Публикации Конспект урока: «Способы двигательной (физкультурной) деятельности».

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект урока: «Способы двигательной (физкультурной) деятельности».
Автор: Бажок Юрий Александрович

Конспект урока: «Способы двигательной (физкультурной) деятельности».На этом уроке вы узнаете:
  • что такое двигательные действия,
  • какие двигательные действия бывают,
  • как осуществляется двигательная деятельность
  • Ключевые слова:Движение, двигательное действие, двигательная деятельность, бег, ходьба, прыжки, лазанье, центральная нервная система, периферическая нервная система, вегетативная нервная система, управление движениями, двигательное умение, двигательный навык.За осуществление движений в нашем организме отвечает нервная система. Давайте вспомним, из каких отделов она состоит.Нервная система
  • Центральная нервная система — представлена головным и спинным мозгом.
  • Периферическая нервная система — совокупность всех нервов тела, выходящих из центральной нервной системы.
  • Вегетативная нервная система — участвует в регуляции внутренних органов: сердца, кишечника, желёз.
  • Основное содержание урокаЛюбая двигательная активность человека связана с выполнением движений.Согласно официально принятому определению, движение – это перемещение тела и его звеньев в пространстве и времени. Движение в физкультурной деятельности может как существовать само по себе, так и быть частью сложного технического приёма.В этом случае мы говорим о серии связанных между собой движений, которые формируются в двигательное действие.К способам двигательной деятельности, или двигательных действий, относятся бег, ходьба, прыжки, лазанье. При беге и прыжках в высоту человек выполняет движения ногами, но в первом случае движение ног обеспечивает перемещение тела по горизонтали, а во втором – по вертикали.Следует подчеркнуть, что направленность перемещения тела зависит от намеченной цели или задачи.В физическом воспитании решение двигательных задач зависит от того, насколько хорошо человек может выполнить движение, входящее в двигательные действия.За управление движениями в нашем организме отвечает нервная система, которая состоит из центральной, периферической и вегетативной нервной системы.Центральная нервная система содержит более 14 млрд нервных клеток и представлена головным и спинным мозгом.Головной мозг человека состоит из двух взаимосвязанных полушарий – правого и левого, ствола и мозжечка. Снаружи полушария мозга окутаны тонкой корой, в которой находится около 4 млрд нервных клеток.Периферическая нервная система – это совокупность всех нервов тела, выходящих из центральной нервной системы. От головного мозга отходит 12 пар черепных нервов, а от спинного – 31 пара спинномозговых. Эти нервы передают импульсы от органов чувств к головному мозгу и от головного мозга к мышцам.Вегетативная нервная система участвует в регуляции внутренних органов – сердца, кишечника, желёз.Нервная система работает по двум принципам:- по принципу рефлекса, то есть ответной реакции организма на поступившее извне раздражение;- по принципу замкнутого рефлекторного координированного управления.Второй принцип срабатывает во время выполнения сложных двигательных действий.За координацию движений отвечает отдел головного мозга под названием мозжечок.Успешное овладение двигательными действиями зависит не только от физиологических особенностей нашего организма, но и от некоторых психических процессов, таких, например, как внимание, память и мышление. О них мы подробно говорили на прошлом уроке, поэтому пойдем дальше.Каждый человек наделен от природы способностью перемещаться в пространстве, то есть совершать движения.Однако в нас не заложены готовые двигательные действия, с помощью которых мы могли бы решать разнообразные двигательные задачи.Поэтому умением превращать движения в двигательные действия необходимо овладевать.Наиболее эффективный способ выполнения двигательного действия называется техникой физического упражнения.Обучение двигательным действиям называется технической подготовкой. Основная ее цель – научиться выполнять двигательные действия в соответствии с теми двигательными задачами, которые надо решить.Освоение любого сложного двигательного действия осуществляется быстрее и качественнее, если входящие в него движения предварительно хорошо разучены. Если движения разучены недостаточно хорошо, при освоении двигательного действия могут появиться ошибки, что, вероятнее всего, приведет к снижению качества выполнения двигательного действия. Чтобы избежать ошибок при освоении двигательного действия, каждое движение необходимо разучивать с помощью подводящих упражнений, которые позволят не только правильно изучить движения, но и согласовать их между собой.Каждое подводящее упражнение содержит в себе движение или элементы разучиваемого двигательного действия. Их постепенное и последовательное освоение приводит к формированию самого двигательного действия. Когда двигательное действие освоено, им необходимо научиться правильно пользоваться. Например, если школьник освоил бросок баскетбольного мяча, это не значит, что он сможет точно забрасывать его в корзину в прыжке после ведения или с расстояния 3 м. Это свидетельствует о том, что для того, чтобы решать двигательные задачи с помощью освоенного двигательного действия, необходимо менять условия, то есть находить новые, неизвестные ранее решения.Результативность освоения любого двигательного действия может характеризоваться разными качественными уровнями – двигательным умением и двигательным навыком.Двигательное умение – это такой уровень владения техникой двигательного действия, при котором необходимо следить за выполнением каждого входящего в него движения.Двигательный навык – это такой уровень владения техникой двигательного действия, когда внимание сосредоточено только на условиях и результате действия.