепный апломб (равновесие), природная способность к высокому прыжку. Выполняя одно движение, они не могут выполнять его одинаково. Следовательно, должна отличаться и звуковая наполненность каждой партии. Дело не в том, что первому нужно играть быстрее, а второму медленнее. И тот и другой темп могут быть неудобными для воспитанников. Речь идет о наличии микродоз в отклонениях от оптимального темпа, о тех тончайших, почти неуловимых градациях, которые присутствуют в исполнении каждого танцора.Подбирая музыкальный материал к занятиям, нужно помнить, что в огромном музыкальном арсенале, созданном в творчестве народов мира, композиторами прошлого и настоящего, есть множество разнообразной музыки высокого художественного уровня, среди которых немало настоящих жемчужин, живо воспринимаемых ребенком. Особенности музыкального сопровождения уроков хореографии.Музыкальное оформление прививает воспитанникам эстетические вкус, осознанное отношение к музыкальному произведению – умение слышать музыкальную фразу, помогает ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике.Переходы от упражнений у станка к упражнениям на середине зала и обратно, а также поклоны вначале и после окончания занятия музыкально оформлены, чтобы воспитанники привыкали организовывать свои движения согласованно с музыкой.Именно музыка, хорошо подобранная, позволяет с первого урока избегнуть формального подхода к самым простым упражнениям.Музыкальное поддержание урока – дело первостепенной важности. Именно в течение последовательного ряда занятий ребенок приучается к своеобразному мелодическому мышлению. Но, чтобы, воспитанник не делал, упражнение или танец, необходимо выбирать предельно ясные мелодии, особенно на первых этапах обучения.Если в композиторском оригинале мелодия дана в слишком сложной разработке, нужно несколько упростить ее аранжировку.Само собой разумеется, что музыка должна избираться в соответствии с требованиями хорошего вкуса, как в подлинном своем виде, так и в обработанном. Нельзя, чтобы подлинная народная мелодия (а известно, какой ясностью, поэтичностью и мелодизмом отличаются созданные народом песни и пляски) использовались в огрубленном, искаженном виде. Не всякая музыка, соответствующая танцевальному движению по метроритму, в равной степени воспринимается воспитанниками. С педагогической точки зрения необходимо, чтобы она нравилась ребятам, была бы настроена «в унисон» с их вкусами. В значительной мере это зависит от возрастных особенностей. Так, например, у младшего возраста детей превалирует наглядное мышление, эмпирические представления о мире. Поэтому для них нужна музыка с четкими, простыми ритмами, несложной мелодией, прозрачной, ясной фактурой, жанровой определенностью: марш, полька, вальс и другие. Еще нужно учитывать, что дети дошкольного и младшего школьного возраста в силу своих возрастных особенностей увлекаются всем сказочным, волшебным, поэтому можно использовать мелодии из сказок, мультфильмов, так как они более близки и понятны ребенку. Наиболее ярко запоминается то, что испытывается в состоянии сильного эмоционального переживания. А музыка, как никакое другое искусство, способна вызывать яркие, высокой интенсивности эмоции. Когда ребенок испытывает сильные эмоции, его восприятие активизируется. Поэтому, чем ярче, эмоциональнее музыка, тем больше она способствует усвоению танцевальных движений. В подростковом возрасте у детей происходит осознание своих возможностей, утверждение себя как личности; подросток претендует на роль взрослого. Значит необходимо повышать уровень музыкального репертуара. На этом этапе появляется уже разнообразие образов, более сложная фактура, развитая мелодия, неоднозначный ритм. Бесспорно, все исполнение музыки на занятиях должно быть профессионально.Педагогические функции концертмейстера.В обязанности концертмейстера входит участие в решении образовательных и воспитательных задач. Естественно образование в классе хореографии невозможно без верного помощника педагога – концертмейстера, обязательно присутствующего на всех занятиях и репетициях. Кто, как не концертмейстер разовьет у воспитанников музыкально-ритмические навыки, не привьет им музыкально-эстетический вкус.Какова же роль концертмейстера в музыкально-эстетическом развитии детей, если они изучают хореографическое искусство, а не музыкальное. Хореография неотделима от музыки – она без музыки не существует.Первостепенной задачей концертмейстера на занятиях хореографии является музыкально-ритмическое воспитание. Музыкально - ритмические, движения – вид деятельности, в основе которого лежит моторно-пластическая проработка музыкального материала. Музыкально - ритмическая, деятельность детей имеет 3 взаимосвязанных направления:-обеспечивает музыкальное развитие и включает развитие музыкального слуха; -способствует усвоению музыкальных знаний; -формирует умение подчинять движения музыке.Музыкально-ритмическая деятельность дает правильные двигательные навыки, обеспечивает формирование умения управлять движениями тела. Хореографическую базу воспитанникам дает педагог-хореограф, а музыкальную – концертмейстер. Эта цель может быть достигнута благодаря созданию условий разнообразной деятельности для музыкального развития детей через игровую деятельность.Игровая деятельность более доступна, понятна и интересна ребенку. Нужно в непринужденной игровой форме объяснить детям, что такое музыкальная фраза, что она состоит из тактов, а такты имеют свой счет: 2/4, 3/4, 4/4. Что такое ритм, мажор, минор и т.д.Элементы музыкальной грамоты на начальном этапе усваиваются в игровой форме:-характер музыки (веселый, грустный, спокойный, торжественный);-понятие темпа;-жанр музыки (марш, песня, танец);-динамические оттенки (тихо, громко);-метроритм;-паузы;-сильные и слабые доли;-музыкальные регистры;-понятие музыкального предложения.Метроритм: прохлопывание ритмических рисунков имен, фамилий воспитанников; простейших ритмических рисунков по показу педагога; прохлопывание ритма стихов; небольших музыкальных произведений на 2\4, 3\4, 4\4. Концертмейстер вместе с хореографом помогает создавать художественный образ.Движения под музыку способствуют усилению эмоционального воздействия музыки, помогают прослеживать развитие художественного образа.ТАНЕЦ – создание художественного образа под музыку. Получается, что роль концертмейстера в этом процессе очевидна. Он должен подобрать музыкальный материал так, чтобы музыка соответствовала образу.У детей хорошо развито воображение, поэтому они с удовольствием изображают что-либо или кого - либо из живой природы. Дети охотно играют в игру «Угадай, кто я». Далее задача усложняется – нужно передать характер: хитрой лисы, трусливого зайца, гордого петушка, большого медведя и т.д. Здесь нужно уметь импровизировать, подбирать выразительные отрывки музыкального материала, чтобы помочь воспитаннику более точно передать образ, характеры и повадки зверей.Игровые моменты дают возможность раскрыть характер ребенка, его артистические данные, развить воображение, научить выдумке и сообразительности. Они снимают и разряжают напряжение во время занятий, переключают внимание, организуют детей, сплачивают между собой.Концертмейстер помогает развитию музыкального мышления, видению художественного образа.Все действия ребенка, будь то игра, хореографическое упражнение, рисование, невольно обращают внимание на сопровождающую эту деятельность музыку. Музыкальное развитие идет по возрастающей линии. Чтобы понимать музыкальный язык, нужно накопить хотя бы самый минимальный опыт. Слушая музыку, ребенок может рассказать, какие ассоциации она вызывает, какой образ. Еще сложнее – показать этот художественный образ в движении, имея определенные знания, умения и навыки не только хореографические, но уже и музыкальные. Это и построение фразы, деление на части: вступление, развитие, кульминация, заключение. Задача занятий – воспитывать у детей умение слушать музыку, соединять танцевальные движения с музыкой, прививать любовь к музыкальному движению, уметь свободно двигаться под любую музыку, готовить из детей чутких слушателей, а затем и исполнителей, черпающих в музыке вдохновение, радость, поддержку, пробуждать в них творчество.В ходе игр, двигаясь под музыку, воспитанники учатся ощущать построение музыкальной фразы, ритм, изменение темпа, что впоследствии необходимо для танцев. А также развиваются навыки осознанного движения под музыку в пространстве, способность к элементарной импровизации.Взаимодействие концертмейстера с хореографом.Особенности работы концертмейстера хореографического класса требуют глубоких знаний музыки и хореографии.В том, как пользоваться несметным богатством музыкальной культуры, как выбирать музыкальный материал для целей и задач каждого отдельного урока, как научить детей воспринимать музыку всем сердцем и душой – лучший советчик и помощник педагогу-хореографу – концертмейстер. Именно концертмейстер знает все, что касается музыкального произведения: относительно темпов и характера исполнения музыки. Он помогает хореографу находить правильные, вытекающие из характера музыки решения. При музыкальном оформлении, педагогу не следует считать вслух на уроке, так как это притупляет музыкальное восприятие воспитанника. Считать вслух допустимо только в самом начале изучения нового упражнения. Объяснив детям, в каком размере и темпе делается данное упражнение, необходимо предоставить им возможность вслушиваться в музыку и выполнять движения сообразно музыке. Концертмейстер вместе с хореографом проходит путь от самого первого занятия до репетиций, когда на смену ему приходит фонограмма. Но это не значит, что работа концертмейстера закончилась, концертмейстер – это помощник хореографа. Значит, должен до конца вместе с педагогом проходить путь от создания образа танца до выступления на сцене.Концертмейстер – это более широкое понятие, нежели рядовой аккомпаниатор. Если обязанности аккомпаниатора не выходят за рамки аккомпанирования, музыкального озвучивания занятия с помощью инструмента, то задачи концертмейстера включают в себя участие в решении образовательных и воспитательных задач, содействие развитию эмоционально-творческого потенциала воспитанников и формирование их эстетического вкуса. Таким образом, концертмейстер должен быть настоящим универсалом, мастером своего дела, а самое главное – быть чутким педагогом, т. е. обладать всеми основными педагогическими качествами, так необходимыми при работе с детьми разных возрастов, в том числе знать и особенности возрастной психологии и педагогики, владеть различными методиками обучения детей, а также выработать свой, отличающийся от других, определенный стиль общения с учащимися, свою определенную педагогическую технологию, отвечающую всем требованиям современного гуманно-личностного обучения.Список используемой литературы:Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения; учеб. пособие; М. Музыка 1961Кубанцова Е. Концертмейстерство - музыкально – творческая деятельность; учеб. пособие; М.2001Электронный ресурс: , свободный. Инфоурок. Специфика работы концертмейстера в хореографическом классе. , свободный. Альманах педагога. Особенности работы концертмейстера – баяниста. , Инфоурок. Деятельность концертмейстера – баяниста в классе хореографии.