Публикации УЧАСТИЕ В УПРАВЛЕНИИ ТЕКУЧЕСТЬЮ КАДРОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: УЧАСТИЕ В УПРАВЛЕНИИ ТЕКУЧЕСТЬЮ КАДРОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
Автор: Бардюжа Любовь Павловна

Бардюжа Л.П.,
преподаватель
Костанайского высшего колледжа Казпотребсоюза,
Казахстан, г. Костанай
УЧАСТИЕ В УПРАВЛЕНИИ ТЕКУЧЕСТЬЮ КАДРОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
Наиболее важным показателем стабильности предприятия являются его сотрудники, продолжительность работы которых составляет от 3 до 5лет в одной организации. Однако можно сказать, что рыба ищет, где глубже, а человек где лучше, в случае с работниками предприятия можно сказать, что люди стремятся получать более высокую заработную плату и иметь стабильную работу. Именно с этим связан факт текучести кадров в современных организациях.
Главной проблемой при текучести кадров становится отсутствие сплоченности и постоянства коллектива, что ведет к снижению работоспособности коллектива.
основной задачей любого руководителя является анализ сложившейся ситуации и принятие мер по устранению текучести кадров, путем выявления основных причин.
Итак, текучесть кадров – движение рабочей силы, то есть количество принятых и уволенных сотрудников предприятия за определенный период времени, чем дольше работник трудится на предприятии, тем лучше показатели его работы, а следовательно и финансовые результаты фирмы.
Причины увольнения работников весьма разнообразны, при этом до 70% уволившихся стараются не разглашать истинных мотивов увольнения, что приводит к сложностям управления текучестью кадрового состава на предприятиях.
Согласно исследованиям самая большая текучесть кадров наблюдается в сфере продаж, второе место занимает строительство.
Для более полного анализа предлагается рассмотреть деятельность крупного торгового предприятия – ТОО ХХХ.
Предприятие занимается продажей строительных и отделочных материалов, так же в ассортиментную группу входят различные осветительные приборы, линолеум, ламинат, ковровые покрытия, кафель и так далее.
Основная цель работы предприятия – удовлетворение потребителя, при этом любое предприятие стремится получить финансовый доход, то есть прибыль.
Миссия предприятия – Всё для ремонта – в одном месте!
Оценка текучести кадров в первую очередь предполагает изучение кадрового состава предприятия по разнообразным критериям – это пол, возраст, образование и т.д. представим эти данные в виде таблицы 1 (смотрите таблицу 1).
Анализируя кадровый состав персонала предприятия можно сказать, что ТОО ХХХ развивающееся предприятия, так как количество работников имеет тенденцию к росту, об этом говорит рост количества сотрудников. В 2022 году их количество составляло 95 работников, в 2023 году сотрудников на предприятии стало 102 человека.
Управленческий персонал предприятия остаётся практически неизменным, на 5 работников увеличилось число вспомогательных работников, это связано с тем, что ТОО ХХХ ввело в штат дополнительные единицы грузчиков.
Возраст работников предприятия достаточно молодой, в целом сотрудникам фирмы от 23 до 50 лет, при этом работники старше 40 лет это руководящий состав.
Таким образом, можно сказать, что торговый и вспомогательный персонал это в основном молодые люди (парни), девушек в данной организации всего 38% от общего числа работников.
Для оценки текучести кадров необходимо рассмотреть показатель характеризующий текучесть кадров, такой как коэффициент текучести персонала (таблица 2).
Анализируя текучесть кадров в данном торговом предприятии можно сказать, что показатель является критическим, при этом коэффициент текучести кадров в 2023 году вырос на 3%.
Так в 2022 году текучесть составляла 41%, в 2023 году данный показатель увеличился до 44%. Однако показатель является очень высоким и требует детального изучения.
Для более полного анализа было проведено анкетирование сотрудников данного предприятия (работающих и уже уволившихся), что помогло выявить причины увольнения, и как следствие текучести кадров.
Анкетирование сотрудников проводилось путем опроса через интернет-ресурс Вацап, работникам было заданно несколько вопросов, которые могли бы установить причину текучести кадров.
В процессе опроса были получены следующие данные (таблица 3).
Проанализировав данные опроса можно сделать вывод, что причинами увольнения являются неудовлетворенность заработной платой, условиями труда и взаимоотношениями с руководством.
Рассмотрев полученные данные, необходимо было выявить более подробную проблемы и обозначить те мероприятия, которые помогли бы предприятию снизить текучесть кадрового состава.
В первую очередь была проанализирована заработная плата работников, можно сказать, что у торгового персонала она повременная, то есть является стабильной. Премии на предприятии не предусмотрены. Средняя заработная плата торгового персонала 105000 тенге.
Предлагается ввести в ТОО ХХХ систему премирования на основе выполнения плана продаж, так перевыполнении плана позволит работникам получать премию в размере 2-5% от существующей заработной платы. Вспомогательный персонал так же будет получать % от продаж. В целом опросив работников, по поводу введения системы премирования, было выявлено, что можно сократить текучесть кадров примерно на 35%.
Вспомогательный персонал (существующий и уволившийся) выразили недовольства условиями труда, главной причиной назвали холодные склады при этом необходимо покидать склад для доставки товаров в торговый зал. Это приводит к простудным и иным заболеваниям, что приводит к тому, что сотрудники увольняются.
Предлагается установить в складе отопительную систему, в частности тепловую завесу, которая обеспечит нормальную температуру внутри склада, а при выходе \ входе будет обеспечивать оптимальный перепад температуры.
Существующая проблема общения руководства и подчиненных так же является актуальной, так как становится причиной увольнения сотрудников и как следствие увеличивается текучесть кадров. Для урегулирования взаимоотношений руководства и работников необходимо провести определенные мероприятия, направленные на сплочение коллектива.
Как видно из таблицы 3, основное недовольство отношениями с руководителем высказали вспомогательные работники, в основном разногласия возникают с заведующим склада, по вопросам загрузки (отгрузки) товаров.
Мероприятием, которое может помочь урегулировать конфликты, может стать тренинг на сплочение. В настоящее время можно воспользоваться услугами приглашенного психолога, который проведет данный тренинг.
В целом при применении предлагаемых мероприятий – введении системы премирования, установки дополнительного оборудования и проведении тренинга, можно рассчитывать на снижение текучести кадров примерно на 40%, то есть количество уволившихся работников сократится на 18 человек и составит 27 работников, при этом коэффициент текучести составит 26%.
Таблица 1 – Оценка кадрового состава предприятия ТОО ХХХ
Показатель
2022 год
2023 год
Отклонения
Всего работников
95
102
+7
Управленческий состав
15
16
+1
Торговый персонал
58
59
+1
Вспомогательный персонал
22
27
+5
Таблица 2 – Оценка текучести кадров в ТОО ХХХ
Показатель
2022 год
2023 год
Отклонения
Всего, чел.
95
102
+7
Прибыло, чел.
46
52
+6
Уволилось, чел.
39
45
+6
Коэффициент текучести кадров, %
41
44
+3
Таблица 3 – Данные опроса сотрудников (работающих и уволившихся)
Причина увольнения
Неудовлетворенность заработной платой
Неудовлетворенность условиями труда
Неудовлетворенность взаимоотношениями с руководством
Торговый персонал
46
37
3
Вспомогательный персонал
41
47
12
Литература:
Гуськова, Н.Д. Управление человеческими ресурсами [Электронный ресурс] : учебник для бакалавриата и магистратуры / Н.Д. Гуськова, И.Н. Краковская, А.В. Ерастова, Д.В. Родин. – Москва : Юрайт, 2022. – 212 с. // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: www.b iblio - onli ne.ru /book /upra vleni e-che lovec heski mi-re sursa mi-438218
Данченок, Л.А. Маркетинг [Электронный ресурс] : учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.А. Данченок. – М. : Юрайт, 2022. – 486 с. // ЭБС Юрайт [сайт ]. – URL:
С.А. Барков Управление человеческими ресурсами [Электронный ресурс] : учебник и практикум для академического бакалавриата / С.А. Барков, В.И. Зубков. – М. : Юрайт, 2022. – 183 с. // ЭБС Юрайт [сайт ]. – URL:www.biblio-online.ru/book/upravlenie-chelovecheskimi-resursami-v-2-ch-chast-1-433211
Максимцев, И.А. Управление человеческими ресурсами [Электронный ресурс]: учебник для академического бакалавриата / И.А. Максимцев, Н.А. Горелова. – Москва : Юрайт, 2022. – 526 с. // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL:www.biblio-online.ru/book/upravlenie-chelovecheskimi-resursami-431966