Публикации Статья: «Использование инновационных технологий на уроке иностранного языка для повышения мотивации к предмету в школе».

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Статья: «Использование инновационных технологий на уроке иностранного языка для повышения мотивации к предмету в школе».
Автор: Бондарева Наталья Ивановна

Статья: «Использование инновационных технологий на уроке иностранного языка для повышения мотивации к предмету в школе».Сегодня, в век передовых информационных технологий, окружающий мир оказывает большое влияние на подрастающее поколение. Образовательный процесс не может даже оставаться таким, каким был пять лет назад. Необходимо подстраиваться и модернизировать урок, традиционный подход остается в прошлом. Перед современным учителем стоит непростая задача - воспитать, научить практическим знаниям и умению применять их в жизни. Поскольку основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной компетенции школьников, обучение практическому овладению иностранным языком, то применение современных компьютерных технологий и интернет-ресурсов является на сегодняшний день самым лучшим подходом в обучении.В наши дни мы уже не представляем урока без использования ИКТ (информационно-коммуникационные технологии). Информационные технологии помогают нам повысить мотивацию у учащихся на уроке к изучаемой теме/проблеме и помогают развивать наглядно-образное мышление и могут существенным образом изменить формы и методы учебной работы.Информационно-коммуникационные технологии мы можем поделить на две группы: аппаратные (компьютеры, проекторы, интерактивные доски, планшеты, смартфоны и др.) и программные (электронные учебники, тренажеры-тесты, ЭОР, находящиеся в свободном доступе в Интернет и др.)Теперь перейдем к вопросу мотивации на уроке более подробно. Рассматривая понятие мотивации, исследуемого И.А.Зимней, считается, что «мотив - это то, что объясняет характер, данного речевого действия, тогда как коммуникативное намерение выражает то, какую коммуникативную цель преследует говорящий, планируя ту или иную форму воздействия на слушающего» [2, c. 72].Мотивация - побуждение человека к действию. Она бывает нескольких видов: 1) внутренняя и внешняя - внутренняя мотивация формируется в самом человеке. К ней относится: мечта, желание, стремление к самореализации, творчество, любопытство. Внешняя мотивация - это факторы, влияющие из вне на человека: родители, оценки и др.; 2) положительная и отрицательная - положительная основана на положительных стимулах. Отрицательная - на отрицательных; 3) устойчивая и неустойчивая - устойчивой считается та мотивация, которая основания на нуждах человека, так как она требует дополнительного подкрепления.Проблема мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету. Однако особо остро стоит проблема мотивации при изучении иностранного языка. Часто перед началом изучения иностранного языка и на его первых этапах у учащихся наблюдается высокая мотивация - большинство стремится овладеть языком и научиться общению. Однако по мере постепенного в обучения отношение учеников может измениться, и многие могут начать испытывать разочарование. Это связано с тем, что процесс изучения иностранного языка требует накопления «строительного материала», включает простые начальные этапы и преодоление различных трудностей, что затрудняет и откладывает достижение желаемых результатов. В результате мотивация снижается, активность уменьшается, а желание учиться ослабевает, что негативно сказывается на успеваемости.Признавая важность мотивации в изучении иностранного языка, учителю следует знать методы и приемы её развития в школьной среде. Разнообразные виды деятельности, используемые преподавателем на уроке, значительно способствуют увеличению мотивации. Одним из методом повышения мотивации служит внедрение ИКТ на уроке.Наиболее широко распространенным ресурсом на уроке иностранного языка является презентация. Данный инструмент помогает учителю интенсифицировать процесс усвоения материала на уроке и проводить занятие на значительно более высоком уровне. С помощью презентации можно организовать больше наглядного материала для лучшего усвоения детьми. Например, для каждой новой лексической единицы можно быстро и просто подобрать из сети Интернет картинку либо короткую анимацию. Также можно активнее проводить динамические паузы в начальной школе под песни-мультики. Детям интереснее видеть героев на экране, которые говорят, что им делать. Они танцуют и поют вместе с ними с огромным удовольствием. А тексты таких разминок запоминаются мгновенно и без унылой зубрежки. Таким образом мы и повышаем мотивацию к изучению языка на уроке, дети понимают зачем они учат иностранный язык, и эта ситуация успеха побуждает еще большую внутреннюю мотивацию. Все это помогает в реализации развития коммуникативной компетенции у детей на уроке.Помимо презентаций, на уроках я использую интерактивные задания на экране для класса. Один из таких инструментов, которые я использую на занятии является сайт learninapps.org. Здесь представлено множество заданий по предмету. Можно выбрать класс и тему. Задания по своему виду различны и можно их отрабатывать как дома так и в классе, поскольку есть автопроверка ответов.Еще одним современным инструментом для повышения мотивации к изучению английского языка является нейросеть. Для реализации коммуникативной компетенции на уроке я использую виртуального собеседника Энни из нейросети callannie.ai. Дети с удовольствием задают Энни вопросы, и рассказывают ей, например, о своем дне. Данная нейросеть позволяет оживить процесс общения на уроке, а также служит мощной мотивацией для учеников. Мы ее использует в конце урока для систематизации закрепления знаний, полученных на уроке.Для учеников средней и старшей школы хорошо работает метод проектов. Ученикам дается тема проекта, и они с помощью сети Интернет ищут информационные источники. Готовя сообщения, ученики «отбирают» обширную информацию, при необходимости слушают музыку и чаще всего просматривают изображения. Это один из способов организации исследовательской и познавательной деятельности, который способствует эффективному взаимодействию в группе и повышает мотивацию к изучению иностранного языка. В центре такого процесса находится сам ученик, которому предоставляется возможность свободно выражать свои мысли и применять знания иностранного языка на практике. Ученики могут подготовить свой ответ с презентацией по теме и рассказать изученную им тему своим одноклассникам.Таким образом, трудно представить современные уроки английского языка без применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе. Их внедрение расширяет границы образовательной деятельности и усиливает практическую направленность обучения. Применение ИКТ и интернет-ресурсов на уроках английского языка дает мне возможность более эффективно реализовать целый ряд методических, педагогических и психологических принципов. Применение информационных технологий открывает широкие горизонты для использования компьютера в образовательном процессе. Однако важно помнить, что мультимедийные технологии не смогут обеспечить значительного педагогического эффекта без участия учителя, так как они лишь представляют собой инструменты обучения. Компьютер в образовательной деятельности не является заменой педагога, а лишь усиливает и расширяет его возможности в обучении.Использование ИКТ в ходе современного урока очень актуально на сегодняшний день. Учитель, идущий в ногу со временем и развивающий свои педагогические компетенции, будет всегда востребован и интересен своим ученикам.