Публикации «Развитие воображения дошкольников через нетрадиционные техники рисования»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Развитие воображения дошкольников через нетрадиционные техники рисования»
Автор: Пасторок Мария Анатольевна

«Развитие воображения дошкольников через нетрадиционные техники рисования».Воображение ребёнка развивается постепенно, в процессе накопления им жизненного опыта, и все образы деятельности воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на впечатлениях реальной жизни.Для того чтобы начать фантазировать, человек должен увидеть, услышать, получить впечатления и удержать их в памяти.Развитие воображения зависит от наблюдательности ребенка, его умения видеть особенности окружающих предметов и явлений, сравнивать их, выделять характерное. Дошкольники очень близки к природе, им интересно всё, вкус и запах снега, качество песка, цвет травы, свойство грязи, то есть дети видели, слышали и распознавали все, что попадалось им на глаза, под руку. Воображение формируется и развивается в различных видах игровой деятельности, в которых ребенок вместе со взрослым придумывает, на что похож тот или иной бесформенный материал или объект. Уже на втором году жизни дети способны увидеть в таких материалах что-то знакомое. Детям очень нравится игра «На что похоже?»Дети очень любят наблюдать. Наблюдая за облаками во время прогулки, дошкольники узнают и видят много нового, удивительного, волшебного и необыкновенного: как образуются облака, как они парят по небу, почему облака белые. Чтобы активизировать воображение, предлагаем детям сказать, «На что похоже облако?». Ребята наперебой рассказывают: «Это плюшевый мишка», «Самолет», «Сладкая вата», «Это Белочка», «На пушистого котика».Самыми любимыми объектами для наблюдения являются объекты живой природы, а именно: насекомые, птицы, животные. Во время наблюдений дети получают знания о внешнем виде, повадках, привычках, способах питания, местах обитания. И дети делятся своими знаниями, своим личным опытом. Используем при наблюдениях сказки, рассказы, загадки. Предлагаем детям составлять описательные загадки. Чем больше дети знают об объектах живой природы, тем интереснее становятся их загадки.Воображение и творческое мышление тесно взаимосвязаны, так как одно не существует без другого. Поэтому для развития детского воображения, помимо игр, развиваем творческие способности с помощью применения методов изобразительной деятельности.С помощью рисования ребенок воплощает собственные представления на бумаге при помощи красок и кисти или карандашей. Дети создают фантастические образы в рисунках, содержание которых заимствовано из наблюдений за объектами природы. Для развития воображения можно использовать разные приемы, вызывая у ребенка интерес к процессу создания чего-то нового, интересного.А использование нетрадиционных техник рисования – демонстрирующих необычное сочетание материалов и инструментов, универсальность использования – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлениясамостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Комбинируя и применяя различные способы изображения в одном рисунке, дошкольники могут самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.Мы остановили свой выбор на следующих:
  • монотипия,
  • кляксография,
  • рисование нитями,
  • оттиск мятой бумагой или поролоном. Выбор этих техник не случаен:
  • во-первых, они наиболее благоприятны для развития творческого воображения, так как их результат непредсказуем и индивидуален,
  • во-вторых, они доступны в техническом отношении детям дошкольного возраста,
  • -в-третьих, процесс выполнения изображения названными техниками увлекателен, интересен, связан с положительными эмоциональными переживаниями.С нашей точки зрения, важно придерживаться определенной логики в использовании нетрадиционных техник рисования для развития воображения дошкольников.Это поэтапное усложнение изобразительной деятельности: от наиболее простых видов нетрадиционных техник рисования к более сложным, комбинированным, требующим максимальной самостоятельности в выборе идейного замысла и средств его осуществления. Использование комплекса различных нетрадиционных техник рисования, позволяющих варьировать приёмы работы с полифункциональными материалами. Создание трансформируемой развивающей предметно-пространственной среды.Для педагога же главное – научить ребенка наблюдать, вслушиваться, анализировать и отражать свои впечатления на листе бумаге.