Публикации Актуальные проблемы коррекционной педагогики

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Актуальные проблемы коррекционной педагогики
Автор: Зоя Вячеславовна Акрытова

Актуальные проблемы коррекционной педагогикиУспех модернизации российского образования во многом зависит от грамотного определения приоритетов развития образовательной системы. Современные требования общества к развитию детей с особыми образовательными потребностями диктуют необходимость более полно реализовать педагогическую идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности. Речь в данном случае идёт о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной интеграции их в общество.Цель настоящей статьи – представить краткий обзор существующих проблем системы специального образования на современном этапе, рассмотреть возможные пути их решения.Обзор научных трудов и методической литературы известных отечественных специалистов в данной области показывает, что основной задачей коррекционной педагогики является разработка методологических, теоретических и методических основ систем специального обучения и воспитания.Значительный вклад в развитие специальных педагогических технологий, методических разработок «обходных путей» обучения для детей с отклонениями в развитии разных категорий внесли следующие специалисты: Л. С. Выготский, В. П. Кащенко, А. Р. Лурия, А. Н. Граборов, А. С. Грибоедов, Г. М. Дульнев, Р. М. Боскис, И. А. Соколянский, Р. Е. Левина, Н. Г. Морозова, Б. Д, Корсунская, М. С. Певзнер, А. И. Дьячков, С. А. Зыков и другие.В рамках сложившейся отечественной научной традиции главными ценностями специального образования применительно к каждому возрастному этапу признаются продвижение ребёнка по пути нормального психического развития, предупреждение и коррекция вторичных по своей природе нарушений, уровень личностного развития, образования и жизненной компетенции.Общей целью всех разделов специальной педагогики является определение тех условий обучения и воспитания, которые адекватно учитывают все особенности развития аномального ребенка и максимально способствуют преодолению имеющихся у него отклонений. При подборе системы и методов обучения ребёнка с отклонениями развития обязательно учитываются его возраст, время возникновения дефекта, а также степень поражения и место поражения .Так, О.И. Кукушкина отмечает, что первостепенной проблемой коррекционной педагогики является поиск способа интеграции необходимости и возможности взрослых передать ребенку социальный и культурный опыт [1]. Здесь поясним, что противоречие между необходимостью и возможностью существует, поскольку в случаях нарушения развития перестают действовать или оказываются недостаточно эффективными традиционные способы решения общеобразовательных и воспитательных задач. В следствии этого, на каждом этапе возрастного развития возникает задача разработки «окольных путей» и применения инновационных средств решения традиционных образовательных и воспитательных задач.Большинство специалистов соглашается, что развитие ребёнка с ограниченными возможностями в большей степени, чем нормального, зависит от обучения. Поэтому при отсутствии обучения или его несвоевременности наносится непоправимый ущерб развитию детей, тормозится формирование их психических функций, углубляется отставание от нормально развивающихся сверстников, при сложных дефектах возможности умственного развития могут оказаться нереализованными. Здесь считаем уместным привести мудрое высказывание известного отечественного педагога Л.С. Выготского: «Если слепой или глухой ребёнок достигает в развитии того же, что и нормальный, то дети с дефектом достигают это иным способом, на ином пути, иными средствами, и для педагога особенно важно знать своеобразие пути, по которому он должен повести ребёнка».По мнению Т.Г. Неретиной, первостепенной проблемой коррекционной педагогики выступает проблема трудового воспитания, обучения и коррекции дефектов развития. По словам автора, приобретая трудовые навыки, дети получают возможность всестороннего развития и подготовки себя к дальнейшей взрослой жизни. Т.Г. Неретина подчёркивает важное значение коррекционно-воспитательной работы для формирования эмоционально-волевой сферы аномальных детей и исправления отдельных недостатков личности и отклонений в поведении [3].Подчеркивая сложный и неоднородный характер проблемы соотношения обучения и развития, исследователи утверждают, что для коррекционной (специальной) педагогики, её разрешение является более сложным, чем в любой другой области педагогики.Как известно, биологическое ограничение ребёнка (нарушение слуха, зрения, центральной нервной системы и др.) осмысливается как первичная предпосылка нарушения его взаимодействия с окружающим миром, способного вызвать отклонения в психическом развитии. Такие отклонения могут быть в значительной степени предупреждены и преодолены посредством обучения, но обучения специально организованного и особым образом устроенного. Судьба детей зависит от того, как осмысляется и разрешается в системе специального образования проблема соотношения обучения и развития [1; 2].Справедливо утверждение О.И. Кукушкиной в том, что крупнейшим достижением современной дошкольной коррекционной (специальной) педагогики является: 1) - разработка научных основ раннего выявления детей с подозрениями на отклонения в развитии, то есть, с первых месяцев жизни; 2) - разработка научных основ ранней дифференциальной диагностики и системы специального обучения, позволяющей, добиваться качественно иного уровня психического развития и коррекции его нарушений у детей на ранних этапах онтогенеза [1].Как пишет Н.Н. Малофеев, развитие дефектологической науки обеспечило развитие дифференциации системы специального образования аномальных детей разных категорий. Был осуществлен переход от 3 видов специальных школ к 8 видам и 15 типам специального обучения. К настоящему моменту составлены разноуровневые программы для каждого типа школ и вариативные формы организации специального образования. Разработанные отечественными дефектологами в процессе решения поставленной "сверхзадачи" методологические и теоретические основы специального образования признаются зарубежными специалистами крупным достижением не только российской, но и мировой науки.Наряду с этим, учёный подчёркивает, что "достижения" работали на систему обучения аномальных детей, в значительной мере изолированных от общества. В системе образовательного стандарта поднимается ряд вопросов относительно задач всестороннего развития аномального ребенка. Иными словами, одним из ключевых и играющих особую роль в укреплении целостности современной коррекционной (специальной) педагогики как области научного знания является понятие «ребёнок с особыми образовательными потребностями». Развитие этого понятия открывает возможность опережающего проектирования общей модели системы специального образования нового типа, на основе которой можно проектировать пути её реализации применительно к обучению разных, ранее не охваченных системой специального образования категорий детей, а также совершенствовать действующие системы [1].По мнению Н.Н. Малофеева, новый социальный заказ влечёт опасность "быстрых'' решений, поясняя, что подвергающиеся сегодня критике недостатки специального обучения есть не столько "промахи'' дефектологической науки, сколько результаты культурно-исторических, идеологических и экономических "аномалий" в развитии страны в прошлом, противоречий, изначально заложенных в систему специального образования. Одновременно на федеральном и региональном уровнях начали возникать разнообразные инициативы по внедрению в практику нетрадиционных методов психолого - педагогической коррекции, новых форм организации специального обучения, началось необдуманное и часто механическое калькирование западных моделей обучения аномальных детей.Наиболее компетентные энтузиасты в области инноваций осознают непродуктивность и опасность "быстрых решений''. Вместо эволюционного, целенаправленного, планомерного преобразования государственной системы специального образования, совершенствования, специальной психологии и коррекционной педагогики, в очередной раз предпринимается характерная для нашей страны попытка "революционного" изменения ситуации, что в современных условиях означает разрушение сложившейся системы [2].Институт коррекционной педагогики РАО (является ведущим научным центром страны, проводящим фундаментальные и прикладные исследования, направленные на развитие системы образования, психолого-педагогической помощи, социальной адаптации и реабилитации детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, речи, эмоциональной сферы, сложной структурой нарушений) под руководством профессора, доктора педагогических наук Н.Н. Малофеева, признаёт необходимость последовательной и планомерной трансформации системы специального образования на разных уровнях, но при этом отстаивает эволюционный путь её развития.Институт также считает, что роль науки в ближайшее десятилетие состоит в решении следующих задач:
  • поддерживать и развивать действующую государственную систему специального образования за счёт введения инноваций в формы организации, методы и средства обучения в рамках современного содержания специального образования;
  • планомерно проводить переподготовку кадров для обеспечения максимально возможного в рамках существующей системы качество обучения аномального ребёнка.
  • Параллельно:
  • обобщить результаты многолетних экспериментов по ранней (от 0 до 3 лет) психолого-педагогической коррекции отклонений в развитии с целью создания государственной системы раннего (начиная с первых месяцев жизни) выявления и ранней коррекции нарушений в развитии у разных категорий детей,
  • определить систему показаний для интеграции аномального ребёнка в массовые образовательные учреждения; разработать содержание и формы специализированной поддержки интегрированных детей; разработать содержание и формы переподготовки специалистов массовых учреждений для квалифицированной работы с интегрированными детьми;
  • переосмыслить цели, содержание, методы, средства и организационные формы специального образованная в соответствии с новым социальным заказом;
  • разработать концепцию нового содержания специального образования детей школьного возраста с различными отклонениями в развитии и соответствующую ей концепцию подготовки кадров нового поколения специалистов;
  • обеспечить клиническое, нейрофизиологическое и психолого-педагогическое изучение контингентов детей с недостатками развития, не охватывавшихся ранее государственной системой воспитания и обучения (дети со сложной структурой дефекта);
  • на основе изучения общего и специфического в развитии аномальных детей разных категорий создать максимально полные "карты" (модели, шкалы) основных содержательных линий развития ребёнка, указав на них все возможные "обходные пути" в достижении этапных задач.
  • По нашему мнению, Институт способен реализовать данную программу научных исследований. Основанием является кадровый научный потенциал Института и имеющийся задел в исследованиях в области нейрофизиологии, специальной психологии и коррекционной педагогики. Значительный приток в ведущие лаборатории Института молодых кадров, которые работают под руководством ведущих специалистов, позволяет надеяться на решение поставленных задач в ближайшие десятилетия и развитие отечественной научной школы в столь сложной интегративной области знаний, каковой является дефектология.Таким образом, достигнутые результаты и намечающиеся перспективы исследований дошкольной коррекционной (специальной) педагогики обуславливают необходимость и дают возможность переосмысления структурно-функциональной организации всей системы специального образования на основе построения нового базиса – системы раннего выявления и ранней комплексной коррекции нарушенных функций в контексте общего развития детей.Подводя краткий итог всему вышеизложенному, можно заключить, что основной задачей современного этапа является научное обеспечение процесса перехода к системе специального образования нового типа, ориентированной на ценности открытого гражданского общества.Список литературы:
  • Кукушкина О.И. Коррекционная (специальная) педагогика//Альманах Института коррекционной педагогики. 2012. Электронный научно-методический журнал. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: 
  • Малофеев Н.Н. Современное состояние коррекционной педагогики//Альманах Института коррекционной педагогики. 2012. Электронный научно-методический журнал. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: 
  • Неретина Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология. М.:Издательство: Флинта, МПСИ, 2008. - 376 с.