Публикации Методическая разработка: «Оздоровительная деятельность в школе».

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка: «Оздоровительная деятельность в школе».
Автор: Бажок Юрий Александрович

Методическая разработка: «Оздоровительная деятельность в школе».В настоящее время политика государства направлена на то, чтобы сохранить и укрепить здоровье школьников. Закон РФ «Об образовании» в качестве одной из приоритетных целей ставит сохранение и укрепление здоровья обучаемых. В Проекте Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования поставлены задачи воспитания у учащихся ценностного и бережного отношения к собственному здоровью, сохранения его на основе использования знаний и умений в повседневной жизни, овладения технологиями оздоровительных систем. В то же время в стране в последнее года наблюдается устойчивое ухудшение состояния здоровья учащихся. В современных российских школах с жесткой унификацией и стандартизацией образовательного процесса состояние здоровья учащихся учитывается статочно. В большинстве из них работа по сохранению и укреплению здоровья носит стихийный, эпизодический характер.Учителя недостаточно применяют здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. У учащихся не сформировано ценностное отношение к собственному здоровью, большинство из них имеет низкий уровень знаний по проблеме здоровьесбережения, не владеет элементарными умениями и навыками по сохранению собственного здоровья.  Поэтому считаю, что использование здоровьесберегающих технологий в системе образования актуально сегодня, а «Физическая культура» – учебный предмет, призванный эффективно решать одну из самых приоритетных задач современного образования –  формирование здорового образа жизни учащихся. Основные задачи здоровьесберегающих технологий:1.Укрепление здоровья, повышение физической подготовленности и формирование двигательного опыта, воспитание активности и самостоятельности в двигательной деятельности. 2.Выявление и профилактика на раннем этапе различных заболеваний у учащихся (сколиоз, плоскостопие, ожирение и т.д.). 3.Развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости; обучение разнообразным комплексам акробатических, гимнастических, легкоатлетических и других физических упражнений общеразвивающей направленности; 4.Развитие основ здорового образа жизни: организация утренней гимнастики, физкультминуток, подвижных игр на учебных переменах; профилактика табакокурения, наркомании; воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности.
  • Формирование интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями обучение простейшим способам измерения показаний физического состояния и развития (рост, вес, осанка, частота сердечных сокращений после выполнения физических нагрузок и др.).
  • Привитие учащимся интереса  к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
  • Забота о детях, о сохранении и укреплении здоровья есть одна из государственных задач с первых дней рождения ребенка. Мы являемся свидетелями широкого развития спорта в нашей стране. С каждым годом в занятия физической культурой и спортом вовлекаются все больше детей и молодежи, спорт успешно развивается и становится популярным среди всех слоев населения.Для оценки физического развития конкретных групп обследуемых пользуются антропометрическими стандартами, которые получены путем обследования именно такой же возрастной группы. Все признаки физического развития в определенной мере зависят от роста. Чем выше рост, тем обычно выше и другие антропометрические данные и наоборот. Значит, определенному росту должны соответствовать и другие определенные антропометрические показатели: вес, ОГК и другие. Большому росту всех основных показателей физического развития способствуют упражнения, разработанные учителем школы, в частности для развития выносливости, силы, быстроты, прыгучести и т.д. А так же, за последние годы заметно улучшились:
  • физические данные у школьников. Это связано с тем, что резко изменились жизненные условия многих семей в лучшую сторону.
  • в рационе детей появилось большое разнообразие нужного количества витаминов, белков и углеводов, что связано появлением большого количества продуктов.
  • заметно резко выросли физкультурно-оздоровительные мероприятия для детей всех возрастных групп.
  • появились много спортивно-оздоровительных комплексов для детей разного возраста.
  • появилось много инвентаря в торговых павильонах, а самое главное Правительством разработаны целевые программы по обеспечению детей необходимым инвентарем и оборудованием,  которые   работают на сегодняшний день очень продуктивно и разнообразно. 
  • конечно, большую роль в развитии и совершенствовании детей в плане физической культуре и спорта играет свободный доступ в Интернет и различные информационные программы, которых на сегодняшний день разработано много. 
  • В настоящее время можно ориентироваться уже с 4-5 лет прогнозировать длину тела, что имеет большое значение для отбора детей в различные спортивные секции. Для спортивного отбора детей, особенно на первых его этапах, особое значение имеет наследственность.  Это и понятно, так как любой успешный прогноз возможен лишь в том случае, если в основу его положены какие-то стабильные, предсказуемые факторы. Если же за основу прогноза взять такие факторы, которые легко поддаются тренировке (т.е. зависят от средовых влияний), то, учитывая незавершенность формирования организма в детском возрасте, прогноз осуществить практически невозможно. На какие факторы можно опираться, чтобы они могли служить  наиболее надежными показателями при определении спортивной пригодности? Одним из таких факторов является конституционное строение тела, его антропометрические данные. Причем наибольшее влияние наследственность оказывает на продольные размеры тела (длина туловища, верхних и нижних конечностей и др.), меньшее – на широтные размеры (ширина таза, бедер, плеч) и еще меньшее – на объемные размеры (обхват запястья, бедра, голени и др.). В табл. 1 в процентах приведена степень наследуемости ряда основных антропометрических (морфологических) признаков. Таким образом, наиболее надежными показателями телосложения являются рост и другие продольные размеры тела. В тех видах спорта, где рост имеет большое значение, этот показатель может использоваться как один из основных уже на стадии первичного отбора, тем более, что предсказать длину тела ребенка можно практически в любом возрасте, для чего можно пользоваться данными, приведенными в табл. 2.   Длина тела у мальчиков и девочек в  возрасте от 1 года до 18 лет (в % к окончательной длине взрослого человека).Несмотря на то что поперечные размеры тела наследуемы в несколько меньшей мере, тем не менее, они также могут служить показателями целесообразности занятий тем или иным видом спорта.Систематическое изучение динамики физического развития школьников, выявили зависимость физического развития человека и от внешней среды. Данные задачи я решаю на каждом уроке физической культуры и во внеурочное время посредством различных оздоровительных мероприятий.Построение оздоровительной деятельности в школе осуществляю по трем основным направлениям: 
  • медико-гигиеническое (осуществляемое при тесном контакте педагог – медицинский работник – ученик); 
  • физкультурно-оздоровительное (отдается приоритет занятиям физкультурной направленности); 
  • экологическое (создание гармоничных взаимоотношений с природой).
  • Только благодаря комплексному подходу к обучению школьников можно  решать задачи формирования и укрепления здоровья учащихся. Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяю следующие группы средств: 1) средства двигательной направленности;2) оздоровительные силы природы;3) гигиенические факторы.Комплексное использование этих средств позволяет решать задачи педагогики оздоровления. На уроках и во внеурочное время использую следующие средства здоровьесберегающей технологии: 
  • Гимнастические комплексы и игры
  • Комплекс ОРУ перед началом занятий
  • Физические упражнения с предметами и на гимнастических снарядах
  • Физические упражнения и игры для формирования правильной осанки
  • Комплексы мероприятий по соблюдению правил личной гигиены, закаливанию, профилактике различных заболеваний (нарушение осанки, плоскостопия, близорукости, ожирения, инфекционных заболеваний и т.д.)
  • Комплексы мероприятий по профилактике повреждений и травм, оказанию первой доврачебной помощи
  • Комплекс занятий по лечебной физической культуре
  • Занятия на спортивной площадке
  • Подвижные игры
  • Подвижные перемены
  • Дни здоровья 
  • Часы здоровья 
  • Кружок «Здоровье» 
  • Родительские лектории (на общешкольных и классных родительских собраниях)
  • Организационно-теоретические и практические занятия с педагогическим коллективом 
  • школьные, городские и республиканские соревнования.