Публикации Принципы патриотического воспитания мальчиков-подростков в образовательных учреждениях пансионного типа

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Принципы патриотического воспитания мальчиков-подростков в образовательных учреждениях пансионного типа
Автор: Чекин Марк Викторович

ПРИНЦИПЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МАЛЬЧИКОВ-ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ПАНСИОННОГО ТИПАЧекин Марк Викторович,воспитатель учебного курса,ФГКОУ «Ставропольское президентское кадетское училище»В статье исследуются принципы патриотического воспитания мальчиков-подростков в образовательных учреждениях пансионного типа. Определен ключевой момент системы патриотического воспитания, который предполагает организацию мероприятий патриотической направленности на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, на уровне образовательного учреждения пансионного типа, в отдельных коллективах, общественных организациях, проведение индивидуальной воспитательной работы.Ключевые слова: патриотическое воспитание, личностно-ориентированный деятельностный подход, приемы персонификации, образовательное учреждение пансионного типа, военно-патриотическое воспитание.Патриотическое воспитание процесс формирования личности, обладающей качествами гражданина, развития в ней ценностного отношения к своему Отечеству, устойчивого желания способствовать процветанию России, готовности успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Цель патриотического воспитания – развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.К принципам организации патриотического воспитания подростков следует отнести:- координацию взаимодействия образовательного учреждения пансионного типа, семьи, общественности, социальных институтов в реализации задач патриотического воспитания,- взаимосвязь патриотического воспитания с другими видами обучения и воспитания,- принцип адресного подхода в формировании патриотизма, предполагающий использование форм и методов патриотической работы с учетом индивидуальных, возрастных, национальных и религиозных различий кадет,- преемственность духовного опыта предшествующих поколений,- сохранение исторической и социальной памяти,- опору на положительные культурные, исторические, боевые и трудовые традиции нашего народа на протяжении всего исторического развития,- формирование новой системы образования и воспитания подростков в образовательных учреждениях пансионного типа с ее переориентацией на социализацию личности, формирование активной гражданской позиции на основе участия в социально значимой деятельности,- принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей.Система патриотического воспитания призвана обеспечить целенаправленное формирование у кадет активной жизненной и гражданской позиции, готовить их к деятельности, в которой знания и жизненный опыт соединяются с позицией гражданского долга и сопричастностью к судьбе Родины, личные интересы – с общественными. Система патриотического воспитания предполагает организацию мероприятий патриотической направленности на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, на уровне образовательного учреждения пансионного типа, в отдельных коллективах, общественных организациях, проведение индивидуальной воспитательной работы.Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным и постоянным. Оно должно формировать у подростков чувство гордости за достижения Отечества в разных сферах жизни российского общества. В качестве основных педагогических условий, которые могут усилить потенциал патриотического материала, можно отметить: применение личностно-ориентированного деятельностного подхода; включение обучающихся, независимо от возраста, в активную творческую деятельность, использование форм работы, которые дадут им возможность проявить активность, самостоятельность, вызывают эмоциональный резонанс, переживания и помогут качественно измениться (например, работа по сохранению мемориалов, обелисков, вахты памяти у Вечного огня, волонтерская деятельность и т.п.); использование приемов персонификации. При изучении тем, связанных с героическими личностями в истории нашей Родины, особое внимание необходимо уделять подбору такого материала, который бы вызывал отклик у кадет, побуждал их гордиться своими предками, размышлять над поступками людей (зачем жертвовали жизнями люди во времена великих испытаний? Что заставляет человека совершать подвиг? кем гордится наш народ, кого хранит в своей памяти?); эффективное взаимодействие образовательного учреждения пансионного типа и семьи в вопросах патриотического воспитания; формирование нравственной культуры кадет и родителей, этики взаимоотношений детей и родителей, пожилых и молодых; патриотическое воспитание может осуществляется в партнерстве с центрами военно-патриотического воспитания, общественными объединениями, где происходит содействие развитию лидерского и творческого потенциала подростков, реализация социально значимых проектов; использование мультимедийного контента, произведений искусства и литературы.Конечными результатами функционирования системы патриотического воспитания должны стать духовный и культурный подъем, укрепление государства и его обороноспособности, достижение социальной и экономической стабильности. Высокая духовность, гражданская позиция, патриотическое сознание граждан Российской Федерации будут в огромной степени определять будущее России.