Публикации Цифровые технологии в образовательном процессе

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Цифровые технологии в образовательном процессе
Автор: Лилия Владимировна Страшевская

ЭссеЦифровые технологии в образовательном процессе.Цифровизация прочно вошла в нашу жизнь. Ежедневно мы проделываем сотни манипуляций с «цифрой». Относиться к этому можно по-разному. Хотим мы того или нет, цифровизация неизбежно затрагивает нашу повседневную жизнь. Уже выросло целое поколение, которое не представляет свою жизнь без электронных гаджетов, ежедневного выхода в онлайн для общения и учебы. Трудности дистанционного обучения в условиях пандемии, хотим ли мы этого или нет, предупреждают учительское сообщество о грядущих изменениях в системе образования. "Цифровая школа" станет необходимой реальностью в современном мире. В связи с этим изменится роль педагогов в образовательных организациях – сделает из учителей «кураторов, ориентирующих ребенка в соответствии с его запросами и приоритетами», а также обновит содержание образования.Уже сейчас интенсивно создаются электронные учебники, появляются и развиваются образовательные платформы, существует множество онлайн-курсов, вебинаров, семинаров. Такого рода образовательные площадки приобретают все большую популярность как среди педагогов, так и среди учащихся и открывают большие возможности для всех участников образовательного процесса. Теперь любой желающий может получить дистанционно дополнительное образование, сменить специализацию, направление в той или иной сфере, повысить свою квалификацию, обменяться опытом с коллегами и учениками. Учитель становится тьютором, наставником и может «сопровождать» процесс обучения разных групп детей. Уроки можно сделать интересней, насыщенней, а самое главное, оптимизировать индивидуальную работу с детьми, улучшить качество подготовки к итоговой аттестации.У преподавателей, использующих современную технику и интернет, шансы завоевать интерес своих воспитанников гораздо выше, чем у сторонников зубрежки. К счастью, современные школы потихоньку оснащают техническими благами цивилизации: хорошими компьютерами, интерактивными досками, проекторами, планшетами и даже очками виртуальной реальности. Занятия, построенные с использованием этих средств, становятся динамичнее, нагляднее, и дети лучше воспринимают материал.Для успешной цифровизации образования важно, чтобы учитель видел пользу современных технологий, понимал, чем они могут помочь. Цифровой инструментарий даёт широкие возможности для творчества, самовыражения не только педагогов, но и учеников. При этом образовательный процесс может сильно измениться: индивидуальные образовательные траектории придут на смену существующей школьной системе. Цифровые технологии сегодня - это главный инструмент работы с одарёнными обучающимся. Особенно популярны в педагогическом сопровождении таких детей следующие технологии: ·технология совместных экспериментальных исследований учителя и ученика; ·технология «Виртуальная реальность»; ·технология «3D моделирование»; ·технология «Панорамных изображений»; ·технология «Образовательная робототехника»; ·технология МСИ (использования малых средств информатизации).В последнее время отмечается рост количества детей с ограниченными возможностями здоровья. Одна из главных задач современного образования - создать условия, чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья мог стать полноценной личностью, материально обеспечивать себя и быть полезным обществу. Для этого используют различный цифровой инструментарий для их психолого-педагогического сопровождения.В работе детьми с ОВЗ педагогическое сопровождение надо воспринимать не только как метод, процесс, но и службу. Такой эффективной службой могут стать образовательные платформы - Центры дистанционного обучения (ЦДО) детей с ограниченными возможностями здоровья, которые уже создаются в образовательных школах и высших учебных заведениях. В Центрах используются такие формы работы с детьми как: chat-занятия (очно-дистанционные), web-занятия (дистанционные), очные занятия. В каждой из этих форм применяются следующие средства работы: электронные курсы и почта, форум, iChat-телеконференция, Skype, облачные технологии. Последовательно реализуется принцип ранней глубокой профилизации обучения, выстраивается индивидуальная образовательная траектория для каждого ребенка с учетом интересов, склонностей, физических возможностей, состояния здоровья по индивидуальному расписаннию.С развитием цифровых технологий в последние десятилетия стало возможным проведение более точных и эффективных исследований в области психологии и педагогики. Цифровые технологии предоставляют уникальные возможности для анализа данных, визуализации результатов и создания инновационных подходов к образованию и воспитанию.Одним из основных преимуществ цифровых технологий в психолого-педагогических исследованиях является возможность сбора и обработки больших объемов данных. С помощью специализированных программ и приложений исследователи могут собирать информацию о поведении и активности учащихся и обучающихся в онлайн или оффлайн средах. Это позволяет проводить более точные и объективные исследования, а также выявлять скрытые закономерности и тенденции.Кроме того, цифровые технологии обеспечивают возможность использования современных методов анализа данных, таких как машинное обучение и искусственный интеллект. Эти методы позволяют автоматизировать процессы обработки и анализа данных, что значительно ускоряет и упрощает работу исследователей.Важной частью психолого-педагогической практики становится использование онлайн образовательных платформ и сервисов. С их помощью учителя могут создавать интерактивные уроки, тестирующие задания и курсы, которые индивидуализируют обучение и помогают каждому ученику достичь максимальных результатов. Также цифровые технологии позволяют внедрять игровой подход в образовательный процесс, что делает учебу более увлекательной и интересной для детей.Системы анализа данных и машинного обучения также находят свое применение в области диагностики и поддержки детей с психологическими и педагогическими проблемами. Автоматизированные системы могут выявлять индивидуальные потребности и трудности каждого ученика, что помогает учителям и специалистам разрабатывать более эффективные и персонализированные подходы к работе с ними.Таким образом, цифровые технологии открывают широкие возможности для развития психолого-педагогических исследований и практики. Они позволяют исследователям получать более точные и объективные данные, а учителям создавать инновационные образовательные программы и методики, которые могут значительно улучшить качество образования и помочь детям достичь лучших результатов в учебе и развитии.Спасибо за внимание!