Публикации Развитие интегративных качеств детей дошкольного возраста посредством интерактивных игр

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие интегративных качеств детей дошкольного возраста посредством интерактивных игр
Автор: Покидько Ирина Васильевна

Развитие интегративных качеств детей дошкольного возраста посредством интерактивных игрВ настоящее время система образования претерпевает изменения и активно обновляется. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Цель современного дошкольного образования не только вложить в ребенка необходимые навыки и умения, но и воспитать в нем гармоничную личность, создав для этого максимально комфортные условия. Осуществление этой цели реализуется через развитие интегративных качеств дошкольников, которые в своей совокупности создают индивидуальность. Что включают в себя интегративные качества?Посещая дошкольное образовательное учреждение, ребенок получает море впечатлений, ведь там он играет и общается, получает новые навыки и применяет их на практике, задает вопросы и получает на них ответы, учится сопереживать и делиться эмоциями, соблюдать правила, планировать свои действия и подчиняться распорядку. Все выше перечисленное является показателями развития интегративных качеств личности ребенка.Лучше всего формирование и развитие интегративных качеств дошкольников происходит в игре. Игра для дошкольников – лучший способ обучения, познания окружающего мира, моделирования жизненных ситуаций, недоступных для них в реальной жизни. В игре ребенок получает возможность научиться самостоятельно, находить выход из предложенных ситуаций, получить новые знания и использовать их. Использование информационно-коммуникативных технологий дает возможность расширить творческие способности ребенка и педагога, оказывает положительное влияние на формирование интегративных качеств дошкольника.В своей работе с дошкольниками я широко используем интерактивные игры. Интерактивная игра – это активный метод обучения, позволяющий участникам взаимодействовать, или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком), или чем-либо (например, компьютером). Положительной стороной интерактивных игр является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их побуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации. Интерактивные игры являются хорошим диагностическим материалом. В процессе их проведения можно отследить знания детей в различных образовательных областях.В течение двух лет я разработала интерактивные игры по различным направлениям. Игры включают в себя: загадки, вопросы, логические задания, проблемные ситуации, головоломки, ребусы и многое другое.Первая интерактивная игра «Волшебный мир искусства» была посвящена музыке и изобразительному искусству. Проанализировав методическую литературу по данной теме, мною был отобран материал, доступный для восприятия детьми старшего дошкольного возраста. Данный интерактивный продукт позволил интегрировать несколько образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Демонстрация игры «Волшебный мир искусства».В процессе игры дети закрепили знания и представления о музыкальных инструментах, основах музыкальной грамоты, а также жанрах живописи и произведениях изобразительного искусства. Действуя в команде, дети учились выполнять коллективные задания, выслушивать друг друга и принимать общее решение.Интерактивная игра «Знатоки природы» имеет экологическую направленность. Эта игра также сочетает в себе различные образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие». Демонстрация игры «Знатоки природы».Данная игра позволяет не только обобщить полученные знания по этому направлению, но и решает коммуникативные задачи: это обмен опытом, выработка общего мнения, создание условий для диалога.По итогам игры дети показали достаточно высокие результаты знаний об исчезающих видах растений и животных, о созидающем труде человека в природе.Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой. Это и натолкнуло нас на создание интерактивной игры «Жизнь прекрасна, когда безопасна», которая обобщила знания о правилах безопасного поведения по следующим разделам «Пожарная безопасность», «Безопасная дорога», «Безопасность дома», «Службы спасения». Данная игра интегрирует в себе следующие образовательные области «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Демонстрация игры «Жизнь прекрасна, когда безопасна». В результате данной игры детьми были усвоены основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенности поведения в них, сформирована готовность самостоятельно решать задачи личной безопасности.Универсальность интерактивных игр позволяет нам использовать их в разных видах деятельности. Они могут быть частью непосредственной образовательной деятельности, служить основой тематического досуга, быть итоговым мероприятием по пройденной теме. Проделанная мною работа показала высокую эффективность интерактивных игр в развитии интегративных качеств дошкольников. В дальнейшем я планируем продолжить работу по данному направлению, разработать интерактивные игры по другим образовательным областям, а так же активно включать их в работу с педагогами ДОУ и семьями воспитанников.