Публикации
«Экспериментальная деятельность детей второй младшей группы»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Экспериментальная деятельность детей второй младшей группы»
Автор: Анна Олеговна Васильева
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Экспериментальная деятельность детей второй младшей группы»
Автор: Анна Олеговна Васильева
Статья«Экспериментальная деятельность во второй младшей группе»«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал». (В. А. Сухомлинский)У детей 3-4 лет развивается наглядно-образное мышление, ребёнку этого возраста сложно добывать знания самостоятельно, оперировать ими, творчески мыслить, делать выводы, познавательные и умственные способности детей развиты недостаточно, поэтому мы считаем, что экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.Так как интерес к экспериментированию возникает с раннего возраста, занятия по детскому экспериментированию мы начинаем проводить со 2-й младшей группы.В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.В экспериментальной деятельности достаточно чё тко представлены моменты саморазвития: преобразование объекта, производимые ребёнком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные преобразования. Таким образом, по мере накопления знаний об возможность ставить себе всё новые, более сложные цели.Достоинства метода экспериментирования :способствует формированию целевых ориентиров: ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать; обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности; открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе.обеспечивает интеграцию образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»обеспечивает интеграцию видов деятельности : познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование.развивает интерес ребенка к окружающему миру, активность, инициативу и самостоятельность в его познании в ходе практической деятельностиЭкспериментальная работа вызывает у ребенка:— интерес к исследованию природы,— развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение,— стимулирует познавательную активность и любознательность,— активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний с этическими правилами в жизни общества.В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) образовательной области познавательное развитие должны обеспечивать:— игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой) и т. д.Младший дошкольный возраст – период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Все, что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками.В процессе такого исследования развивается любознательность и познавательная активность малыша, расширяются его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый чувственный опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта.Ярко выраженная любознательность ребенка является важнейшим показателем его успешного психического развития. Она проявляется в том, что ребенок:активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающим;быстро обнаруживает новое, стремится сразу же исследовать его;с интересом включается в предложенные взрослым игры с водой, песком, экспериментирование с различными веществами;подолгу с увлечением экспериментирует сам, подражая взрослому и изобретая новые действия;радуется своим открытиям, стремится поделиться ими со взрослыми.Любая деятельность малыша – источник познания.Экспериментирование является особым видом деятельности детей, в процессе которого наиболее ярко проявляется их собственная активность, направленная на получение новых знаний, на получение продуктов собственного творчества, что поддерживает детскую инициативность и является одним из условий перехода детей на более высокий уровень социально-познавательной активности.Особенности детей второй младшей группы (3-4 года) :— Развивается наглядно-образное мышление.— Способны улавливать простейшие причинно-следственные связи.— Возникает вопрос «Почему?», пытаются отвечать сами.— Реагируют на предупреждения взрослых, но сами следить за выполнениями правил безопасности не могут.В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Познание детьми окружающего мира является неотъемлемой частью их жизни, одной из самых интересных, увлекательных и творческих видов деятельности. При проведении совместных экспериментов я даю детям возможность самим открыть что-то новое.Опыты, словно фокусы. Только загадка фокусов так и остается неразгаданной, а вот всё, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. , логику, творчество ребёнка, наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», более полно удовлетворить естественную любознательность. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.Во второй младшей группе экспериментирование мы организовали следующим образом:— ставили цель опыта, помогали детям продумать план его проведения, и вместе с детьми осуществляем необходимые действия.— постепенно привлекаем детей к прогнозированию результатов своих действий (Например, «Что получится, если мы снег принесем в группу?»)— Учим детей подбирать и находить необходимый материал и оборудование, выполнять простейшие действия, видеть результат деятельности, тем самым, развивая любознательность и собственную исследовательскую активность детей.Таким образом, понимая, какое значение имеет детское экспериментирование для всестороннего развития ребенка, мы проанализировали методический материал по данной теме, систематизировали его и применяем его на практике.Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (и другие) опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их.