Публикации Здоровье сбережение на уроках и внеклассных занятиях (практические рекомендации для учителя)

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Здоровье сбережение на уроках и внеклассных занятиях (практические рекомендации для учителя)
Автор: Шурупова Галина Борисовна

Здоровье сбережение на уроках и внеклассных занятиях(практические рекомендации для учителя)Подготовила учитель высшей категории ОГКОУ «Ивановская школа-интернат № 3»Шурупова Галина БорисовнаВ период школьного возраста у ребенка закладываются навыки по формированию здорового образа жизни. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза. Зрение – с 3, 9 % – до 12, 3 %Нервно – психические расстройства – с 5, 6 %- до 16, 4 %Нарушение осанки – с 1,9 % - до 16, 8 %Именно здоровье сберегающие технологии являются составляющими здоровье сберегающей педагогики. С какими трудностями сталкивается ребенок?
  • Интенсификация учебного процесса (увеличение количества уроков, кружков, мало времени остается на прогулку и отдых, идет переутомление).
  • Педагогические технологии ориентированы на достижение и высоких результатов в обучении, но не учитывающие возможности учащихся.
  • Функциональная неграмотность родителей (не помогают ребенку, а хотят от него больше чем он может. Винят во всем ребенка, не прислушиваются к жалобам).
  • Отсутствие системы в работе по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
  • Компьютеризация(гиподинамия).
  • Важная составная часть здоровье сбережения работы школы – это рациональная организация урока.
  • Комфортное начало и конец урока – эмоциональный настрой.
  • использование положительных установок «Я могу», «У меня все получится».
  • умение настроить на положительную волну («Улыбнись другу», «Улыбнись самому себе»)
  • рисование различных значков на полях тетради, которые отражают настроение детей
  • 2. Выстраивать урок в рациональном режиме т. е. чередованием различных видов деятельности и отдыха. - первые 3 – 5 минут идет вырабатывание - 10 – 15 минут – устойчивая работоспособность.После этого сменить тактику. Для повышения умственной работоспособности и снятия мышечного напряжения проводить физкультминутки, самомассаж, дыхательную гимнастику, а также:
  • упражнения по укреплению осанки
  • укрепление зрения
  • упражнения для ног
  • потягивания
  • массаж груди, лица, рук, шеи
  • упражнения, направленные на дыхание.
  • 3. Объяснение нового материала – вести в технологии личностно – ориентированного обучения
  • урок- практикум
  • урок – исследование
  • урок – конкурс
  • урок – творческая игра
  • урок – путешествие.
  • Но что главное – здоровье или обучение? А Шопенгаузен «Здоровый нищий счастливее больного короля».Мозг ребенка настроен на разноцветье. Поэтому можно использовать разноцветные круги. На доске поместить круг диаметром 30 см. А) Русский язык – желтый круг (стимулирует зрение, уменьшает чувство страха во время проведения диктанта)Б) математика – синий (активизирует умственную деятельность во время контрольной работы, успокаивает)В) Чтение – зеленый (снимает утомление, успокаивает если дети расшумелись)Оранжевый цвет – цвет творчества. Красный цвет – активизирует умственные способности, рекомендован для всех видов деятельности.Динамические паузы.1. Рядом с доской пейзаж в зависимости от времени года. Перед уроком крепятся задания по степени сложности. Например, если осень, то листья разного цвета, а если зима – снежинки разного размера. Ученику требуется подойти и выбрать задание. Прежде всего картинка – это красиво, успокаивает детей. С другой стороны смена динамическая пауза.2. Для снятия усталости. Игра – веселые человечки. (На картинках веселые человечки. Которые выполняют разные гимнастические упражнения. Дети рассматривают и копируют)3. Мимические упражнения. На карточках лица клоунов с разными выражениями. Дети их копируют.4. Офтальмо тренажер «Пирамидки». Найти глазами две одинаковые пирамидки. Сосчитать сколько в пирамидках колец красного, синего и т. д. цвета.5. Игры: «Нос –ухо». «Пирамидка». «Колю – пилю»Свое выступление хочется закончить легендой:У древнего бога Эскулапа было две дочери – Панацея и Гигиена. Обе владели даром целительства, но лечили поразному. Панацея считала, что может подарить людям лекарство от всех болезней сразу. Гигиена же говорила, что на все случаи жизни одного единственного средства быть не может. Человек слаб и уязвим, потому что не знает Законов жизни. Этим законам и надо учить людей. Панацея лечит таблетками, а Гигиена просвещает людей, объясняет законы жизни. Наверное, нам не надо строить заоблачных планов, а решать важно простые, чтобы постоянно продвигаться в осуществлении цели – сохранить, укрепить и улучшить здоровье наших детей.