Публикации
Движение наставничества в школе
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Движение наставничества в школе
Автор: Луговая Татьяна Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Движение наставничества в школе
Автор: Луговая Татьяна Николаевна
Движение наставничества в школеЧеловек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим.Наставничество – это универсальная модель построения отношений внутри любой образовательной организации. Это технология интенсивного личностного развития, передачи опыта и знаний, формирования навыков, компетенций, метанавыков и ценностей.Любой учитель, начинающий свой профессиональный путь, испытывает затруднения, проблемы из-за отсутствия необходимого опыта. Современные ученики хотят видеть педагога общительного, доброжелательного, справедливого, доброго, честного, понимающего их, детей. Поэтому школе нужны молодые, инициативные, творческие учителя, готовые работать по-новому. Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Учителю-наставнику необходимо создать такие условия для начинающего учителя, чтобы оптимизировать процесс профессионального становления молодого учителя, сформировать у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. Ведь начинающий учитель несёт определенную ответственность за качество своей работы, результат, который ожидают учителя, ученики, родители.Цель школьного наставничества – оказание помощи молодым учителям в их профессиональном становлении.Задачи школьного наставничества:- привить молодым специалистам интерес к педагогической деятельности;- ускорить процесс профессионального становления учителя, развить его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;- способствовать успешной адаптации молодых учителей к корпоративной культуре, правилам поведения в Школе.Как только молодые учителя начинают свою работу в школе, они нуждаются в невероятной поддержке. Без поддержки со стороны школы им не удастся заинтересовать учеников, и вскоре они разочаруются в своей профессии.Перед молодым учителем стоит ворох проблем, среди которых -составление рабочих программ- отчетность в конце учебного периода-ведение документации- отношения с коллегами- отношения с детьми- отношения с родителями - непонимание, как вести себя на уроке -работа с трудными детьми-отсутствие опыта по работе с одаренными детьми и многие другие.Кто такой наставник?Наставник – человек, обладающий определенным опытом и знаниями, высоким уровнем коммуникации, стремящийся помочь своему подопечному приобрести опыт, необходимый и достаточный для овладения профессией. Деятельность наставника - важное общественное поручение в школе. Наставником может быть работник, достигший успехов в повышении квалификации, с богатым жизненным опытом, обладающий высокими нравственными качествами и имеющий навыки воспитательной работы. Первостепенная роль наставника – оказать адресную поддержку в развитии способностей и уверенности в себе для самостоятельного принятия обдуманных решений, расширении собственных знаний и совершенствовании навыков преподавания и обучения. Роль наставника педагогическая, сочетающая в себе воспитание и обучение.Будучи наставником, учитель развивается сам, повышает эрудицию, систематизирует свой опыт, увеличивается доверие коллег и администрации.На протяжении многих лет в нашей школе ведется планомерная целенаправленная работа с молодыми педагогами. В школе существует план работы с молодыми специалистами.Каждому педагогу приказом директора школы назначается наставник из числа опытных учителей; учителей, имеющих высшую квалификационную категорию; увлеченных, способных научить учителей. Наставниками совместно с молодыми специалистами составляется план работы, который включает в себя организацию методической помощи в процессе самообразования учителя, знакомство с локальными актами школы, помощь в составлении рабочих программ, обучение анализу и самоанализу урока. Наставники оказывают помощь молодым учителям в оформлении портфолио, незаменима их помощь и во время прохождения аттестации на соответствие занимаемой должности. С целью оказания методической помощи посещаются уроки, в ходе анализа даются методические рекомендации. Кроме того учителя получают конкретные советы по трудным вопросам, образцы разработок разных типов уроков. Следует отметить, что помощь оказывают не только наставники, но и руководители ШМО, педагоги-психологи, опытные учителя, классные руководители, социальный педагог, заместители директора. Открытые уроки, которые проводят опытные учителя по разным предметам, дают возможность увидеть на практике разнообразие форм и методов работы.Для роста профессиональной компетентности учителей на заседаниях ШМО спланировано взаимопосещение уроков в целях обмена опытом, что, безусловно, служит повышению квалификации и молодых специалистов. Традиционным стало проведение Дня успеха в формате «ПЕЧА-КУЧА» (творческого отчета молодых специалистов). Молодые педагоги под руководством шефов-наставников готовят презентации своего профессионального опыта работы. Привлекаем молодых коллег и для участия в конкурсах профессионального мастерства, семинарах и вебинарах, предлагаем актуальные курсы повышения квалификации.В школе разработана система, обеспечивающая реальную возможность построения и реализации индивидуальных траекторий творческого саморазвития, стимулирующих активность учителей в овладении методами и средствами осуществления данного процесса, необходимых для раскрытия индивидуальности, творческого начала, способствующих профессиональному становлению и самоосуществлению, совершенствованию педагогического мастерства. Она побуждает учителя к постоянному самосовершенствованию, активизируя стремление личности к саморазвитию, достижению более высокого уровня профессионализма и учитывает нарастание творческого потенциала учителя, его профессиональных и личностных качеств, которые отражены в карте профессионального роста. В конце учебного года молодые специалисты заполняют Карту профессионального роста, в которой отмечают первые успехи в профессиональной деятельности.У каждого в жизни должен появиться человек, после знакомства с которым, жизнь меняется. Наставничество приносит людям только благо, помогает идти уверенными шагами в сторону прогресса.