Публикации "Сказкотерапия как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Сказкотерапия как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста"
Автор: Майнгард Евгения Леонидовна

Сказкотерапия как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста Сказкотерапия - это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А.Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнеева и т.д. Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей. В частности, посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, принятием своих чувств, а также с различного рода психосоматическими заболеваниями. Кроме того, процесс сказкотерапии позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения. Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Знания о мире, о философии жизни испокон веков передавались из уст в уста и переписывались, каждое поколение перечитывало и впитывало их. Сказкотерапия - это целостная, воспитательная система. Это особый способ передачи знаний о духовном. Сказктеорипия прежде всего, представляет собой метод психологического или педагогического воздействия на ребенка дошкольного возраста с целью обучения его адекватным моделям поведения, осуществления коррекции личностного развития, профилактики нарушений в эмоциональной, чувственной сферах. Полезный эффект сказкотерпии состоит в том, что слушатель, постигает ее смыл, несомненно, черпает мудрость, интерпретирует ее для себя, отождествляет себя с некоторыми героями, приписывает происходящие в сказке события себе. В чем же заключается отличие, традиционного рассказывания сказки, от сказкотерапии? В сказкотерапии можно выделить несколько этапов: - выявление и анализ проблем у ребенка; - подбор для данной проблемы соответствующей сказки; - рассказывание сказки; - помощь ребенку в самостоятельной интерпретации для разрешения личностной проблемы; - наблюдение за изменением поведения и отношения ребенка после рассказывания сказки;  - оказание помощи в затруднительных ситуациях, напоминание о способах разрешения проблемы, открытых им посредством сказки. Самое важное это «создать ситуацию, в которой ребенок самостоятельно может задуматься над смыслом и неоднозначностью ситуации. В этот момент ребенок познает скрытую философию жизни: нет однозначных событий, даже внешне неприятная ситуация может через некоторое время обернуться благом». Творческий подход в методе сказкотерапии заключается в том, что педагог имеет возможность предложить ребенку самостоятельно придумать свою собственную сказку. Задачи сказкотерапии: 1. Развить речь детей с помощью: пересказывая сказок, рассказывания сказок от третьего лица, группового рассказывания сказок, рассказывания сказок по кругу, сочинение сказок. 2. Выявить и поддержать творческие способности. 3. Снизить уровень тревожности и агрессивности. 4. Развить способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации. 5. Учить детей правильно оценивать свои и чужие поступки. 6. Развивать память, мышление, воображение, внимание. 7. Развивать умение использовать игровые импровизации в самостоятельной деятельности. 8. Укрепить союз «Ребёнок – родитель – педагог» Сказка для ребёнка — это, прежде всего игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной атмосферы. Основные этапы работы. Первый этап: Ознакомление родителей с методом сказкотерапии. Изготовление театров. Для ознакомления родителей с методом «Сказкотерапия» было проведено собрание, на котором была дана информация о том, что такое сказкотерапия, какие она решает проблемы. И только совместная деятельность ребёнка, родителей и педагога будет наиболее успешной. Договорились о совместном изготовлении кукол к театрам: пальчиковым, настольным, куклам би-ба-бо, кукол – марионеток. Определили удобный день для всех родителей, пришла большая часть мам и бабушек. Мы показали различные театры. Родители предложили свою помощь в создании театров. У нас оказались очень талантливые родители, которые умеют вязать, шить, рисовать. Провели мастер – класс по созданию некоторых образцов кукол. Были установлены сроки по изготовлению кукол. Мы предложили родителям, чтобы дети принимали участие в создании кукол. Обратили внимание на то, что чудо произойдёт только в том случае, если ребёнок помогает маме шить куклу: что – то пришьёт сам или поможет советом. Театры развивают мелкую моторику, фантазию детей, их образное мышление, а также укрепляет союз «Ребёнок – родитель – воспитатель». Играя с куклой, ребёнок реально становится волшебником, заставляя неподвижную куклу двигаться так, как он считает нужным. Ребёнок, общаясь с куклой, проявляет те эмоции, чувства, движения, которые в обычной жизни по каким – либо причинам он не может или не позволяет себе проявить. А наш театрализованный уголок пополнился различными театрами, сделанными своими руками. Второй этап: Театрализованные игры. Мы наблюдали за живой и неживой природой (повторяли движение веток при ветерке или сильном ветре, повторяли полёт сороки и её приземление, ходьбу девочки, мамы и бабушки и т.д.) Предлагали детям вместе с родителями посмотреть мультфильм и изобразить героя сказки, а в садике играли в игру: «Отгадай сказочного героя». Дети старались передать движение и характер героя. Сначала изображали животных, детям было проще изобразить кошек, собак, хомячков, попугаев, домашних птиц, тех животных и птиц, которые непосредственно живут вблизи детей. Дети наблюдают за ними каждый день. Но передо мной встала другая задача, если дети показывали движения и повадки, то не произносили слова. На этом этапе работы большое внимание уделялось мелкой моторике пальцев рук. Мы решили начать работу с настольного театра, здесь были использованы игрушки, плоскостные фигуры, фигуры из картона, магнита, из природного материала. Детям оказалось легче показывать такой театр, но почему? Потому что фигуры можно поставить, а потом говорить. Детям было сложно в речи использовать предлоги. Поэтому мы использовали игровые упражнения: «Где спрятался колобок?» (в ящик, под стол, за домик и т.д.). вторым этапом нашей работы было использование наручного театра, мы использовали пальчиковые игры и упражнения, чтобы развивалась мелкая моторика. Когда дети научились совмещать действия пальчиками со словами. Сначала в работу включила пальчиковый театр. Детям были очень интересны пальчиковые театры, так как на их ладошке оживала сказка. Мы сразу учились подражать повадкам героя, меняли тональность голоса (мышка или медведь). Продумывали качества, поступки и характер героев. Сначала дети показывали простые движения (побежали, наклонились, повернулись), играли с детьми в игру: «Как показать здравствуйте, до свидания одним пальчиком?» Когда дети научились «владеть» пальчиками, в игру вступили перчаточные театры, где на руке можно играть сразу несколькими героями. Особо любимы детьми сказки, язык сказок отличается большой живописностью, в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, монологов, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку и обогатить его словарный запас. Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Театрализованная игра – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих личность ребенка, самостоятельное творчество, его раскрепощение. В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их. Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность. В группе мы оборудовали театральный уголок, где ребёнок мог побыть один и прорепетировать какую-нибудь роль или просмотреть иллюстрации к сказкам. Поскольку предметно-развивающая среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка на театрализацию любимого произведения, в зоне театрализованной деятельности я разместила разные виды театра – настольный, стендовый, наручный, верховой, театр живой куклы, а так же маски, реквизит, куклы, декорации. Кроме того, периодически обновляла материал, ориентируясь на интересы разных детей. Это создало условия для персонифицированного общения с каждым ребёнком. Поскольку развитие любознательности и исследовательского интереса основано на создании спектра возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования, в зоне театрализованной деятельности, я разместила разный природный и бросовый материал, ткани, костюмы. Учитывая гендерные особенности детей, в зоне театрализованной деятельности были размещены оборудование и материалы, отвечающие интересам, как мальчиков, так и девочек. Театрализованные игры выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающие функции. Поэтому через их содержание, форму и методы я стремилась к достижению трёх основных целей: - развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; - созданию атмосферы творчества; - социально-эмоциональному развитию детей. Содержание моей непосредственно-образовательной деятельности являлось не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движениями, костюмами. Важнейшим методическим принципом являлась практическое действие каждого ребёнка. При чтении или рассказывании чего-либо мы пытались выразить искренность и неподдельность своих чувств к прочитанному или рассказанному. Но, ни в коем случае не пытались навязывать свои оценки, отношения. Наоборот, предоставляли детям возможность высказаться, проявить эмоциональную активность, старались не подавить робкого ребёнка, превратив его только в зрителя. Следует не допустить у детей страха перед ошибкой, чтобы ребёнок не боялся высказать свою точку зрения, исполнить мимику, движения героя по своему, как это видит он, стараясь не повторяться. Поэтому, предлагая ребёнку «сыграть» или «показать» что-либо, мы  исходили из реальных возможностей конкретных детей. Чтобы ярче раскрыть свои возможности и таланты, дети должны приобрести много навыков и умений. Для снятия мышечного напряжения  использовали следующие упражнения: «Поздоровайтесь друг с другом за обе руки поочерёдно»; «Построить башенку из ладошек»; «Найди взглядом своего товарища»; «Не перепутайте движения». Пальчиковые игры помогают развивать мелкую моторику, и поэтому мы постарались подобрать игры в соответствии с лексическими темами: «Про бабку», «За столом», «Приглашение», «По ягоды», «Дом под кустом», «У сосны», «Тук – тук», «Утро и вечер». Для обучения детей средствам речевой выразительности вместе с логопедом использовали артикуляционную гимнастику:  «Маляр», «Грибок», «Лошадка», «Чистим зубки», «Иголка», «Лопатка». Предлагала детям произнести с разной интонацией самые привычные слова: «возьми», «принеси», «помоги», «здравствуй» (приветливо, небрежно, просящее, требовательно). Привлекали внимание детей к тому, как можно изменить смысл фразы путём перестановки логического ударения (каждый раз на другое слово): «Принеси мне игрушку», «Мама ушла на работу». А так же использовала задания – упражнения «Разные настроения», «Я радуюсь, когда…», «Я грущу, когда…». Для развития дикции я использовала чистоговорки, игры «Подскажи словечко», «Эхо», «Радио», «Телефон». С целью развития воображения, мышления, памяти предлагали детям закончить «Короткие истории» например: Мальчик вернулся домой с прогулки, его встречает мама и говорит: «А у меня для тебя новость!». Какая новость может быть у мамы? Мальчик говорит себе тихо-тихо: «Как страшно!». Чего он может бояться? О чём может думать один карандаш, лёжа в коробке карандашей? Для развития пластической выразительности  детям было предложено: - Пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору. - От лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку). - Изобразить прогулку трёх медведей, но так, чтобы все медведи вели себя и действовали по-разному. При выполнении этих упражнений детьми, важно следить, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении своих друзей и стремились находить свои движения, мимику. Особенно нравились детям упражнения для развития выразительной мимики: Солёный чай, ем лимон, сердитый медведь, лампочка потухла и зажглась, грязная бумажка и т.п. А так же предлагали детям разыграть маленькие сценки, где необходимо подчеркнуть особенности ситуации мимикой. Например, изобразить, как мальчику подарили новую машину или как ребёнок испугался медведя. Дети всегда готовы играть сказки. Это их способ познания мира. В творческой атмосфере ребёнок развивается быстрее, полноценнее. Он, входя в сказку, получает роль одного из её героев, непроизвольно впитывает в себя то отношение к миру, которое даёт силу и стойкость в будущей жизни. Игра позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, поскольку каждая сказка имеет нравственную направленность. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем и выражает своё отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Сказкотерапия стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли. При использовании театрализованной деятельности и методе сказкотерапии  формируется эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Третий этап: Сказкотерапевтическое рисование. Известно, что рисование – одно и самых любимых детских занятий, которое воспитывает в ребенке много положительных качеств, таких как усидчивость и терпение, внимательность, воображение, способность мыслить и многое другое. Все они очень пригодятся дошкольнику в дальнейшей жизни. Наряду с традиционными методами изображения предмета или объекта на бумаге (рисование карандашами, кистью и красками, гуашью) в своей работе используем и нетрадиционные техники. Работа над созданием рисунков не является сложной, поэтому малыши с удовольствием ее выполняют, приобретая навыки работы с материалами и знакомясь с живописью. Мы использовали такие техники рисования, как оттиск поролоном, печать по трафарету, свеча и акварель, кляксография обычная, рисование зубочисткой, фейсарт, монотипия, холодный батик. Каждый из этих методов - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, развивает воображение, да свободу для самовыражения, так же работа способствует развитию координации движений. Детские рисунки – это полянка с цветами, сказочный лес, в котором есть избушка на курьих ножках, пещера Алладина. В своих работах дети находили много разных существ и придумывали о них истории и сказки, что является прекрасным средством обогащения словаря, проявлением творчества и фантазии. Четвёртый этап: Решение сказочных задач. Это развитие творческого мышления и воображения. Детям давались различные сказочные задачи, а решение этих задач должны найти дети. Например: перед нами широкая речка, как нам попасть на другой берег? Дети предлагали смастерить мост, сделать плот, катер, лодку и переплыть на другой берег, сесть на самолёт, ковёр - самолёт и перелететь. Были и такие ответы, перепрыгнуть через речку. Тогда задавали такие вопросы: У тебя хватит сил, чтобы перепрыгнуть? Ребёнок придумывал другой ответ. Задания были направлены на то, чтобы не повторять ответы товарищей. При решении сказочных задач дети оказываются в ситуации выбора, в котором важны опыт ребёнка, его мировосприятие, наиболее понятные и результативные для него способы взаимодействия с миром. Сначала дети терялись в ситуации выбора, а затем их ответы становились не похожими на ответы других ребят. Процесс группового решения и обсуждения обогащает жизненный опыт ребёнка: чем больше он будет слышать ответы детей, тем более адаптированным он будет в жизни. Решая сказочные задачи, ребёнок также совершенствует вербальный язык, то есть учится доходчиво и правильно формулировать свои мысли. Пятый этап: Работа со страхами детей. В работе со сказками особое внимание уделялось страхам детей. Не все сказки обсуждались в группе после прочитывания, иногда мы давали возможность ребёнку побыть наедине и подумать. А потом только разбирали содержание, поступки героев. В работе со страхами использовали некоторые упражнения: - Нарисуй свой страх: ребенку предлагают нарисовать свой страх на листе А4. Когда рисунок готов, спросите: «Что мы теперь сделаем с этим страхом?» - Придумываем сказку: сочините вместе с детьми сказку о волшебном сундуке, в котором лежит то, что побеждает все страхи. Что это может быть? Попросите детей нарисовать это. - Придумываем и рисуем друга: спросите ребенка: «Как ты думаешь, кто никого и ничего не боится?» Если ребенок ответит, тогда: «Давай попробуем его (ее) нарисовать». - Радуга силы: на листе бумаги нужно нарисовать радугу, из кусков пластилина (основных цветов спектра) отделять небольшие кусочки. Предложите ребенку размазывать кусочки, повторяя вслух: «Я смелый», «Я сильный». «Я смелый» — дети повторяют, размазывая пластилин правой рукой; «я сильный» — размазывая пластилин левой рукой. - Где живет страх? предложите ребенку несколько коробок разного размера, скажите: «Сделай, пожалуйста, дом для страха и закрой его крепко». Выкидываем страх: из пластилина дети катают шарик, приговаривая: «Я выкидываю страх». Затем шарик выкидывают в мусорное ведро. Угощу свой страх: предложите ребенку послушать и повторить за вами стихотворение по одной строчке: Страх боится солнечного света, Возьму три килограмма плюшек, Конфет, пирожных и ватрушек, Печенья, шоколада, Варенья, мармелада. Страх все это съест и вот, У него болит живот. Надулись у страха щечки, Разлетелся страх на кусочки. Когда ребенок повторит стихотворение, попросите нарисовать к нему картинку. Волшебная палочка: на острие карандаша прикрепить шар из пластилина, карандаш намазать клеем, обернуть мишурой (дождиком, фольгой). На пластилиновый шар прикрепить бусинки, бисер. Положить палочку на 5 мин «набираться волшебства». Выучить «заклинание» против страха: Я все могу, ничего не боюсь, Лев, крокодил, темнота — ну и пусть! Волшебная палочка мне помогает, Я — самый смелый, я это знаю! Повторить «заклинание» 3 раза, обвести вокруг себя «волшебной палочкой». Шестой этап: Самостоятельное сочинение сказок и историй. Читая сказку, используем эмоциональные средства (выделение голосом ярких выражений, мимика, жесты, пантомимика, использование игрушек, ярких иллюстраций, продуктов детской деятельности). В беседе по содержанию сказочного произведения используем вопросы, направленные на уточнение последовательности событий и понимание особенностей сказки. Во время беседы постоянно обращаемся к личному опыту детей, поощряя высказывания детей. Предлагая детям сочинить продолжение сказки, сказочного героя ставлю в различные проблемные ситуации, в которых ему требуется помощь ребенка. Эффективным приемом «путешествия» по сказке может стать участие самого ребенка в решении проблемы или перенесение на себя одного из сказочных образов. При этом мною используются различные приемы: вариативные схемы-образцы продолжения сказки, речевой пример, вопросы, побуждающие к продолжению сказки, побуждение к обдумыванию замысла, составления плана сказки. После рассказывания привлекаю детей к разносторонней оценке сказок, придуманных детьми, обращая внимание на использование выразительных средств языка при составлении сказки. Для этого мною используются разнообразные приемы побуждения детей к сочинению сказок, предлагая детям разнообразные сюжеты и интересные темы. Составляя творческий рассказ или сказку, ребёнку нужно самостоятельно придумать содержание, логически выстроить повествование, облечь в словесную форму, соответствующую этому содержанию. Такая работа требует большого запаса слов, композиционных навыков, умения точно передавать свой замысел. Всеми умениями ребёнок овладевает в процессе систематического обучения, путём постоянных упражнений. При обучении детей рассказыванию использовать несколько приёмов: - Рассказывание известной сказки от 3-го лица или от 1-го лица. Дети не только рассказывали придуманные сказки, но и старались описать свои чувства, которые возникали в той или иной сказочной ситуации. Затем дети рассказывали сказки под спокойную мелодию. - Круговое рассказывание сказки. Каждый участник группы по очереди рассказывает небольшой кусочек знакомой сказки. Создали альбом»: «Синквейн» по теме: «Сказочные герои», где дети давали ёмкие характеристики героям и делали выводы по поступкам героев. - Придумывание продолжения к знакомой сказке. Здесь последний ребёнок, сидящий в кругу, должен закончить сказку, иначе она может продолжаться бесконечно. Дети начинали придумывать концовку к таким сказкам, как «Колобок», где лиса не съела колобка, а стала его лучшим другом. «Красная Шапочка», где волк добрый, умный, хозяйственный, трудолюбивый. - Придумывание новой сказки или истории. Вместе с детьми придумали сказку: «Где же находится Дед Мороз летом?». Наиболее интересные и оригинальные сочинения мы старались записать. Очень оживляло и стимулировало творческую активность детей прослушивание сказок собственного сочинения. Развитию творческой активности детей способствовали не только непосредственно-образовательная деятельность, но и индивидуальная работа с каждым ребёнком. В мире большое количество сказок: русские народные, зарубежные, авторские, поэтому нам не составило большого труда найти сказку, чтобы она соответствовала лексическим темам, которые предложены нам ФГОС. Подводя итог о проделанной нами работы, можно сделать вывод о эффективности данного метода, как средства развития ребенка. Показатели детей в данной области развития значительно увеличились в положительную сторону. Данный метод мы будем использовать в своей работе и дальше.